Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52
Отношение учителя к ребенку - индикатор отношений к нему и его одноклассников. Учителю необходимо поддерживать дружбу ребят, формировать их интересы. Важная цель воспитательной работы - привить ребятам чувство, что класс - это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. И, наконец, учителю принадлежит главная роль в учебном процессе: он передает знания, воспитывает ребенка.
Таким образом влияние педагога будет оптимальным только в том случае, если ученик положительно относится к учителю, если в его сознании складывается представление об учителе как о человеке много знающем и умеющем, добром и справедливом. Это значит, что прежде всего учитель должен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении с детьми он не может допустить фальши, неискренности, нетерпимости, грубости, раздражительности, злости, потери самообладания. Ему нужно уметь понять всех и каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь именно от мастерства учителя, его общения зависят взаимопонимание, установление в детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.
Мастерство учителя
Учителю необходимо бережно относиться к достоинству ребенка, быть доброжелательным и деликатным в общении, разумно любить, соединять в себе мягкость и требовательность. Общаясь с детьми, педагог должен отдавать себе отчет в происходящих взаимодействиях, управлять ими, быть как бы вне их: наблюдать, анализировать, принимать решения, чувствовать ответную реакцию, гибко менять поведение, находить оптимальные способы и средства влияния.
Педагог учит детей организовывать коллектив. Для успешной организации коллектива учитель должен знать основные принципы его формирования.
Для младшего школьника школа - это, прежде всего, учитель. Если ребенок любит учителя, значит, он любит учиться, любит школу. Психологическая совместимость между учителем и учащимися - одно из условий эффективного учебного процесса. Поэтому для учителя большое значение имеет знание того, как его воспринимают дети.
Вывод по главе 1
Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.
Являясь ячейкой общества,
семья отражает его идейно-политические
и нравственные устои. В ряду духовных
ценностей семьи важнейшее
В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.
Очень важной для ребенка младшего школьного возраста является педагог (его роль). Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М. Юсупов в книге «Психология взаимопонимания»: «В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших.
Не только в процессе обучения,
но в условиях неофициального общения
потребность детей младшего школьного
и подросткового возраста в стимулировании
улыбкой велика. Поэтому скупость
педагога на этот мимический элемент
невербального общения
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей
На первом этапе нашего исследования
проведен опрос социализации для детей
"Моя семья". За основу взята методика О. И.
Маткова. Эта методика используется для
изучения мнений учащихся (анализ взаимоотношений
в семье, методов воспитания), что дает
возможность сделать более объективные
выводы относительно организации воспитания
ребенка в семье. В данной методике предлагаются
вопросы для учащихся. Варианты возможных
ответов (выбрать необходимо один):
1) Конечно, да (конечно, мать).
2) Видимо, да (видимо, мать)
3) Не знаю (конечно, отец)
4) Видимо, нет (видимо, отец)
5) Конечно, нет (оба родителя)
На своих листочках ребятам необходимо написать фамилию, имя, с кем живут. Вопросы переписывать не надо, ставить только номер вопроса и номер ответа (например, 1-5, 2-1, и т. д.)
1. Сердятся ли родители,
если Вы спорите с ними?
2. Часто ли родители помогают Вам в выполнении
домашних заданий?
3. С кем Вы чаще советуетесь,
с матерью или отцом, когда
нужно принять какое-либо
4. Часто ли родители соглашаются с Вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
5. Часто ли родители Вас наказывают?
6. Правда ли, что родители не всегда понимает Вас, ваше состояние?
7. Верно ли, что Вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
8. Действительно ли, что
у Вас в семье нет общих
занятий и увлечений?
9. Часто ли в ответ на Вашу просьбу разрешить
Вам что–либо родители отвечают, что это
нельзя?
10. Бывает ли так, что
родители настаивают на том,
чтобы Вы не дружили с кем-
11. Кто является главой в Вашей семье: мать или отец?
12. Смеются ли родители
над кем-нибудь из Ваших
13. Часто ли родители
разговаривают с Вами
14. Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, недружеские отношения между родителями?
15. Верно ли, что в Вашей
семье мало помогают друг
16. Правда ли, что родители не обсуждают
с Вами прочитанных книг, просмотренных
телепередач, фильмов?
17. Считают ли Вас родители
капризным ребенком?
18. Часто ли родители настаивают на том,
чтобы Вы поступали согласно их желаниям,
говоря, что они разбираются в этом вопросе
лучше Вас?
19. С кем из родителей Вы больше общаетесь?
20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают
мероприятия, которые организует школа?
21. Наказывали ли Вас
более сурово, чем других детей?
22. Часто ли Вы с родителями говорите «по
душам», советуетесь по личным проблемам?
23. Верно ли, что у Вас нет ежедневных домашних
обязанностей?
24. Правда ли, что родители не ходят с Вами
в театры, музеи, на выставки и концерты?
Показатели и ключ
Изучается степень выраженности в семейном
воспитании восьми факторов (показателей):
1. Строгость (гибкость) воспитательных
установок (вопросы 1, 9, 17).
2. Воспитание самостоятельности, инициативы (вопросы 2, 10, 18).
3. Доминантность отца, матери
или равное участие обоих
4. Отношение к школе, учителям (вопросы 4, 12, 20).
5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (вопросы 5, 13, 21).
6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (вопросы 6, 14, 22).
7. Взаимопомощь в семье,
наличие или отсутствие общих
дел
(вопросы 7, 15, 23).
8. Общность интересов (вопросы 8, 16, 24).
Ответы «5», «конечно, нет» — указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15.
Ответы «1», «конечно, да» — указывают на педагогически отрицательное проявление данного фактора. Минимальная сумма баллов по одному фактору — 3.
Максимальная сумма баллов по всем факторам — 120, минимальная — 24.
Уровни взаимоотношений в семье
— Благополучный (высокий) |
— 120-96 баллов |
— Менее благополучный (выше среднего) |
— 95-72 балла |
— Удовлетворительный (средний) |
— 71-47 баллов |
— Неблагополучный (низкий) |
— 46-24 балла. |
Таблица 2.1 - Результаты исследования у детей в соответствии с методикой
№ |
Имя ребенка |
баллы |
1 |
Аня Д. |
120 |
2 |
Аня С. |
90 |
3 |
Боря Д. |
100 |
4 |
Влад Ц. |
88 |
5 |
Герман Н. |
84 |
6 |
Дима Р. |
114 |
7 |
Дарина М. |
86 |
8 |
Дима К. |
85 |
9 |
Ева И. |
98 |
10 |
Елисей В. |
50 |
11 |
Женя П. |
115 |
12 |
Женя Н. |
47 |
13 |
Игорь Л. |
38 |
14 |
Ира П. |
99 |
15 |
Коля К. |
36 |
16 |
Лиза К. |
76 |
17 |
Лена С. |
79 |
18 |
Лена В. |
96 |
19 |
Леша Р. |
78 |
20 |
Леня С. |
98 |
В ходе проведенного анализа можно сказать, что 14% детей демонстрируют удовлетворительный уровень взаимоотношений в семье, 36% - менее благополучный уровень и 40% - благополучный уровень и 10% - неблагополучный уровень.
Графически данные представлены на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Уровни развития взаимоотношений в семье
В целом можно сказать, что уровень взаимоотношений в семье удовлетворительный составляет примерно 14%. Большинство же детей демонстрируют благополучный уровень взаимоотношений в семье – 36%.
2.2 Программа мероприятий
по ознакомлению детей с
Был проведен классный час по теме « Семья в моей жизни»
Разработка классного часа на тему: «Семья в моей жизни»
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливо детство.
Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие Дом?
2. Как сохранить тепло Дома?
3. Какая семья считается счастливой?
4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Основные понятия:
Конфликт - противоборство, столкновения, серьезное разногласие.
Эмоции - волнения, реакция
на внутренние и внешние раздражители.
имеют ярко выраженную субъективную
окраску и связаны с
Подготовительный этап: