Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52
2.Разобрать понятия «семья»,
«семейные ценности» и
3. Проанализировать притчи
о семье и семейном счастье.
Объяснить важность сохранения
семейных ценностей:
4. Сформулировать «правила» семейной жизни.
5.Создать проект «Моя
семья», направленный на закрепление
понятий «семья», «семейные
Оборудование:
1.Тексты притч для анализа
на уроке (ребята их возьмут
с собой, чтобы почитать
2.Заготовки для проекта «Моя семья» - альбомные листы следующего вида: Название проекта «Моя семья», герб семьи, три самые важные ценности, пожелание своей семье
3. Карандаши, фломастеры.
4 . Презентация на тему классного часа.
5. Можно оформить музыкальные
заставки на время, пока
Ход урока
1.Знакомство с классом.
Оргмомент Слово учителя:
Пятый класс - важный этап в школьной жизни. Возможно, некоторым будет поначалу сложно: новые учителя, новые предметы, новый кабинет. Но вы всё сможете преодолеть. Я в это верю. Тем более, что я буду всегда рядом. С какими бы трудностями вы ни столкнулись, подходите ко мне. Я постараюсь помочь сделать вашу школьную жизнь интересной. Кабинет литературы теперь будет вашим кабинетом: здесь мы будем проводить классные огоньки, устраивать чаепития, учиться))), сюда будут приходить ваши родители на собрания. С понедельника у вас начнутся занятия. Вот расписание ( дать в распечатанном виде или записать в дневник под диктовку). С вами будут работать учителя, которых вы знаете с начальной школы, но будут и новые. У вас на столах распечатки с именами педагогов. Дома аккуратно перепишите их в дневник. ( Распечатки с ФИО педагогов).
2. Объяснение понятий «семья», «семейные ценности».
Сегодня я бы хотела поговорить с вами о семье, семейных ценностях, ведь класс – это тоже семья, и от того, как каждый из нас будет относиться к нашей школьной семье, зависит, будет ли хорошо всем нам, всему классу.
[Если ребята относят к семье только родителей, то можно прочитать стихотворение:
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.]
Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей. Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие здесь стали семьёй. - Что я имею в виду? – Чтобы мы были дружными, помогали, если у кого-то что-то не получается, чтобы у нас была и цель одна: получить твёрдые знания, которые помогут в дальнейшем найти свой жизненный путь.
- А что такое семейные ценности?
Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
- Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
3. – Послушайте притчу и запишите смысл притчи одним предложением.
Чтение притч
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
* Притчу можно разобрать в классе или дать для осмысливания дома.
4. - Ребята, что бы вы ещё добавили к записанному, о чём мы ещё не сказали?
Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей.
Посмотрите, у нас появились правила семейной жизни. Эти правила применимы и к школьной жизни, не так ли? Кто сможет доказать?
5. Рефлексия методом проектов
Ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем альбом нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.
Проект «Моя семья»: верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.
На столе перед учащимися инструкция по составлению проекта «Моя семья».
Список семейных ценностей
Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.
Собираем проекты в одну папку.
Посмотрите, ребята, какая у нас большая семья. Хочется верить, что она добрая и дружная.
-Понравился ли вам наш урок? О чём мы не сказали?
Благодарю вас за активность и внимание!