Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и другие.
Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………..6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре……………………………...............................6
1.2 Особенности формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......10
1.3 Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре…………………………………………………………..…………………15
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...….20
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………………………..21
2.1 Выявление исходного уровня формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………21
2.2 Система работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………...26
2.3 Описание и анализ контрольного этапа эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед…………………………………………………………..30
Вывод по 2 главе……………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы...……...………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

этические беседы 2013.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

          1. Выявляя уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, мы обращали внимание на то, опрятно ли дети одеты, моют ли руки и делают это самостоятельно или по напоминанию воспитателя. Наблюдали, бережно ли дети относятся к книгам, вещам, игрушкам.

          2. При определении уровня культуры общения мы наблюдали, как ребенок ведет себя во время разговора, какие формы обращения использует, умеет ли слушать собеседника.

          3. Определяя уровень сформированности культуры деятельности, мы обращали внимание на то, как организует ребенок свое рабочее место, время, убирает ли за собой, какими видами деятельности предпочитает заниматься.

Чтобы выявить уровень сформированности навыков культурного поведения у каждого ребенка, была введена шкала в баллах от 1 до 5:

1 - низкий уровень;

2-3 - средний уровень;

4-5 – высокий уровень.

Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Выявление уровня сформированности навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста

 

 
№ п/п

Культурно-гигиенические навыки

Культура общения

Культура деятельности

Средний балл

Уровень

Со взрослыми

Со сверстниками

1.

3

2

2

3

2,5

средний

2.

2

2

3

2

2,2

средний

3.

4

4

4

4

4

высокий

4.

2

3

2

3

2,5

средний

5.

4

4

5

4

4,2

высокий

6.

4

5

4

4

4,2

высокий

7.

2

3

3

3

2,7

средний

8.

2

2

2

2

2

средний

9.

5

4

4

4

4,2

высокий

10.

3

2

2

2

2,2

средний

Средний балл

3,1

3,1

3,1

3,2

3

 

 

Из таблицы 2 видно, что уровень поведенческой культуры у детей старшей группы вырос в основном до среднего. Данные занесены в диаграмму 2:           (см. Приложение 5).

         высокий результат - 40 %;

         средний результат - 60%;

         низкий результат - 0 %.

-  40 % детей имеют высокий уровень культуры поведения. Ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; имеет привычку доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка присутствует естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, он дорожит собственным временем и временем окружающих его людей. Он в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. В общении со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнение норм, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребенок умеет договариваться о совместных действиях. Готов бескорыстно и без напоминания воспитателя прийти на помощь, поделиться игрушкой.

- 60 % детей имеют средний уровень поведенческой культуры. Дети имеют выраженную привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети уже осознанно интересуются чем-то новым, более активны на занятиях. В процессе общения со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Они всегда стараются соблюдать требования гигиены: следят за опрятностью, содержанием в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви и др. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельной инициативы.

         - детей, имеющих низкий уровень развития поведенческой культуры - нет.

Выявляя контрольный этап эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед, мы пришли к выводу, что у большинства дошкольников уровень поведенческой культуры повысился до высокого, при этом низкий уровень не выявлен ни у одного ребёнка.

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе

 

Выявляя исходный уровень формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что  дошкольники имеют низкий уровень поведенческой культуры, так как работа по её формированию не была систематической, а полученные знания не использовались в практической деятельности.

В проделанной нами работе было проведено 16 бесед, которые мы использовали в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности. Дети активно принимали участие в беседах и играх. Многие прислушались, оценили свое поведение, стали добрее по отношению друг к другу.

Выявляя контрольный этап эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед, мы пришли к выводу, что у большинства дошкольников уровень поведенческой культуры повысился до высокого, при этом низкий уровень не выявлен ни у одного ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Вопросам воспитания культуры поведения большое внимание уделяли многие современные педагоги и психологи.  Эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.

В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения».

        Анализ изученной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что наиболее эффективным методом воспитания культуры поведения является беседа, так как в процессе беседы взрослый не навязывает свою точку зрения, а побуждает детей к размышлению, высказыванию собственного мнения. Дети в ходе беседы делают правильные умозаключения, опираясь на собственный опыт и на опыт других детей или взрослых.

         Для установления системы работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста, был составлен тематический план проведения этических бесед с детьми. Занятия состоят из 3 блоков. Первый блок включает в себя этические беседы на тему «Вежливость». Второй блок включает в себя этические беседы на тему «Дружба». Третий блок включает в себя этические беседы на тему «Бережливость». Дети активно принимали участие в беседах и играх. Многие прислушались, оценили свое поведение, стали добрее по отношению друг к другу.

          Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба». Конечная цель, к которой стремится воспитатель, в ходе этической беседы: формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Дошкольники начинают реализовывать нравственные нормы в ситуациях игрового и делового взаимодействия на основе сотрудничества по отношению к более широкому кругу взрослых и сверстников. Дети начинают осмысливать поступки сверстников и свои собственные с позиций общепринятых нравственных норм, а, совершив ошибку, оценивают её с этих же позиций и стараются исправить. У детей формируется потребность того, что мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, стали значимы в их глазах, отношение к выполнению действий у детей стало эмоционально -  положительным и, наконец, при необходимости дети способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

В ходе проведенного эксперимента наша гипотеза подтвердилась, что если использовать этические беседы систематически, то уровень поведенческой культуры повысится.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: 2003. - 128с.
  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1989.– 123 с.
  3. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. М.: Просвещение, 1985. - 275 с.
  4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1999. – 56 с.
  5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 240с.
  6. Журнал Дошкольное воспитание. Беседы на этические темы. №4 – 1988.
  7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. – 176 с.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений 2002. – 416 с.
  10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1999. - 208с.
  11. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: 2001. - 100с.
  12. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете. Дошкольное воспитание № 10 - 2003. - 103с.
  13. Куцакова Л.В. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Академия, 1989. – 156с.
  14. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2003. - 174с.
  15. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое         пособие. - М.: Форум, 2005. — 76 с.
  16. Мухина В.С. Психология дошкольника. -  М.: Академия, - 1975. - 239 с.
  17. Нравственное развитие детей в процессе воспитания. Под ред.        Каирова И.А., Богдановой О.С. – М.: Педагогика, 1979. – 520с.
  18. Одинцова Л.Г. Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе. Дошкольное воспитание. - №7 - 2005.
  19. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников - М.: 1987. - 143с.
  20. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М.: - 2007. - 160 с.
  21. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Академия 1986. – 397с.
  22. Петерина С.В., Стульник Т.Д. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 1986. – 215 с.
  23. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.
  24. Петрова В.П., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 80с.
  25. Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. - М.: Айрис-пресс, - 1990. - 95 с.
  26. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 576 с.
  27. Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей. Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – 98с.
  28. Русскова Л.В. Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду. - М.: Академия, 1986. - 397 с.
  29. Рычашкова А.М. Упражнения по закреплению культуры поведения. Дошкольное воспитание №3 - 1989.
  30. Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – 103с.
  31. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М.: Высшая школа,           1991. – 158с.
  32.   Счастная А.М. По ступенькам нравственности: о воспитании старших дошкольников в семье - М.: Академия, 1990. - 63 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Этические беседы на тему «Вежливость»

 

          Цель: ребёнок должен уметь пользоваться  вежливыми словами, вырабатывать  соответствующие навыки культурного  поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. 
 
          Занятие №1  Тема: «Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет). 
          Цель: в ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям. Вопросы к детям: 
          Что вы говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?

          Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?

          Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?

          Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — это 
мы узнаем из небольшого рассказа о Вини - Пухе и Кролике.

          Вини- Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое. 
Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

          - Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»? 
          - Но ведь мы же друзья, — удивился Пух. 
         - А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? — обиделся Кролик. 
         Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини- Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг 
другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

          Завершая беседу уточнить с  детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику; 
слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться 
вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

 

          Занятие №2 Тема: «Праздник вежливости» (5- 6 лет). 
          Цель: в ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения. 
          Беседа с детьми: Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости». 
           Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», — подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо». Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес. 
          - Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Информация о работе Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре