Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и другие.
Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………..6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре……………………………...............................6
1.2 Особенности формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......10
1.3 Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре…………………………………………………………..…………………15
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...….20
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………………………..21
2.1 Выявление исходного уровня формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………21
2.2 Система работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………...26
2.3 Описание и анализ контрольного этапа эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед…………………………………………………………..30
Вывод по 2 главе……………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы...……...………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

этические беседы 2013.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

          - Почему мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Что 
ответил слоненок на вопрос мартышки?

          - Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали 
«воспитанная»?

          Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка. 
          Да? — сказала мартышка упавшим голосом. — Ну, тогда — на! 
И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан. Бери! Это тебе! — сказал слоненок. 
          Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву. 
          Удав, — сказал попугай. — Прими от меня этот прекрасный банан! 
          Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! — сказал удав, 
взял банан и протянул его мартышке. Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! 
          — Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к 
мысли, что нужно разделить банан на всех.) 
          В свободное время сделать инсценировку по этой сказке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Этические беседы на тему «Дружба»

 

          Цель: иметь привычку дружно играть  и трудиться сообща, договариваться, помогать друг другу, обобщать знания о дружбе, помогать укрепить дружеские отношения. 
 
          Занятие №1 Тема: «Почему нужно уметь уступать» (5-6 лет). 
          Цель: в ходе беседы учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. 
          Беседа по вопросам:

          - Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)

          - Во что вы любите играть?

          - Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь? 
          Затем педагог предлагает детям послушать рассказ: 
          Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки. 
          Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю", — и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!". И она согласилась. Завтра мы опять будем играть». На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», — заявила Поля. «Нет, будем играть как: вчера», — не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, — а потом добавила; — И послезавтра».

          - Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему 
вы так думаете?

          - Были ли споры между девочками?

          - Почему спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг 
другу, договориться о дальнейшей игре.)

          Обобщить ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно. 

          Занятие №2 Тема: «К чему ведут ссоры в игре» (5 - 6лет). 
          Цель: напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе. 
          Педагог предлагает ребятам послушать стихотворение А. Шибаевой «Подружки»: 
                                          Шар надутый две подружки

                                          Отнимали друг у дружки

                                         Весь поцарапали.

                                          Лопнул шар, а две подружки

                                          Посмотрели — нет игрушки.

                                          Сели и заплакали.

          - Почему подружки поссорились?

          - Что произошло в результате ссоры?

          Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как нужно 
играть.

          А вот какая история произошла с Петей и Мишей (рассказ Л. Толстого):

          Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать. — Дай мне, мой конь. — Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

          - Почему мальчики поссорились? (Они не хотели играть вместе.)

          - О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?

          - Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда лишились игрушки?

          Теперь вы знаете, что ссора мешает игре.

          В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть вместе одной игрушкой (лучше, если это будет конь). 

          Занятие №3 Тема: «Правила дружной игры» (5 -6лет). 
          Цель: в беседе объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор, послушать рассказ «Домино»: 
          Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», — сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался; «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», — возмущенно сказал Коля, Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», — и ушла.

          - Ребята играли дружно?

          - Как вела себя Аня?

          - Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)

          - Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры.)

          - У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли оби 
жаться на выигравшего? 
          Воспитатель предлагает детям рассказать, что они чувствовали, когда выигрывали и когда проигрывали.

          - Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?

          - А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?

          В конце занятия дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»:

          - знать правила игры и следовать им;

          - не злиться на проигрыш;

          - не дразнить проигравшего;

          - спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.

 
          Занятие №4 Тема: «Как жить дружно, без ссор» (5-6 лет). 
          Цель: в ходе беседы вместе с детьми пытаться разобраться в причинах ссор.

          Вопросы к детям:

          - Поднимите руку, у кого из вас есть друг.

          - Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли друг другу?

          - Когда друга нет рядом, вам скучно?

          - Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что 
надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться.)

          А теперь послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками (В. Орлов «Кто кого»):

                                             Кто кого обидел первый?

                                             Он меня!

                                             Нет, он меня!

                                             Кто кого ударил первый?

                                             Он меня!

                                             Нет, он меня!

                                             Вы же раньше так дружили!

                                             Я дружил!

                                             И я дружил!

                                             Что же вы не поделили?

                                             Я забыл.

                                             И я забыл.

          - Эта история смешная или грустная?

          - Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего по 
дрались.)

          - А что в этой истории грустного? (Ребята поссорились и подрались 
из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)

          Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.

          Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение).

          Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, 
доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом 
сохранять добрые отношения?

          Напомнить детям стихотворение А. Кузнецова «Подружки», а затем предложить послушать сказку А. Нееловой «Тысячесвет». 
          На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок Тысячесвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился Тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть». 
          - Не сердись, это я нечаянно сделал, — извинялся ручеек. — Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит. 
          Но Тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полу завядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком». 
          Решил тут Тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы — цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим. 
         - За что Тысячесвет рассердился на ручеек?

        - Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно еще 
раз прочитать этот отрывок.)

          - А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок.)

          - За что ручеек обиделся на Тысячесвет? Что он сделал от обиды?

          - Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?

          - Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?

          - Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали? 
          Воспитатель старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка; помогает им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели. 
          Предложить детям придумать другой вариант сказки:

          1. Когда началась жара, ручеек вернулся и спас друга.

          2. Тысячесвет принял извинения ручейка, и они продолжили играть вместе.

          Затем просит детей нарисовать рисунки, изобразив на них печальный и веселый конец сказки, и придумать названия иллюстрациям. В заключение подвести итог: 
          - Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает 
спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости. 
Если все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссора 
красна примирением».) Главное не злиться друг на друга, стараться  
хранить дружбу. («Глупые ссорятся, а умные договариваются».) А когда поссоритесь, вспомните стихотворение (Л. Яковлев «Ссора»): 
                                                Два котенка разругались,

                                               Раздружились, отвернулись,

                                                Но украдкой обернулись...

                                                И во всю расхохотались.

 
          Занятие №5 Тема: «Урок дружбы» (5 - 6лет). 
         Цель: в ходе беседы напомнить детям о том, что с друзьями надо делиться. 
         Чтение детям рассказа «Урок дружбы» М. Пляцковского. 
          Жили два воробья — Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

          «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. 
           Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их 
поровну разделим и склюем. 
          Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик.

          Ты нашел, ты и клюй! 
          Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны де 
лить пополам. Разве не так? 
          Ты, наверное, прав, — ответил Чик. 
         Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

Информация о работе Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре