Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и другие.
Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………..6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре……………………………...............................6
1.2 Особенности формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......10
1.3 Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре…………………………………………………………..…………………15
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...….20
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………………………..21
2.1 Выявление исходного уровня формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………21
2.2 Система работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………...26
2.3 Описание и анализ контрольного этапа эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед…………………………………………………………..30
Вывод по 2 главе……………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы...……...………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

этические беседы 2013.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

          - Почему Чику стало стыдно?

          - Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)

          - А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему 
он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)

          - Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

          Нарисуйте Чику и Чирика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

Этические беседы на тему «Бережливость»

 

          Занятие №1 Тема: «Берегите книгу» (5 -6лет). 
          Цель: в процессе беседы объяснять детям, как следует обращаться с книгой. 
          Предложить детям послушать стихотворение К. Жанэ «Братишки». Но сначала он просит детей дать братьям имена. 
          Купила по книжке братишкам. Один прочитал свою книжку. Другой разорвал свою книжку. Купила по книжке братишкам. Но разные были братишки.

          - Что сделал первый брат (имя) со своей книгой?

          - Что сделал второй брат (имя) со своей книгой?

          - Кто из вас поступает так же, как первый брат?

          - А кто бывает иногда похож на второго брата?

          - Что должен сделать брат, который разорвал свою книжку? (Привести книжку в порядок.)

          Затем предложить детям поиграть в больницу для книг. 

          Занятие №2 Тема: «Каждой вещи - свое место» (5 -6лет). 
          Цель: напомнить детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах. 
          Чтение стихотворения 3. Александровой «Что взяла, клади на место!» 
                                             Это Оленьке известно:

                                             Что взяла — клади на место!

                                             Только девочка мала —

                                             Забывает, где взяла.

                                             На кроватку ставит кружку,

                                             На паркет кладет подушку,

                                             Прячет ботики в буфет.

                                             Все на месте или нет?

          - Клала ли Оленька на место свои вещи?

          - Что смешного в поведении Оли? Почему она так делала? (Девочка еще маленькая.)

         - Куда надо положить вещи, которые взяла Оленька?

          - А кто из вас поступает так же, как Оленька?

          Часто ли мама говорит вам: «Положи на место. Убери, где взял»?

          Далее показывать детям заранее подготовленные кукольные комнаты: в одной из них кукольные вещи лежат на своих местах, а в другой — разбросаны в беспорядке, предложить детям одеть кукол. Затем интересоваться, какую куклу удалось одеть быстрее. 

          Занятие №3 Тема: «Надо вещи убирать, не придется их искать» (5-6 лет). 
          Цель: в ходе беседы знакомить детей с правилами бережного отношения к вещам; напоминает о необходимости беречь свое время.

          Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша». 
          Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама. 
          - Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!

          Маша проснулась, открыла глаза:

          - Встану — не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу. 
          А мама опять:

          - Маша, поднимайся, Маша, одевайся!

          Нечего делать — надо подниматься, надо чулки одевать. Оглянулась Маша — а чулок-то нет!—Где же, где мои чулки? 
Обыщу все уголки. Их на стуле нет, И под стулом нет. На кровати нет, Под кроватью нет... Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает: 
          — Ищешь, ищешь — не найдешь, 
           А разыщешь, — так пойдешь. 
          Надо вещи убирать — Не придется их искать. 
         И воробьи за окном Машу поддразнивают: 
         — Опоздаешь, Маша, Маша - растеряша! 
          А Маша все ищет: 
          — И под стулом нет, И на стуле нет... 
          Да вот же они — у куклы в кроватке! Мама спрашивает: 
          — Маша, скоро? Маша отвечает: 
          — Надеваю чулки, Обуваю башмаки. 
          Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет: 
           Под кроватью нет, На кровати нет, 
         — И под шкафом нет... 
           А кошка ходит все свое мурлыкает - приговаривает: 
        — Ищешь, ищешь — не найдешь, 
           А разыщешь, — так пойдешь. 
          Надо вещи убирать — Не придется их искать. 
         Подошел к окошку петушок и запел: 
        — Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! 
        Стала Маша просить петушка: 
        — Петушок, петушок, 
         Разыщи мой башмачок! 
        Петушок поискал-поискал, нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где — на столе стоит. Мама спрашивает: 
       — Маша, скоро? А Маша отвечает: 
       — Вот надену платье и пойду гулять я! А платья тоже нет нигде!— В чем пойду гулять я? Потерялось платье! Платье в горошину, — Куда оно положено? 
          И на стуле нет, И под стулом нет... 
          А кошка вес свое мурлычет-приговаривает: 
          — Ищешь, ищешь — не найдешь, 
          А без платья не пойдешь... 
         Надо вещи убирать — Не придется их искать. Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:— Платье в горошину, 
            На полочку заброшено! Мама говорит:

           Больше ждать я не могу! 
          А Маша отвечает:

          Я бегу-бегу-бегу!

         Бежит Маша в детский сад, торопится. 
         А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели    Машу и закричали: 
         — Опоздала, Маша, Маша-растеряша!

          - Давайте подумаем, почему Маша опоздала в детский сад.

          - Что сказала Маша, когда ее разбудила мама? (Я немножко полежу.)

          - Кто из вас ведет себя также? А кто умеет быстро вставать?

          - Почему Маша долго собиралась в детский сад?

          - Где находились ее чулки, башмаки, платье?

          - Можно ли сказать, что Маша бережно относилась к своим вещам?

          - Кто поддразнивал Машу, когда она искала свои вещи?

          - Теперь мы знаем, почему Маша опоздала в детский сад. (Она не 
сразу встала, долго искала свои вещи.)

          Обсуждая с детьми этот вопрос, воспитатель объясняет им, что необходимо беречь свое время. За время, потраченное на поиск вещей, можно было, и позавтракать, и поиграть, и погулять. 
          Предложить детям нарисовать комнату, в которой все вещи лежат на своих местах. Затем воспитатель проводит инсценировку по рассказу Л. Воронковой.

 

           Занятие № 4 Тема: «Неряха-замараха» (5-6 лет). 
          Цель: в ходе беседы закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам. 
          Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Федорино горе», интонацией подчеркивая страдания сбежавших вещей и переживания по этому поводу Федоры.

          Скачет сито по полям, А корыто по лугам.

          За лопатою метла Вдоль по улице пошла.

          Топоры-то, топоры. Так и сыплются с горы. Ислугалася коза, Растопырила глаза:

          «Что такое? Почему? Ничего я не пойму»

          Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит...

          Утюги бегут, покрякивают,

          Через лужи, через лужи перескакивают

          Из окошка вывалился стол

          И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел...

          А на нем, а на нем, Как на лошади верхом,

          Самоварище сидит

          И товарищам кричит: «Уходите, бегите, спасайтсся!»

          А за ними вдоль забора.

          Скачет бабушка Федора: «Ой-ой-ой! ОЙ-ой-ой! Воротитеся домой!»

          Но ответило корыто: «На Федору я сердито!»

          И сказала кочерга: «Я Федоре не слуга!*

          А фарфоровые блюдца

          Над Федорою смеются: «Никогда мы, никогда

          Не воротимся сюда!»

          Мимо курица бежала

          И посуду увидала: «Куд-куда! Куд-куда!

          Вы откуда и куда?!»

          И ответила посуда: «Было нам у бабы худо,

          Не любила нас она, Била, била нас она,

          Запылила, закоптила, Загубила нас она!

          Оттого-то мы от бабы

          Убежали, как от жабы,

          И гуляем по полям,

          По болотам, по лугам,

          А к неряхе-замарахе

          Не воротимся!»

          И они побежали лесочком,

          Поскакали по пням и по кочкам.

          А бедная баба одна,

          И плачет, и плачет она.

          Села бы баба за стол,

          Да стол за ворота ушел.

          Сварила бы баба щи,

          Да кастрюлю, поди, поищи!

          И чашки ушли, и стаканы.

          Остались одни тараканы.

          Ой, горе Федоре, горе!

          Но чудо случилось с ней:

          Стала Федора добрей. Тихо за ними идет

          И тихую песню поет:

          «Ой вы, бедные сиротки мои,

          Утюги и сковородки мои!

          Вы подите-ка, немытые, домой,

          Я водою вас умою ключевой»

          И сказали блюдца: «Надо бы вернуться!*

          И сказали утюги: «Мы Федоре не враги!»

          Долго, долго целовала

          И ласкала их она,

          Поливала, умывала,

          Полоскала их она.

          «Уж не буду, уж не буду

          Я посуду обижать. Буду, буду я посуду

          И любить и уважать!»

          - Почему эта сказка называется «Федорино горе»?

          - Когда Федора заплакала?

          - Чем закончилась сказка?

          - Почему надо беречь вещи?

          - Как называют человека, который бережет свои вещи? (Бережливый, аккуратный.)

          - Как называют человека, который не бережет свои вещи? (Небережливый, неаккуратный, неряха.)

          По произведению К. Чуковского организовать инсценировку.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

Диаграмма 2

«Выявление конечного уровня формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре