Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:44, курсовая работа
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.
Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ..................................................................................................7
1.1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ .....................................7
1.2. Понятие нормативно-правовой документации ...............................................17
1.3. Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ.............22
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110...........................................................................37
2.1. Характеристика МБДОУДС №110................................................................37
2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110..................49
2.3. Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.........53
Заключение. ...............................................................................................................65
Список используемой и цитируемой литературы. ................................................
Законодательно установлено, что документы и массивы документов, являются объектами физических, юридических лиц, государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Кроме того, документирование информации-это обязательное условие включения ее в информационные ресурсы. Для непрерывного осуществления деятельности, соблюдения требований нормативно-правовых актов и необходимой подотчетности организации, необходимо создавать аутентичные, достоверные и пригодные для использования документы, а так же защищать их целостность в течение требуемого времени.
Документ имеет содержание, контекст и структуру.
Содержание - фактическая информация документа, фиксирующая факты, решения, деятельность.
Структура – это внешний вид и расположение частей содержания.
Контекст – это содержащаяся в документе или сопровождающая его информация.
Описание упомянутых компонентов документа осуществляется в виде так называемых метаданных, которые также содержат данные, связанные с управлением документами. Различают метаданные о: самом документе; принципах и правилах управленческой деятельности; лицах, участвующих в процессе документационного обеспечения управления; управленческой деятельности и ее процессах; процессах документационного обеспечения управления.
Управление документами – определяется как область деятельности, включающая эффективный и систематический контроль создания, получения, сохранения, использования и отбора документов, в том числе процессы включения в систему и сохранения доказательств и информации о деловой и управленческой деятельности организации.
К управлению документами относятся:
-принятие
основных организационных
-распределение ответственности и полномочий по управлению документами;
-установление
и распределение детальных
-проектирование, внедрение и администрирование специализированных систем для управления документами;
-интегрирование
управления документами в
Стратегия управления документами основывается на разработке и принятии основных организационных положений, направлений развития и стандартов, процедур и практики. Основные организационные положения, направления развития, стандарты, процедуры и практика управления документами должны быть приняты на самом высоком уровне принятия управленческих решений.
Система управления документами должна реализовывать следующие функции:
-включение
документов в систему
-регистрацию;
-классификацию;
-доступ и защиту;
-хранение
и обеспечение сохранности
-использование документов, контроль их движения и использования;
-экспертизу ценности документов;
-отбор документов на хранение или уничтожение.
Осуществление деятельности по управлению документами должно основываться на определенной нормативно-правовой базе. Она включает различные правовые и нормативные акты, принятые законодательными и исполнительными органами государственной власти федерального уровня; государственные и международные стандарты; межведомственные и ведомственные, методические материалы.
Правовой акт - официальные письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений
Нормативно правовой акт - письменный официальный документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В Российской Федерации и ее субъектах, нормативно-правовые акты издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав.
Правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Устав – установленный государством свод правил, регулирующих:
-правовой
статус государственного
-правовой
статус международной
-правовой статус конкретных юридических лиц – учредительный документ.
Федеральный закон – нормативно – правовой акт, принятый в рамках установленной процедуры Государственной Думы, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ, по вопросам исключительного ведения Российской Федерации или по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, обязательный для всех, имеющий верховенство и прямое действие на всей территории РФ.
Федеральный конституционный закон - федеральный закон, принятый по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, квалифицированным большинством голосов членов Федерального Собрания.
Кодекс – "собрание законов", сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются нормы, регулирующие сходные, однородные общественные отношения.
Подзаконный акт – правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон, принимается на основании и во исполнение законов.
Указ – собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства. Он не должен противоречить конституции и законам данного государства.
Постановление – правовой акт ряда органов и должностных лиц. В форме постановлений принимают акты по вопросам своего ведения Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ.
Распоряжение – один из видов подзаконных актов (Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств), акт органа власти или управления, изданный в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым распоряжение адресовано.
Приказ – правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом в порядке осуществления единоначалия.
Правила – форма нормативно – правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления, какого – либо рода деятельности.
Инструкция – подзаконный акт, издаваемый министерствами, другими центральными и местными органами государственного управления в пределах их компетенции на основании и в исполнении законов, указов, постановлений и распоряжений Правительства РФ актов вышестоящих органов государственного управления; собрание правил, регламентирующих производственно – техническую деятельность.
Положение – нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы государственного органа.
Указание – правовой акт, издаваемый органом управления преимущественно по вопросам информационно – методического характера.
Регламент – правовой – акт. Определяющий порядок деятельности управленческого персонала, коллегиального или совещательного органа власти. Стандарт – нормативный документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации.
Нормы права, предписывающие, обязывающие, запрещающие и иные, регламентирующие сферу управления документами, являются частью информационного права – системы охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих при осуществлении процессов сбора, накопления, регистрации, передачи, поиска, хранения, выдачи и защиты документной информации[2, с. 82 - 84].
Итак, нормативно – правовое документационное обеспечение управления – есть важнейшая составляющая всех видов и уровней управления. Оперативность, своевременность, точность и полнота представления информации являются основой качества принимаемых управленческих решений.
1.3. Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ
Нормативно-правовое
Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.
Таблица 1. Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные задачи нормативно-правового обеспечения:
правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;
защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений[15, с. 92].
Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Работа ДОУ строится на основании «Образовательной программы».
Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
Установление в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили
-актуальность разработки системы обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства;
-разработку на их основе и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера;
-подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов.
Виды нормативно-правовых актов:
Нормативные
акты – соглашения, генеральные, специальные (региональные),
Ненормативные акты – это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.
Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:
Конституции РФ;
Трудового кодекса РФ;
Бюджетного кодекса РФ;
Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 207–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»;
Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 849 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;