Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:44, курсовая работа
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.
Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ..................................................................................................7
1.1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ .....................................7
1.2. Понятие нормативно-правовой документации ...............................................17
1.3. Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ.............22
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110...........................................................................37
2.1. Характеристика МБДОУДС №110................................................................37
2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110..................49
2.3. Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.........53
Заключение. ...............................................................................................................65
Список используемой и цитируемой литературы. ................................................
Затем проект локального нормативного правового акта дорабатывается с учетом результатов обсуждения (экспертизы) и проходит процедуру согласования.
Некоторые локальные акты, прежде чем быть подписанными уполномоченным лицом, проходят процедуру согласования: на проекте документа должна быть получена виза (гриф) «согласовано», если это предусмотрено законодательством. Согласованию в такой форме подлежат, например, годовые календарные учебные графики, которые
разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления (подпункт 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
В других случаях должно быть в обязательном порядке учтено мотивированное мнение органа, представляющего работников образовательного учреждения (обычно это выборный профсоюзный орган). В частности, это мнение учитывается при принятии локального акта, содержащего нормы трудового права. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников образовательного учреждения при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен ст. 372 Трудового кодекса РФ.
В ходе процедуры согласования проект акта может быть снова переработан.
Прошедший процедуру обсуждения и согласования локальный нормативный акт образовательного учреждения переходит в стадию принятия и утверждения.
Большинство локальных нормативных правовых актов образовательное учреждение принимает самостоятельно. Процедура принятия определяется в уставе образовательного учреждения, но сам устав, принятый (одобренный), например, конференцией образовательного учреждения, утверждается ее учредителем (п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).
Процедура утверждения устава муниципальных общеобразовательных учреждений должна быть разработана на основе законодательных норм полномочным органом местного самоуправления и оформлена путем издания соответствующего нормативного акта. Учредитель выполняет функции работодателя в отношении руководителя образовательного учреждения, в связи с этим он принимает и должностную инструкцию руководителя. В свою очередь руководитель образовательного учреждения использует гриф «утверждаю» на должностных инструкциях работников образовательного учреждения.
Принятый и (или) утвержденный акт должен содержать все необходимые реквизиты (подпись полномочного лица, дату и регистрационный номер и т. д.) в соответствии с правилами делопроизводства.
Часто для введения в действие инструкций, графиков, правил, положений издаются приказы руководителя образовательного учреждения. В этом случае перечисленные локальные нормативные правовые акты оформляются в виде приложения к приказу. В правом верхнем углу таких документов пишется слово «Приложение» с указанием наименования распорядительного документа (приказа), его даты, номера.
Последняя стадия локального правотворческого процесса - обнародование локального нормативного правового акта образовательного учреждения.
Существуют две традиционные формы обнародования локальных актов: так называемое «вывешивание в общедоступном месте» и ознакомление под расписку. Форма обнародования отдельных локальных актов образовательного учреждения предписана законом. Так, в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Вместе с тем по Закону РФ «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16).
Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя в лице администрации образовательного учреждения при приеме на работу ознакомить работника под роспись с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (ст. 68).
Если законодательством или уставом образовательного учреждения не установлена форма обнародования локальных актов, она определяется органом управления образовательным учреждением, принявшим акт. Важно только сделать все возможное, чтобы акт стал известен всем, чьи права, обязанности, интересы он затрагивает. Информация о локальных нормативных правовых актах образовательного учреждения должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса, всех работников образовательного учреждения[15, с. 82].
Таким образом, руководитель осуществляет руководство деятельностью ДОУ на основе законодательных и нормативных актов, регулирующих работу образовательных учреждений
Итак, по первой главе, рассмотрев систему нормативных - правовойдокументации, регулирующейпроцесс управления ДОУ, отметим, что руководитель в своей деятельности основывается на федеральных законах, указах, распоряжениях, а так же на муниципальной и локальной нормативно-правой документации.
Нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении, причем, как между уровнями (законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам), так и внутри каждого уровня (нормативные акты регионального органа управления образованием не могут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему сферу образования). Локальные акты образовательного учреждения образуют низший уровень правового регулирования деятельности образовательного учреждения. При этом изменение правового регулирования вопросов образованияна федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях, в том числе и на уровне ДОУ. Процесс локального правотворчества проходит несколько взаимосвязанных и согласованных стадий (этапов), среди которых обычно выделяют следующие стадии:
- инициативная стадия;
- подготовка проекта локального акта;
- обсуждение (экспертиза) и согласование проекта локального акта;
- принятие и утверждение локального акта;
- обнародование локального акта;
- контроль за его исполнением.
Уровень обеспечения нормативно-правового регулирования деятельности образовательного учреждения (Устав, концепция и программа развития, договоры, текущая документация) подлежит регулированию и контролю со стороны руководства ДОУ.
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ
2.1. Характеристика МБДОУДС №110
В настоящее время муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с приоритетным осуществление интеллектуальным развитием воспитанников № 110» (далее – МБДОУ № 110) осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ. Учреждение является некоммерческой организацией, следовательно, не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Целью деятельности данного муниципального образовательного учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников и работников Учреждения.
Основными задачами МДОУ № 110 является:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- создание максимальных условий, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка;
- развитие и совершенствование материально-технической базы.
Предметом деятельности учреждения является:
- воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух до семи лет;
- реализация программ дошкольного образования;
- реализация программ дошкольного образования с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного, интеллектуального и художественно-эстетического направлений развития воспитанников;
- реализация программ дополнительного образования.
МБДОУ № 110 может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, например:
- речевое развитие;
- логика и основы математики;
- развивающие игры;
- литературно-художественное развитие;
- изобразительное искусство;
- театрализованная деятельность;
- экологическое развитие;
- патриотическое воспитание (музейная педагогика);
- фольклорный кружок;
- конструирование и ручной труд;
- психологическая помощь;
- логопедические занятия;
- подготовка к обучению в школе;
Содержание образовательного процесса в МДОУ № 110 определяется программой дошкольного образования. Учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Воспитание и обучение детей ведется на русском языке.
МБДОУ ДС № 110 работает по пятидневной рабочей неделе с 12-ти часовым пребыванием детей и с круглогодичным календарным временем посещения.
Занятия с воспитанниками могут быть организованы как в первой, так и во второй половине дня при условии, что нагрузка на ребенка не противоречит допустимым нормам. Режим работы определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.
Прием детей осуществляется заведующим по заявлению родителей (законных представителей) на основании путевки, выданной комиссией по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
Родители (или другие законные представители) обязаны предоставить следующие документы:
- направление в ДОУ (путевка),
- предъявить паспорт одного из родителей (законных представителей),
- копию свидетельства о рождении ребенка,
- медицинскую карту о состоянии здоровья ребенка.
Преимущественное право поступления имеют категории лиц, установленные законом или соответствующим распоряжением Учредителя.
Между МБДОУ ДС № 110 и родителями (законными представителями) заключается договор, которым регулируются взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.
Группы комплектуются как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу в соответствии с современными психологическими, педагогическими и медицинскими рекомендациями. Количество групп зависит от условий, созданных для осуществления воспитательно-образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется Учредителем. Наполняемость групп устанавливается в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и соответствующим распоряжением учредителя.
Отчисление детей проводится заведующим в следующих случаях:
- по заявлению родителей (законных представителей);
- по заключению
психолого-медико-
- по медицинским показаниям;
Таким образом, МБДОУ ДС № 110 осуществляет образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством. Деятельность данного муниципального образовательного учреждения направлена на всестороннее формирование личности ребенка, подготовку к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса.
Непосредственное руководство текущей деятельностью осуществляет прошедший аттестацию заведующий, который назначается и освобождается от должности приказом начальника Управления по делам образования.
Заведующий осуществляет руководство в соответствии с действующим законодательством и Уставом и несет всю полноту ответственности за деятельность МБДОУ ДС № 110.
Заведующий наделен следующими полномочиями:
действует от имени МДОУ ДС № 110 и представляет его в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности без доверенности;
выдает доверенности;
организует финансово-хозяйственную деятельность;
в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников, налагает взыскания и увольняет с работы.
издает приказы, распоряжения в рамках своей компетенции;
решает другие вопросы деятельности, не отнесенные к компетенции органов самоуправления МДОУ ДС № 110 и учредителя.
Старший воспитатель назначается из числа лиц со средним специальным или высшим профессиональным образованием, подчиняется заведующему детским садом, приказом заведующего принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего. В своей работе старший воспитатель так же, как и заведующий, руководствуется нормативными документами, должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.