Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:44, курсовая работа
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.
Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ..................................................................................................7
1.1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ .....................................7
1.2. Понятие нормативно-правовой документации ...............................................17
1.3. Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ.............22
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110...........................................................................37
2.1. Характеристика МБДОУДС №110................................................................37
2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110..................49
2.3. Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.........53
Заключение. ...............................................................................................................65
Список используемой и цитируемой литературы. ................................................
Основные средства реализации предназначения
1. Устав
детского сада, зарегистрированный
постановлением администрации
2. Лицензированная
образовательная деятельность. Образовательная
деятельность осуществляется
3. Локальные акты:
· договоры;
· инструкции;
· положения;
· правила;
· приказы;
· решения.
В ДОУ имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность образовательного процесса:
· Договоры между родителями и ДОУ,
· Договоры между ДОУ и другими организациями (Челябинским педагогическим колледжем, школой № 98).
В МБДОУ ДС № 110 действует управляющий совет. Деятельность управляющего совета регламентируется положением. Члены управляющего совета проходят через процедуру выборов.
В МБДОУ ДС № 110 соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников; правила пожарной безопасности – систематически и планово проводятся инструктажи с сотрудниками. Разработаны инструкции по охране труда для всех сотрудников ДОУ.
Порядок приема и увольнения работников, основные права и обязанности сторон, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам детского сада меры поощрения и взыскания, а также другие вопросы регулирования трудовых отношений регламентируют правила внутреннего трудового распорядка.
В 2013 учебном году в связи с переходом на новую систему оплаты труда разработано положение о распределении стимулирующей части заработной платы.
Заведующий
и все работники детского сада
выполняют свои функции в
В МБДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина.
Имеется номенклатура дел.
Обязательно регистрируется входящая и исходящая документация.
Таким образом, МБДОУДС №110 осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом. Деятельность учреждения регламентируется постановлениями, приказами и распоряжениями учредителя; локальными актами учреждения; приказами и распоряжениями руководителя ДОУ.
Организация управления процессом разработки и исполнения нормативно-правовой документации в МДОУ № 110 характеризуется: отсутствием должностной инструкции делопроизводителя; незначительным объемом документооборота; слабо развитой (неразветвленной) структурой управления, небольшой штатной численностью работников; отсутствием нормативных документов, непосредственно регламентирующих работу с нормативно-правовой документацией в МБДОУ ДС № 110; отсутствием особой научно-исторической ценности документов детского сада.
В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости построения эффективной системы разработки и исполнения нормативно-правовой документации в МДОУ № 110.
2.3. Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации
В настоящее время с появлением управленческих технологий многократно возрастает роль должностной инструкции, являющейся документом, регламентирующим производственные полномочия каждой должности и содержащим требования к работнику, занимающему эту должность. Любой организации требуются четкие формализованные описания должностных обязанностей сотрудников и средства обеспечения этих обязанностей.Разработанная инструкция делопроизводителя находится в Приложении 1.
Ответственным за ведение делопроизводства в МДОУ № 110 является делопроизводитель, который относится к категории вспомогательного персонала, назначается и освобождается от должности и подчиняется заведующему МДОУ.
Делопроизводитель – это служащий, ведущий канцелярские дела, делопроизводство. На должность делопроизводителя назначается лицо, имеющее среднее общее образование и стаж работы в должностях по делопроизводству. В своей деятельности делопроизводитель руководствуется :
законодательными и нормативно-методическими документами, рассматривающими вопросы делопроизводства и регламентирующими правила составления и оформления документов и организацию работы с ними;
- Уставом МДОУ;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями заведующего МДОУ.
Делопроизводитель дошкольного образовательного учреждения должен знать: трудовое законодательство, основные правила постановки документальной части общего делопроизводства; инструкцию по делопроизводству; структуру учреждения; Правила внутреннего трудового распорядка. Продолжительность рабочего времени делопроизводителя составляет 40 часов в неделю. Делопроизводитель работает по графику, составленному заместителем заведующего МДОУ по АХД и утвержденному заведующим. На делопроизводителя возлагаются функции: обеспечение учета, регистрации, контроля исполнения поручений руководства дошкольного учреждения, информационно-справочное обслуживание по документам и их хранение.
Для выполнения возложенных на него функций делопроизводитель обязан: принимать и регистрировать корреспонденцию, передавать руководителю дошкольного учреждения документы; осуществлять документационного обеспечение кадровой деятельности дошкольного учреждения; организовывать подготовку необходимых документов для руководства; отвечать за качество подготовки, правильности составления, согласования и оформления документов, образующихся в процессе деятельности дошкольного учреждения; осуществлять контроль исполнения документов, поручений и заданий руководства, систематически докладывать руководителю о состоянии их исполнения; следить за сроками исполнения обращений граждан; вести учет получаемой и отправляемой корреспонденции, систематизировать и хранить документы текущего архива, картотеку учета прохождения документов; подготавливать и сдавать в архив документальные материалы, законченные делопроизводством, и регистрационную картотеку; обеспечивать сохранность проходящей служебной документации.
Делопроизводитель имеет право:
1. Требовать от администрации создания условий для выполнения прямых обязанностей;
2. Запрашивать для руководителя ДОУ от педагогического состава необходимые документы, а также объяснения о причинах задержки выполнения поручений.
3. Привлекать сотрудников к выполнению поручений руководства;
4. Требовать от исполнителей доработки документов, подготовленных с нарушением установленных правил составления и оформления документов.
5. Визировать проекты документов, связанных с управленческой деятельностью дошкольного учреждения;
6. Вносить на рассмотрение руководителя предложения по улучшению организации работы с документами, с учетом применения компьютерных технологий;
7. На защиту профессиональной чести и достоинства;
8. На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ;
9. На ежегодный оплачиваемый отпуск.
Делопроизводитель несет ответственность:
- за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и граждански законодательством РФ;
- за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ;
- за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин става и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя ДОУ, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, делопроизводитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ;
- за грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение;
- за нарушение правил пожарной безопасности и охраны труда делопроизводитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
Таким образом, делопроизводитель назначается, освобождается и подчиняется заведующемуДОУ, выполняет поручения руководителя и информирует его о возникших трудностях в работе. В процессе своей деятельности делопроизводитель взаимодействует с педагогическим, административным и обслуживающим персоналом по вопросам подготовки и представления необходимых документов, проверки выполнения поручений, приказов и указаний руководителя ДОУ. Делопроизводитель работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ.
Для грамотного документирования информации и эффективной организации работы с нормативно-правовой документацией необходима регламентация технологических процессов обработки документов. Одним из главенствующих нормативным документом в организации делопроизводства в любом образовательном учреждении является Инструкция по документационному обеспечению управления (инструкция по делопроизводству). Данный документ устанавливает правила оформления, составления документов и работы с ними. Поэтому инструкция по делопроизводству должна быть разработана для каждой конкретной организации, в том числе, и для изучаемогоДОУ. Инструкция по делопроизводству должна основываться на нормативно-методической базе делопроизводства и отображать специфику работы детского сада.
В разделе «Общие положения» Инструкции по делопроизводству определяется назначение инструкции, область ее применения, правовые основания разработки инструкции. В частности, устанавливается, что Инструкция по делопроизводству разрабатывается в целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию документов МБДОУ ДС № 110, совершенствования и повышения эффективности его деятельности.
В разделе «Основные понятия» обозначены определения основных понятий, используемых в Инструкции по делопроизводству.
Название третьего раздела: «Создание документов». Этот раздел включает в себя три подраздела.
Первый подраздел называется «Бланки документов» в нем рассматривается порядок разработки, изготовления и введения в действие бланков документов, виды бланков, требования к изготовлению бланков. Бланк документа – набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа. В соответствии с Правилами делопроизводства образцы бланков утверждаются приказом заведующего детским садом. Образцы бланков в Инструкции по делопроизводству помещены в качестве приложения.
Второй подраздел третьего раздела «Оформление реквизитов в процессе подготовки документов в МБДОУ ДС № 110. Оформление документов это – проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования. Документы, создаваемые МДОУ, имеют стабильный состав реквизитов, их расположение и оформление. Состав реквизитов конкретного документа определяется его видом и назначением. При подготовке раздела Инструкции по делопроизводству, устанавливающего порядок оформления реквизитов документов, использовались Правила оформления реквизитов.
Третий подраздел носит название «Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов». Приказы и распоряжения, являющиеся индивидуальными правовыми актами, оформляют решения персонального характера (кадровые приказы), решения по оперативным, организационным и другим вопросам работы, рассчитанные на разовое выполнение.
В разделе Инструкции по делопроизводству устанавливаются следующие положения:
- виды приказов, назначение приказов (распоряжений) в управленческой деятельности;
- порядок подготовки приказов (распоряжений) Общества;
- порядок оформления проекта приказа (распоряжения): состав реквизитов приказа (распоряжения), оформление заголовка к тексту приказа (распоряжения), требования к структуре и изложению текста приказа (распоряжения), оформление приложений к проекту приказа (распоряжения) и др.;
- процедура согласования проекта приказа (распоряжения) с указанием обязательных инстанций согласования и установления сроков согласования проекта приказа должностными лицами;
- порядок представления проекта приказа (распоряжения) на подпись, подписание приказа (распоряжения);
- доведение приказа (распоряжения) до исполнителей;
- порядок внесения изменений в ранее изданный приказ (распоряжение).
Инструкция по делопроизводству содержит положения, определяющие:
- назначение правил, положений, инструкций;
- порядок подготовки правил, положений, инструкций и порядок их оформления;
- согласование правил, положений, инструкций с заинтересованными должностными лицами;
- порядок утверждения правил, положений, инструкций (приказом директора общества);
- доведение правил, положений, инструкций до исполнителей;
- внесение изменений в утвержденные правила, положения, инструкции.
Протокол – документ информационного характера, предназначенный для фиксации хода рассмотрения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных, совещательных, координационных, экспертных и др. органов, совещаний.