Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 20:04, задача
Я. А. Коменский (1592-1670), мыслитель-гуманист, педагог. Чехия.
В многочисленных работах Коменского, среди которых объемистые теоретические исследования, учебники, наставления, методики, пьесы для обучения и др., излагаются основы его педагогической системы. Заметим, что педагогические взгляды Коменского сложились по сильным влиянием его мировоззрения, в котором сочетались религиозные убеждения, с глубокими знаниями в области естествознания, философии, приверженностью к сенсуализму.
Я. А. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития.
Я. А. Коменский (1592-1670), мыслитель-гуманист, педагог. Чехия.
В многочисленных работах Коменского, среди которых объемистые теоретические исследования, учебники, наставления, методики, пьесы для обучения и др., излагаются основы его педагогической системы. Заметим, что педагогические взгляды Коменского сложились по сильным влиянием его мировоззрения, в котором сочетались религиозные убеждения, с глубокими знаниями в области естествознания, философии, приверженностью к сенсуализму.
Подвергая критике, существующие школы и методы обучения в них, Коменский определяет теорию о преподавании как «для всех пригодное искусство всех всему учить посредством краткого и основательного обучения». Все это сказалось на формировании его социально-педагогических взглядов.
Прежде всего, обратившись к принципу природосообразности, Коменский впервые открывает и формулирует законы обучения и воспитания, что, по сути, знаменует переход педагогической мысли в новое качество — науку. Природосообразностъ — главный закон педагогики, из которого он выводит все другие и к которому постоянно возвращается. Не Коменский открыл принцип природосообразности, но он показал его исключительные возможности в воспитании. Признание к Коменскому как основоположнику педагогической науки пришло не сразу. Его открытия получили высокую оценку позже, впрочем, какова судьба многих свершений и не только в педагогике.
Как вся педагогика Коменского, так и
его социально-педагогические взгляды
— просты и Логичны. Человек, утверждает
он, — это «существо, подлежащее учению»,
«для того, чтобы ходить, стоять, сидеть,
работать руками, он нуждается в учении».
Необходимость образования обусловливает
и важность школ. Коменский призывает
сделать их по-настоящемудемократическими,
Свою систему школ Коменский соотносит с четырьмя ступенями в жизни человека, длительность каждой шесть лет: детство, отрочество, юношество и зрелое юношество. Отсюда и четыре типа школы: материнская (в каждом доме), народная или школа родного языка (в каждой общине), гимназия или латинская школа (в каждом городе), университет или академия (в каждой стране или провинции). В низших школах все изучается в более общем виде, в высших — больше в частностях и подробностях. Но на каждой ступени образование должно быть приближено к жизни, практике и науке. Главная цель школы, по Коменскому, сделать из детей воистину настоящих людей, из христиан — воистину (настоящих) христиан. Для этого следует правильно владеть языком, быть мудрым умом, искусным в работах, образованным в правах, благочестивым.
Сущность правильного обучения юношества не в наполнении голов заимствованными суждениями, а в том, чтобы помочь открыть понимание вещей. Тогда, утверждает Коменский, обучение превратится в живой источник, из которого потекут ручьи знания. Велики заслуги Коменского перед педагогикой. Он заложил ее научные основы, отстаивал демократические принципы организации школ, создал классно-урочную систему, теорию дидактики. Открытия Коменского пережили века, явились основой ряда новых направлений в педагогике, находят широкое применение и в нынешних системах образования. И хотя кое-что из этих открытий в современных условиях стало спорным и даже устаревшим, педагогика лучшее находит пока с трудом.