Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:21, курс лекций
Предметом рассмотрения данной дисциплины является печатно-графическое искусство в его исторических изменениях и во взаимодействии с различными эстетическими теориями, сопутствующими определенным фазам его развития. То есть как историк искусства автор этого цикла лекций ставит перед собой задачу проанализировать двуединый процесс: художественную практику и связанные с ней теоретические учения. Как аналитик автор опирается на метод изучения истории искусства, разработанный в ХХ веке такими представителями русской школой искусствознания, как Б.Р.Виппер, В.А.Фаворский, В.Н.Лазарев и М.А.Ильин. Этот метод состоит в том, что формальный анализ произведений искусства подводит к выявлению мировоззренческой их природы. Таким образом, история искусства из коллекции фактов превращается в целостное явление, знание которого позволяет художникам решать актуальнейшие проблемы сегодняшнего дня и предвидеть формы искусства будущего.
В 1960-х годах отечественное искусствознание много внимания уделяло истории дизайна, связывая ее со всей историей искусства и историей техники. И.Н.Голомшток прослеживал процессы дезинтеграции и интеграции искусства и техники. Эта общая теория дизайна вполне приложима и к области графического дизайна.
Однако, если теория и практика дизайна середины ХХ в. одной из основных характеристик дизайнерской деятельности считала целесообразность создаваемой формы, то уже в первой половине 1970-х гг. явственно обозначилось новое направление художественной деятельности, а именно - styling design (стилизация под дизайн или стилизаторский дизайн), где дизайнерские приемы (как то - модульная верстка и т.п.) использовались в чисто декоративных целях, а функциональная сторона дела игнорировалась вообще. Правда деловых изданий за рубежом эта тенденция не коснулась.
Начиная с 1970-х гг., но более всего в 1980-х гг., в книжном и промграфическом искусстве стал проявляться стиль, получивший название «минимализм». Минимализм затронул и станковые формы графики и, быть может, выразил определенную философию, близкую в даоизму. В графических композициях, построенных по принципам минимализма, активнейшим элементом формы становится изобразительная поверхность, чуть тронутая графическими элементами, но воспринимающаяся как пространство, наполненное светом, энергией. Пространство становится как бы более материально, чем сам предмет. В то же время, в минималистических композициях часто идет игра привычными элементами типографской формы, игра на риск, так как то, что узаконено традицией быть выделяемо крупным планом (имя автора и название книги, например), оказывается подано мельчайшим кеглем и, к тому же, в совершенно неожиданных позициях.
С 1970-х гг. типографское искусство включилось в процесс компьютеризации, и на уровне проектирования, и на уровне реализации проектного замысла. Речь идет о «типографиях на столе» и о том, что научиться работать (совершенно квалифицированно) на компьютере можно, пройдя курс обучения длительностью всего три месяца, а кроме того, и о том, что компьютерное проектирование позволяет свободно моделировать форму, независимо ото всех прежних ограничений. То есть, с одной стороны, типографская эстетика, отвечающая технологии печати с использованием стандартизованных элементов, ставится под сомнение, вернее становится совершенно необязательной, а с другой стороны, в типографское искусство открывается доступ людям без специальной художественной подготовки. Совершенно очевидно, что типографское искусство переживает техническую революцию. Результатом ее, видимо, должна явиться новая эстетика, как это случилось в пору изобретения печатания книг подвижными литерами.
Однако, как печатная книга многое взяла от рукописной, так, вероятнее всего, и компьютерная стадия типографского искусства не сможет полностью порвать с традицией, так как книга - это та область, где разрушать традицию и конвенцию, то есть договоренность, соглашение (термин Яна Чихольда) равносильно тому, что общество на какой-то момент лишится внутренних связей (ведь произведения печати - это средства коммуникации) и навсегда лишится культурно-исторической памяти.
Гораздо
более раскованно может развиваться в
в условиях новой техники и технологии промышленная
графика. Хотя
здесь тоже существует проблема «привыкания»
постоянных клиентов к определенной форме,
а изменить эту форму в пользу иной - может
означать потерю клиентов. Тенденция к
регулярному обновлению - в природе плакатного
искусства. Поэтому здесь наблюдается
(и, видимо, это будет продолжаться) динамичная
смена форм подачи информации.
Рисунок и гравюра ХХ в. в целом подчиняются тем же законам, что и живопись. Данная дисциплина изучается студентами после прохождения (хотя бы в художественном училище) дисциплины всеобщей истории искусств. Поэтому, в известной мере, работа над этим разделом программы облегчена. Однако ХХ в., в отличие от предшествующих, открывается в живописи в более сложном построении: здесь необычайно сильны тенденции индивидуализма. Поэтому даже самые типичные представители того или иного художественного направления, как только оно становится достоянием других мастеров (последователей), спешат (как Пикассо, например) открыть новые возможности художественной формы. Если в Х1Х в. можно было достаточно обобщенно характеризовать академический, импрессионистический и постимпрессионистический рисунок, то в ХХ в. .рисунок приходится исследовать, ориентируясь то на одного, то на другого мастера, монографически, выявляя в их творчестве многие стилевые тенденции. Исключительно интересно изучать рисунок параллельно с литературой, особенно с поэзией. Здесь можно найти созвучия, помогающие понять специфику, как временного, так и пространственного искусства.
При изучении рисунка необходимо постоянно чувствовать в культуре нового времени присутствие фотографии. Многие художественные школы вообще почти утратили интерес к преподаванию натурного рисунка, так как фиксация зрительной реальности отводится фотографии. Рисунку отводится роль создания новой художественной реальности, а фотографии - документирования зрительных фактов. Однако необычайно сильны и взаимовлияния этих искусств, о чем уже говорилось выше.
Гравюра ХХ в. стремится осознать специфические качества этого искусства и как графики в материале, и как сферы творческой, нерепродукционной. Подробные разъяснения о б искусстве гравюры ХХ в. студент может получить, познакомившись с изданием «Очерки по истории и технике гравюры» (над изданием работал коллектив авторов, сотрудников Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С.Пушкина, М., 1987).
Вопросы для самопроверки
1. Процесс демократизации книги и развитие библиофильства - две основные тенденции развития книжного искусства ХХ в.
Информация о работе История и теория печатно-графического искусства