Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 23:16, реферат
Письменность, как и звуковая речь, является средством общения людей и служит для передачи мысли на расстоянии и для закрепления ее во времени. При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, как например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов (нем. schrift - "письмо") - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех - видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знаний этих закономерностей и умения применять их на практике.
История латинских шрифтов.
Введение.
Письменность, как и звуковая речь, является средством общения людей и служит для передачи мысли на расстоянии и для закрепления ее во времени. При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, как например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов (нем. schrift - "письмо") - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех - видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знаний этих закономерностей и умения применять их на практике.
Термин "шрифт" имеет несколько значений.
1. Совокупность
букв, цифр и знаков определенного
рисунка (стиля) и размера (
2. Комплект знаков для набора любого
типа, например литер для типографского
набора, символов в шрифтовом файле для
компьютерного набора и т.д.
3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков.
Прямым предшественником
русского и латинского
История развития латинских шрифтов.
Латинский алфавит - итог длительного развития греческого письма. приведший к появлению письма римского. Латины (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название - латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на, основе греческого, о чем говорят названия некоторых букв и их графика. Сформировался латинский алфавит в 1.в. до н. э., затем в течение многих веков происходила эволюция его графического решения (основа формы оставалась, менялись способы начертания). Объяснялось это поиском более простых и рациональных форм букв для легкости и быстроты их начертания и чтения. Приведем основные вехи развития латинского письма:
∙ капитальное
квадратное письмо (I в.): пропорции большинства букв
таковы, что они вместе с засечками (serif
- поперечные элементы на концах штрихов
буквы) вписываются в квадрат (рис.1), буквы
размещаются свободно, разрывов между
словами нет, строки располагаются на
расстоянии одного корпуса;
∙ капитальное
рустическое письмо: буквы вытянуты
в пропорции 5:3; вертикальные линии очень
тонкие, горизонтальные штрихи жирные;
письмо сплошное, слова в некоторых случаях
разделяются точками (рис.2);
Рис.1 Римское капитальное квадратное письмо |
Рис.2 Римское капитальное рустическое письмо |
∙ унциальное
письмо: в колонке по ширине писалось,
как правило, 12 букв (строка), буква составляла
1/12 часть - унцию (uncia) строки. Унциальное
письмо отличается округлостью форм и
заметными выносными линиями, пропорции
букв близки к квадрату; письмо сплошное
(рис.3);
∙ письмо
раннего средневековья:
- каролингский минускул (VIII в.) - самое рациональное
и совершенное из всех типов латинского
средневекового письма (рис.4);
- готическое письмо (XII-XV
вв.): его появление совпало с развитием
готического стиля. Изменились форма некоторых
знаков, пропорции букв, контраст штрихов;
сократилось расстояние между строками,
отчего картина письма стала очень темной,
чтение и написание затруднилось (рис.5);
Рис.3 Римский унциал |
Рис.4 Каролингский минускул |
Рис.5 Примеры готического письма |
∙ гуманистическое
письмо (антиква): гуманисты полностью возродили
каролингский минускул, применив эстетические
мерки Ренессанса. Ошибочно полагая, что
это письмо античных времен, они назвали
его антиквой (рис.6). Старинна
∙ египетский, или брусковый ш
∙ рубленый шрифт
(рис.8): структура букв такая же, как у антиквы,
но совершенно отсутствуют засечки. Среди
них выделяются гротески неконтраст
Рис.6 Гуманистическое письмо (антиква) |
Рис.7 Египетское письмо |
Рис.8 Пример рубленного шрифта |
Существует две теории развития римского письма. Согласно первой, письмо развивалось на базе монументального. Перейдя в книги, монументальное письмо вытянулось (рустика). Позднее на пергаменте, оно закруглилось (унциал).
Все три вида письма были маюскульными. Из квадратных римских капиталов образовался также маюскульный старый римский курсив. На восковых табличках он представлял собой сплошь вертикальные или изогнутые линии; на папирусе – закруглился, обретя большую ясность. Так образовался новый римский курсив который имел заметные выносные элементы. Он-то и явился первым минускулом. Схематично эту теорию можно изобразить так:
Вторую схематично теорию можно изобразить так:
По теории Маллона, основной линией дальнейшего развития письма является движение первоначального минускула – нового обычного письма:
Начиная с XIX в.
графика русских шрифтов развив
В настоящее время шрифты, используемые
для типографского набора, объединены
по общим графическим признакам в следующие
группы:
∙ рубленые - шрифты, не имеющие засечек;
∙ шрифты с едва наметившимися засечками;
∙ медиевальные -
шрифты с засечками в виде плавного утолщения
| концов основных штрихов, по форме приближающихся
к треугольнику, преимущественно с наклонными
осями округлых элементов букв;
∙ обыкновенные -
шрифты, характеризуемые контрастными
штрихами с длинными, тонкими засечками,
соединяющимися с основными штрихами
под прямым углом;
∙ брусковые -
шрифты, характеризуемые неконтрастными
или малоконтрастными штрихами с длинными
засечками той же толщины, что и вертикальные
штрихи, соединенными с основными штрихами
под прямым углом или с легким закруглением;
∙ новые
малоконтрастные - шрифты, отличающиеся
малоконтрастными штрихами с длинными
засечками (преимущественно с закругленными
концами), соединенными с основными штрихами
под прямым углом, или с легким закруглением.
Считается,
что шрифты с засечками
Для выделения текста или как декоративный
шрифт используют курсивные и наклонные
начертания. Наклонные шрифты образуются
путем наклона знаков прямых начертаний,
при этом буквы и цифры практически не
изменяют форму. Курсивные шрифты отличаются
от наклонных тем, что знаки в них приобретают
форму рукописных. От основного начертания
курсивы отличаются формой, пропорциями,
насыщенностью.
Почти все
европейские шрифты, а также шрифты
некоторых народов других
В соответствии
с назначением типографские
Таблица латинского алфавита.
Римское капитальное квадратное письмо.
Римское капитальное рустическое письмо.
Римский унциал.
Римский полуунциал. Каролингский минускул.
Виды готического письма:ротунда,текстура, швабское письмо,фрактура.
Гуманистический минускул.
Построение букв антиквы А.Дюрера.
Переходная антиква – барокко-антиква.
Новая антиква – классицистическая.
Египетский шрифт и его подвиды.
Виды латинских печатных шрифтов (по А.Капру)