Экспрессивная функция имён, фамилий и прозвищ в художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Начиная с того момента, когда люди осознанно начали владеть языком, они начали давать имена предметам, явлениям, событиям и, конечно, людям. Ведь имя – это то, что позволит отличить одного от другого: «Жигули» от «Volkswagen», Венеру от Сатурна, Сахару от Гоби, Васю от Пети.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………3
2. Ономастика как наука об имени собственном……………………………….…4
2.1. Направления ономастики…………………………………………………....4
2.2. Антропонимика как раздел ономастики……………………………………6
2.2.1. Имя личное…………………………………………………………………7
2.2.2. Фамилия…………………………………………………………………….8
2.2.3. Прозвище………………………………………………………………….11
2.3. Поэтическая ономастика (антропонимика художественного
текста)…………………………………………………………………………………....12
3. Экспрессивная функция личных имён, фамилий и прозвищ в
художественной литературе………………………………………………………….13
3.1. Имена, фамилии и прозвища в произведениях
А. И. Куприна, В. Т. Шаламова и Н. В. Гоголя……………………………………..13
3.1.1. Предисловие……………………………………………………………...13
3.1.2. Куприн А. И. «Яма»………………………………………………………14
3.1.3. Шаламов В. Т. «Колымские рассказы»……………………………….17
3.1.3.1. «На представку»………………………………………………..…17
3.1.3.2. «Плотники»………………………………………………………...18
3.1.4. Гоголь Н. В. «Шинель»……………………………………………….....19
3.2. Имена, фамилии и прозвища в произведениях
П. П. Ершова и Н. Н. Носова………………………………………………………….20
3.2.1. Предисловие………………………………………………………………20
3.2.2. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»…………………………………………22
3.2.3. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»………………..23
4. Заключение…………………………………………………………………………...25
5. Список использованной литературы……………………………………………..26
6. Список просмотренной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

стилистика.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

    Как всегда, по закону справедливых сказок, сначала самым невезучим, неказистым и неудачливым в конце достаётся самое лучшее и интересное. Так и вышло – получил Иван в подарок от кобылицы Конька-Горбунка. Имя его говорит за самого себя: 

    «Да ещё  рожу конька

    Ростом  только в три вершка,

    На спине  с двумя горбами

    Да с  аршинными ушами.» 

    Но ведь он Горбунок, а не Горбун. Используя постфикс -ок- , автор показывает не только его малый размер, но и своё отношение к нему, сочувствуя его неполноценности. Выделяя его ущербность, автор вызывает ассоциацию с юродивыми, которые считались людьми не от мира сего, блаженными, наделёнными каким-то особым даром. Это один из основных образов, рефреном идущих через детскую литературу. Он создан для того, чтобы избавить детей от жестокости и бесчувственности к тем, кто не может быть таким же, как они сами. 

    Образы  Жар-птицы, Царь-девицы и Чудо-юдо рыбы-кита (который в конце произведения после совершения добрых дел становится Китом Китовичем) тоже используются в разных сказках. С одной стороны, все образы ясны и понятны, но, с другой, следуя содержанию текста, они все окружены каким-то ореолом волшебства. Здесь одновременно сосуществует простота фантазии, но и неправдоподобность интересного сюжета. 

    Обращение по имени-отчеству в детском сознании сразу же формирует уважение к  такому герою, так как вызывает ассоциацию с обращением к старшим. Соответственно, Месяц Месяцович (имя которого довольно просто для наглядного восприятия) представляет собой довольно взрослого и уважаемого персонажа, к советам которого прислушивается как главный герой, так и потенциальный маленький читатель, проецируя это на своё общение со старшим поколением. 
     

      1. Носов Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей»
 

    «Приключение  Незнайки и его друзей» – это  книга написана для детей уже  школьного возраста, которые имеют  представление о правильных и  неправильных вещах, о делах, но которым  в себе это надо развивать. 

    Главный герой  произведения – это Незнайка. А Незнайка он потому, что ничего не знает. И ничему не хочет учиться. Все его начинания заканчиваются тогда, когда он понимает, что надо трудиться. Всё ограничивается тем, что «А зачем мне учиться? Я и так умею». Не сродни ли это детской завышенной самооценке и словам «я сам умею»? Зная, что ребёнок примерит образ героя на себя от начала и до конца, то вся маленькая жизнь героя должна быть тщательно продумана, ведь это может помочь ребёнку правильно оценивать и рассчитывать свои силы и действия. 

    Все остальные  жители Цветочного города тоже имеют  имена и для каждого имени  есть пояснение, почему зовут именно так, а не иначе:

  • Знайка («..его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много..»)
  • Пилюлькин («..лечил коротышек от всех болезней..»)
  • Винтик и Шпунтик («..знаменитый механик со своим помощником..»)
  • Сахарин Сахариныч Сиропчик («..очень любил газированную воду с сиропом»). Он был очень вежливый и любил, когда его называли по имени-отчеству, тем самым он повышая свою самооценку.
  • Тюбик (художник)
  • Гусля (музыкант)
  • Торопыжка (который вечно куда-то торопится)
  • Ворчун («..ворчал про себя Ворчун..»)
  • Молчун («..ну что ты всё молчишь?..»)
  • Растеряйка (терял всё и всегда)
 

    Но в  городах, созданных Носовым, жили не только мальчики или, правильнее Малыши, но и девочки - Малышки:

  • Медуница («аналог» Пилюлькина)
  • Синеглазка («..голубоглазая малышка..»)
  • Заинька (у неё был фартучек с зайцем)
  • Кубышка («..сказала толстенькая Кубышка..»)
  • Ласточка («..малышка со строгим худеньким личиком и остреньким подбородкам..»)

    Любое имя у ребёнка вызывает ассоциативный ряд: Кубышка - толстенькая, Синеглазка - голубоглазая, у Ласточки форма подбородка напоминает ласточку. 

    У многих Малышей  есть прототип среди Малышек –  этим автор как бы ставит ребёнка  перед выбором: как делать? И как  будет правильней? 

    Различая род деятельности Малышей и Малышек по именам, можно примерно понять, что профессиями, связанными с техникой, занимаются Малыши (Винтик, Шпунтик, Гвоздик, Шурупчик, Пулька), садоводством занимаются Малышки (Маргаритка), медицину знают и те и другие (Медуница и Пилюлькин). Это отражение психологической предрасположенности мужчин и женщин к различным родам деятельности. Считается, что мужчины – люди искусства, поэтому и играют, и рисуют у Носова только Малыши (Гусля и Тюбик). 

    Стоит упомянуть и о развитии у детей эгоцентризма и привести в пример двух творческих коротышек: поэта Цветика и поэтессу Самоцветик. Цветик пишет стихотворения обо всём. А Самоцветик – только о себе. Эта часть само- лишний раз показывает, что герой обращён только на себя, заинтересован и зациклен только на своей личности: 

  • «Я поймала  комара <…>

    «Я поймала  стрекозу <…>

    Нет, поймаю я себе

    Лучше муравьишку»

  • «Внимание! Первая выступаю я!»
 

    Разбирая  похожесть Пилюлькина и Медуницы по профессии, автор ненавязчиво делает различия между лечением химической продукцией (йод и касторка, которыми лечит все заболевания доктор Пилюлькин) и натуральными средствами (мёд – всему голова, по убеждению Медуницы). 

    Таким образом, можно сделать вывод, что в  данном произведении разбирается понимание не только внешности через имя, но и характера, наклонностей, привычек, обязанностей и т.д., а также ненавязчивое обучение ребёнка обязательным правилам жизни. 
     
     
     
     
     
     
     

  1. Заключение
 

    Поэтическая ономастика ставит своей целью анализ роли антропонимов в художественной литературе. 

    Цель данной работы – определение экспрессивной  функции художественной антропонимики  следующих произведений:

  1. А. И. Куприн «Яма»
  2. В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» («На представку», «Плотники»)
  3. Н. В. Гоголь «Шинель»
 

    После практического разбора каждого из указанных произведений можно сделать вывод, что экспрессивными функциями имён, фамилий и прозвищ в художественной литературе являются:

  1. Создание полноты образа
  2. Выделение главного героя
  3. Выражение позиции автора
  4. Построение схемы взаимоотношений героев
  5. Воздействие на восприятие читателя
 

    Но, так  как с вышеуказанными произведениями были разобраны ещё два (выделяется отдельно как детская литература):

  1. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»
  2. Н. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»,

    то, к экспрессивным функциям стоит добавить ещё несколько:

  1. Развитие основных человеческих чувств
  2. Развитие фантазии с помощью предвосхищения событий и образов
  3. Обучение
 

    Каждый  читатель независимо от пола и возраста найдёт в художественном антропонимиконе  свою личную экспрессию и тот образ и те мысли, которая она создаст. Писатель создал главное – героя и дал ему имя, а обязанность читателя – дорисовать в своём понимании и воображении недостающие фрагменты. 
     
     
     
     
     
     
     

  1. Список использованной литературы
 
  1. Куприн, А. И. Собрание сочинений [Текст]. В 9 т. Т. 6. / Алексей Куприн; [ред. Э. Ротштейн; техн. ред. А. Шагарина]. – М.: Правда, 1964. – 470, [4] с. – 400000 экз. – 70644.
  2. Шаламов,  В. Т. Колымские рассказы [Текст] / Варлам Шаламов; [отв. ред. Н. Холодова; худ. ред. М. Суворова; комп. вёрстка К. Москалёв]. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с. – (Большая книга). – ISBN 978 - 5 - 699 - 24994 - 7.
  3. Гоголь, Н. В. Повести. Пьёсы. Мёртвые души [Текст] / Николай Гоголь. – М.: Художественная литература, 1975. – 653 с. – (Библиотека всемирной литературы; Серия вторая: в 200 т. / Николай Гоголь; м. 75). – 303000 экз. – подписное издание.
  4. Носов, Н. Н. Приключение Незнайки и его друзей [Текст]: для младшего школьного возраста / Николай Носов; [отв. и худ. ред. А. Б. Сапрыгина; техн. ред. Л. П. Кострикова; корр. Е. С. Аксёнова; илл. Г. Вальк]. – М.: РОСМЕН, 1997. – 126 с. – 25000 экз. – ISBN 5 - 257 - 00265 - 5.
  5. Ершов, П. П. Конёк-Горбунок [Текст]: для дошкольного возраста / Пётр Ершов; [ред. Э. Степченко; худ. ред. Д. Пчёлкина; техн. ред. Н. Житенёва; корр. Н. Пьянкова]. – М.: Малыш, 1983. – 125 с. – 300000 экз. – ISBN 5 - 213 - 00704 - х.
  6. Успенский, Л. В. Слово о словах. Ты и твоё имя [Текст] / Лев Успенский; [ред. Н. А. Чечулина; техн. ред. О. И. Котлякова; корр.: Е.Н. Куренкова, Р. Ю. Хесина]. – Ленинград: Лениздат, 1962. – 633 с. – 300000 экз.
  7. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. – изд. 3-е. – М.: Советская Энциклопедия, 1975. – 630000 экз.
  8. Брусенская, Л. А. Учебный словарь лингвистических терминов [Текст] / Людмила Брусенская, Галина Гаврилова, Наталья Малычева; [отв. ред. Е. В. Бузаева; техн. ред. А. М. Спивак; корр. Т. Анастасова]. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2005. – 256 с. – (Серия «Словари»). – ISBN 5 - 222 - 05682 - 1.
  9. Стандарты по библиографии, библиотечному и издательскому делу [Текст]: справочник. Документы, практика применения / сост. А. Н. Данилкина. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 592 с. – ISBN 978 - 5 - 8167 - 0025 - 2.
  10. Мартынова, О. В. Основы редактирования [Текст]: уч. пособие для учащихся нач. проф. учебных заведений / Ольга Мартынова; [ред. А. В. Птухина; отв. ред. Г. Е. Конопля; корр. О. Н. Тетерина]. – М.: ACADEMA, 2004. – 128 с. – ISBN 5 - 7695 - 1765 - 4/
 
 
 
 
  1. Список просмотренной  литературы
 
  1. Пеннак, Д. Как  роман = Comme un roman [Текст]: педагогическое эссе / Даниель Пеннак; [пер. с фр. Н. Шаховская; лит. ред. М. Кожевникова; корр. Болошина]. – М.: Самокат, 2010. – 160 с. – (Серия «Самокат для родителей»). – ISBN 978 - 5 - 902326 - 96 - 0.
  2. Фромм, Э. Искусство любить = The art of loving [Текст] / Эрих Фромм; [пер. с англ.]. – М.: АСТ МОСКВА, 2010. – 223, [1] с. – (Философия. Психология). – ISBN 978 - 5 - 17 - 066227 - 2.
  3. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста = The adolescent. Development, relationships and culture [Текст] / Филип Райс, Ким Долджин; [пер. с англ.: В. Квиткевич, Ю. Мирончик; худ. ред. К. Радзевич; корр.: Н. Баталова, М. Одинокова]. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 978 - 5 - 49807 - 290 - 6.
  4. Шомракова, И. А. Всеобщая история книги [Текст] / Инга Шомракова, Иосиф Баренбаум. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2008. – 392 с. – ISBN 978 - 5 - 93913 - 0917.
  5. Человек читающий. Homo legens. [Текст]: писатели XX в. о роли книге в жизни человека и общества / сост. С. И. Бэлза. – 2-е изд., с изм. и доп. – М.: Прогресс, 1990. – 720 с. – 25000 экз. – ISBN 5 - 01 - 001750 - 4.
  6. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима [Текст] / сост. А. А. Нейхардт. – М.: Правда, 1987. – 576 с.
  7. Бабенко, В. Г. Лучезарный Аполлон. Птицы, бабочки и мифы [Текст]: уч. издание / Владимир Бабенко, Владимир Алексеев; [худ.-техн. ред. Н. Д. Горбунова]. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 304 с. – ISBN 5 - 88527 - 095 - 3.

Информация о работе Экспрессивная функция имён, фамилий и прозвищ в художественной литературе