Бизнес элита России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:57, реферат

Краткое описание

Данный реферат был написан для освещения проблемы, связанной с
политическими элитами, так как они оказывают воздействие на процессы
политических преобразований.
Долгое время против понятия "политическая элита" по разным мотивам
выступали политологи самых разных направлений.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВЫЙ.docx

— 65.89 Кб (Скачать файл)

Говоря о своем личном стиле, почти 60 % опрошенных заявили, что  в реальной жизни они центристы, «дипломаты».

По методам же участия  в разработке каких-либо проектов каждый четвертый чаще всего отводит  себе роль генератора идей, разработчика концепции проекта или руководителя проекта в целом. Все это нормально. Настораживает другое: каждый десятый представитель элитного слоя ни разу не принимал участия в разработке перспективных проектов развития региона.

Вывод: высшее руководство  области в целом мало «занимается  стратегией». По оценке опрошенных, 54 % их рабочего времени уходит на решение  текущих вопросов и лишь 28 % —  перспективных, стратегических задач. То есть именно тех задач, которыми и должна заниматься административно-политическая элита в первую очередь. Отсюда стиль  импровизаций, «тушения пожаров», лозунговость. А это означает, что в составе элиты пока преобладают тактики, а не стратеги.

Далее, наблюдается парадоксальная картина: в случае принятия ответственных  управленческих и политических решений  подавляющее большинство областных руководителей не обращается (а 35 % вообще не обращаются) за советом и помощью к ученым-консультантам, а поручают готовить решения подчиненным, консультируются с коллегами-руководителями своего уровня (46,2 %), с членами своих семей (33,7 %). Лишь каждый двадцатый привлекает к этой работе представителей политических партий и общественных движений. Настораживает то, что более 12 % опрошенных заявили, что при принятии ответственных решений они, как правило, ни с кем не советуются.

Анализируя систему приоритетов  безопасности России, опрошенные выделили следующие факторы, стрессирующие нестабильность в обществе, мешающие нормальному функционированию государства и гражданского общества: обнищание народа — 92,5 %; разгул преступности — 61,3 %; отсутствие общенациональной патриотической идеи, объединяющей народы страны, — 64 %; безнравственность, культурно-психологическое разложение национальных устоев— 51,9 %; межнациональные конфликты — 46,9 %; превращение России в сырьевой придаток западных стран — 45,4 %.

У опрошенных, как политических экспертов, не вызывает особой заботы высказываемые некоторыми аналитиками  тревожные прогнозы об угрозе массовой безработицы и установлении в  стране авторитарного диктаторского  режима. Полученные данные свидетельствуют  о том, что иерархия стрессов тревожности  в представлении областной элиты  все больше перемещается в сторону  отсутствия сильной системы социальной защиты людей, отсутствия мощной общенациональной идеи, объединяющей людей, слабости борьбы с преступностью. Это полностью  совпадает с данными исследований общероссийских настроений.

Определенную ясность  в систему политических взглядов и ориентаций правящей элиты вносит представление ее симпатий к идеям  и целевым установкам различных  политических партий и движений.

Результаты социологического анализа свидетельствуют, что пальма первенства здесь принадлежит партиям  и движениям, в чьих программах провозглашаются  социал-демократические идеи и принципы. В элите, похоже, уже сложилась  более или менее четкая ориентация на реформы в духе социал-демократической  модели общественного устройства.

Если же оценить ситуацию в целом, то можно уверенно утверждать, что в целом в элитном слое области преобладают реформаторские ориентации.

Изложенные данные позволяют  заметить, что за последние 5 лет  российская элита значительно изменилась: помолодела, гуманитаризовалась, приобрела опыт руководства в новых условиях, стала больше похожа на европейскую политическую элиту. Но самое главное, она значительно дифференцировалась по своим ценностным ориентациям и социальной направленности. Это придает внешне целостной политико-административной элите внутреннюю напряженность, являющуюся залогом дальнейшего развития. Находясь в политизированной среде, будучи оппонируемой и лоббируемой со стороны раз-: личных политических сил, политико-административная элита чутко, реагирует на посылаемые сигналы.

Вместе с тем политико-административная элита России остается всецело российским явлением и здесь нельзя не согласиться  с прозорливым замечанием Ф. М. Достоевского, высказанным 120 лет назад по поводу спора славянофилов и западников: «Россия вовсе была не Европа, а  только ходила в европейском мундире, но под мундиром было совсем другое существо».3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Российская бизнес-элита 2000-2010 гг

 

 

      Агентство  экономических новостей совместно  с "Независимой газетой"  определило 50 человек российской  бизнес-элиты, которые оказывают наибольшее влияние на экономику страны. По итогам третьего квартала 2010 года первое место занимает глава "Газпрома" Алексей Миллер (4,35 балла), на втором месте находится президент ОАО "РЖД" Якунин В.И (4,28), за ним следует Олег Дерипаска ("Базовый элемент", "ОК РУСАЛ") с показателем 4,20.

      "Очень  сильное влияние" на политику  и экономику страны также оказывают  и Абрамович Р.А, Алекперов  В.Ю. ("ЛУКОЙЛ"), Ковальчук Ю.В. (банк "Россия"), Фридман М.М. ("Альфа-групп", ТНК-ВР), Тимченко Г.Н. (компания Gunvor, портфельный инвестор), Усманов А.Б. ("Газпроминвестхолдинг", "Металлоинвест"), Чемезов С.В. ("Ростехнологии").

      Ниже в  списке с "сильным влиянием" расположились Греф Г.О – глава  Сбербанка РФ. Стржалковский В.И.  – президент "Норильского никеля" и др.

      Бизнес-элита  образует обособленную группу  с четко выраженными качественными  признаками, сама группа обладает  повышенной внутренней неоднородностью.

      Согласованность  признаков в группе бизнес-элиты весьма высока. Они заметно обходят другие группы и по уровню образования, и по всем параметрам материального благосостояния, и по основным формам социально-экономической активности.

      Представители  этой группы:

    • более активны,

    • более коммуникабельны  и мобильны

    • имеют внутренний  социальный стержень

    • способны  генерировать и воплощать новые  идеи

    • рационально мыслящие, с сильными мотивами личной выгоды

    • расчетливые  и предприимчивые

    • готовы идти  на риск, с ощущение личной  ответственности за свои действия

    • имеют связи  в чиновничьих кругах

    • имеют определенные  материальные и трудовые ресурсы

      Сейчас  традиционно используется репутационная методология для определения наиболее влиятельных предпринимателей, так как принято считать, что "не существует таких постов в бизнесе или такого объема финансовых ресурсов, которые бы давали право a priori причислить того или иного бизнесмена к элите страны". 4 Репутационный подход, для определения влиятельных предпринимателей страны, базируется на той или иной репутации бизнесмена.

      Репутация  – это создавшееся общее мнение  о достоинствах и недостатках  какого-либо человека или какого-либо  предмета.

      Репутaция челoвека зависит непосредственно oт него самого, так как формируется на основе его поведения. Репутация можeт быть как положительной, так и отрицательной, и имеет подвижный хaрaктeр, в зависимости от того, на какой информации она базируется. Репутация завоевывается делoм.

      Репутация  - это то, "как в глазах окружающих  оценивается моральное и физическое здоровье человека" + внешний вид (имидж) + ближнее и дальнее окружение + поведение в той или иной ситуации.

      "Этика  – основа репутации бизнесмена. Но она может пониматься по-разному.  Этики бывают разные – они  отражают степень развития конкретного  общества. Чем оно более цивилизованное, тем культура более развитая. В этичном обществе принято  думать не только о себе, но  и о других.

      Этические  нормы обществу должна задавать  элита. Главное качество этичного  руководителя – нравственная  готовность. Заботиться о развитии  персонала, чтобы работа не  приводила их к деградации. Заботиться  о потребителях, быть гордым за  свою продукцию. Видеть себя, фирму  в системе общества: "что мы  можем сделать", патриотизм. Немаловажный  аспект – репутация предполагает  возможный отказ от доли прибыли.  На Западе, к примеру, во многих  фирмах выделяются средства на  социальные программы, профориентацию молодежи. До 1 августа 2006 в России этим активно занималась компания ЮКОС"5 .

      Понятие  "репутация" неразрывно связана  с такими понятиями как "честь"  и "достоинство". ("Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, а также социальная оценка моральных и иных качеств личности. Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга, своего общественного значения и определяет субъективную оценку личности. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности" ).

      Вывод: Бизнес-элита  представляет собой социальную  группу, занимающую особое (руководящее)  положение в социальных институтах  общества. Это "...закрытая группа  людей, которая контролирует крупные  капиталы и отрасли промышленности с разрешения властей".

      Бизнес-элита  России — это группа людей,  которые владеют почти всеми  ведущими предприятиями и банками  России. Это главы тех предприятий  и банков, которые оказывают наибольшее  влияние на экономическое, политическое  развитие страны.

      Бизнес-элита  образует обособленную группу  с четко выраженными качественными  признаками, сама группа обладает  повышенной внутренней неоднородностью.

      Согласованность  признаков в группе бизнес-элиты весьма высока. Они заметно обходят другие группы и по уровню образования, и по всем параметрам материального благосостояния, и по основным формам социально-экономической активности.

      Главную  роль в определении бизнес-элиты страны играет репутация.

      Репутация  бизнесмена - это то, как в глазах  окружающих оценивается моральное  и физическое здоровье + внешний  вид (имидж) + ближнее и дальнее  окружение + поведение в той  или иной ситуации.

      К факторам, определяющим влияние современной  бизнес - элиты России, в первую  очередь, по степени важности  можно отнести:

    • мощь контролируемого  капитала (высокий уровень личного  дохода и потребления);

    • важность, "стратегичность" бизнеса;

    • контроль  над СМИ (явный или неформальный);

    •отношения с чиновниками, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

    • причастность  к процессам распределения, перемещения  и обмена общественного, особенно  государственного продукта

    • уровень профессионализма  в определенной сфере деятельности

 

 

Заключение

 

 

В результате написания реферата мне удалось разобраться в  том, что бизнес-элита России –  это определённый привилегированный  слой общества, контролирующий крупные капиталы и отрасли промышленности с разрешения властей. Нередки случаи, в которых представители бизнес - элиты покидали территорию нашей страны, убегая от преследования властей.

Для нашего современного государства  все острее встает проблема становления  совершенно новой, качественной, результативной, квалифицированной бизнес - элиты, которой могло бы доверять население. Такую элиту необходимо российскому обществу создавать, буквально «выращивать», прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов (в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий) проводить своеобразную «селекцию» новых бизнесменов, имеющих государственное мышление и способных взять ответственность на себя в эти трудные для России времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

    1. Ашин Г. К. Смена элит // Общественные науки и современность. 1995. №1
    2. Ашин Г. К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии // Элитологические исследования. 1998. №1. С. 11.
    3. Бадовский Д. В. Шутов А. Ю. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия // Кентавр. 1995. № 6.
    4. ВосленскийМ.С. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза. М., 1991.
    5. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.
    6. Гаман О. Региональные элиты в постсоветской России // Российская Федерация. 1995. № 10.
    7. Зиновьев А. Советская контрреволюция // Советская Россия. 1998. 19сент.
    8. Крыштановская О. В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
    9. Лэйн Д. Перемены в России рост политической элиты // Социс. 1996. №12
    10. Куколев И. В. Трансформация политических элит в России / / Общественные науки и современность. 1997. № 4.
    11. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 124—125.
    12. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959. С. 24.
    13. Охотский Е. В. Политическая элита М., 1993.
    14. Охотский Е.В. Политическая элита и российская действительность. М., 1996.
    15. Чирикова А. Е. Человек больше богатства. Этическое измерение лидеров российского предпринимательства [Текст] / А.Е.Чирикова // Социологические исследования – 2008. - № 3, с.78 – 90.
    16. Позняков В.П. Российские предприниматели в изменяющемся обществе: региональные и гендерные особенности / В.П.Позняков // Вестник РГНФ. - 2008. - №4. с. 208-213
    17. Понеделков А. В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. Ростов н/Д, 1995.
    18. Теория и история административно-политических элит России.   Ростов н/Д, 1996

Информация о работе Бизнес элита России