Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 06:30, реферат
Проблема места и роли насилия в человеческой истории всегда привлекала
к себе внимание исследователей. Воображение мыслителей поражали масштабы,
укорененность и многообразие форм проявления насилия. Можно констатировать
наличие двух основных сфер проявления насилия в человеческом обществе. Одна
из них - взаимоотношения различных этносоциальных общностей: племен,
народов, государств; другая - отношения внутри той или иной социально-
политической структуры.
Введение.
Понятие «диктатура» в политологии.
Политическое насилие в системе власти.
4. Политическая власть: проблемы легитимности.
Заключение.
Библиография.
демократическим путем.
Думается, такой подход сужает суть легитимности. По существу сводит
ее к легитимности политической системы и режима как таковых, их институтов.
При таком подходе легитимность власти теряет некоторые свои разновидности,
такие как харизматическая и персональная, а легитимность демократического
режима утверждается навечно. Более правомерной и перспективной в плане
исследования проблемы является точка зрения политологов, считающих, что
легитимность следует рассматривать применительно и к режиму в целом, и к
конкретной власти. К примеру, можно говорить о легитимности самого
института президента и о легитимности конкретного президента. Смысл
проблемы в том и заключается, что легитимность власти не дана навечно, что
наряду с процессом легитимации режима или власти может идти процесс
делегитимации. Подобно тому как конфликт и консенсус являются постоянными
свойствами жизни общества. Так и процессы легитимации и делегитимации
выступают постоянными свойствами политической власти.
Исследователи выделяют несколько источников легитимации власти.
Первый и наиболее надежный источник - участие граждан в управлении, что
создает ощущение причастности людей к политике, проводимой властью
позволяет людям чувствовать себя в определенной мере ее субъектом. Вот
почему демократические режимы по сравнению с другими обладают наибольшим
потенциалом легитимации. Другим источником является так называемая
технократическая легитимация, т.е. легитимация посредством
административной, экономической, военной, образовательной и тому подобной
деятельности власти. В этом случае легитимность власти находится в прямой
зависимости от эффективности такой деятельности, конечным результатом
которой являются стабильность в обществе и успешное развитие всех сторон
общественной жизни. Череда экономических неудач при проведении реформ или
при выходе страны из кризиса ослабляет легитимность власти и может привести
к краху политической системы. Легитимность политической власти Германии,
Японии, Тайваня, Южной Кореи, Сингапура повысилась в значительной мере
благодаря экономическим достижениям. Можно с уверенностью сказать, что
легитимность власти в России ведет в большей степени определяться тем,
насколько успешно она преодолеет экономический кризис и обеспечит развитие
экономики.
Третьим источником легитимации является сила. Все режимы опираются на
принуждение, однако формы, степень его распространения и использования
различны. Оно проявляется в ограничении прав и свобод личности, прежде
всего права на получения полной и объективной информации, выступления,
объединения, манифестации. Чем ниже уровень легитимации, тем сильнее
принуждение. Сила - последний аргумент власти, с помощью которого она
пытается повысить уровень своей легитимности, однако сомнительно, чтобы
власть могла удержаться долго опираясь исключительно на силу. Использование
силы может не только повысить уровень легитимности, но и ускорить паление
режима. Сила является ненадежным источником легитимации власти.
Власть обладает возможностями для повышения легитимности посредством
влияния на сознание и поведение социальных групп, формирования
определенного общественного мнения. Так власти США перед тем, как
осуществить высадку войск на Гаити, продолжительное время формировали
общественное мнение в стране, показывая диктаторскую сущность
существовавшего там режима. Российские власти не подготовили
соответствующим образом общественной мнение страны к использованию военной
силы для разрешения чеченского кризиса. Оно было «сориентировано» на
использование «одного полка в течение двух часов» для ликвидации
вооруженных бандоформирований. Чеченская война негативно сказалась на
легитимности власти, уровень которой и до войны был невысок. По данным
опроса общественного мнения, проведенного в конце 1994ггода Институтом
социологии РАН, президенту страны полностью или с некоторыми оговорками
доверяли 53,5%, не доверяли 42,7%, Совету Федерации -47,4% и 33,5%,
правительству - 62,2% и 30,2%, Государственной Думе - 54,5% и 28,4%.
Важное место в функционировании политической власти занимают проблемы
делегитимации, обострение которых может вызвать кризис и даже крах
политического режима. В связи с этим возникает необходимость выявления
причин делегитимации. Одной из основных причин является противоречие между
универсальными ценностями, господствующими в обществе, и партикулярными и
даже эгоистическими интересами властвующей элиты и связанных с ней
социальных групп. Углубление этого противоречия приводит к тому, что власть
замыкается в самой себе, теряя поддержку населения. Указанное
обстоятельство является одновременно и симптомом развивающегося кризиса
власти.
Другой причиной делегитимации власти, характерной для демократических
режимов, является противоречие между идеей демократии и социально-
политической практикой. Оно проявляется в попытке власти решить возникающие
проблемы только силовым путем, нажиме на средства массовой информации,
ограничении или несоблюдении основных прав человека. Хаотически возникающие
проявления данного противоречия говорят о его наличии в России, и усилении
этих тенденций приведет к замене демократического режима авторитарным.
Благоприятным фоном для этого всегда является деполитизация и апатия
населения.
Третьей причиной делегитимации власти выступает отсутствие в
политической системе артикуляции интересов социальных групп; отсутствие
достаточной вертикальной мобильности в сочетании с социальным неравенством,
массовым обнищанием населения и т.п. подрывает легитимность власти. Когда
интеллектуалы ставят под сомнение существующий режим, его легитимность
падает. Радикализация настроений в обществе приводит к появлению оппозиции,
выдвигающей альтернативное видение социального порядка. Очевидно, что
данный источник делегитимации власти существует в России.
К четвертой причине делегитимации власти можно отнести нарастающую
бюрократизацию и коррумпированность. Бюрократия, например, в сенате
реформаторов России нашла способ вхождения в новые отношения и структуры
посредством своеобразного участия в процессе приватизации и создания
рыночной инфраструктуры. Контроль «снизу» в силу неразвитого гражданского
общества и недостаточно эффективной выборной власти «снизу доверху»
практически отсутствует, а контроль «сверху» чрезвычайно ослаб. Что создало
для бюрократии небывалую свободу. Расцвела коррупция и прежде всего такая
ее форма, как мздоимство. Открылась возможность конверсии власти в
богатство. Всеохватывающая коррупция является симптомом не только
делегитимации власти, но и ее кризиса. Последним оплотом режима,
оказывающим сопротивление коррупции, является суд. Если она поражает и его,
то кризис и падение режима можно считать предрешенным. Заметим, однако,
что скандалы, связанные с коррупцией, не обязательно являются показателем
делегитимации, в некоторых случаях они могут служить доказательством
демократического и легитимного функционирования политической системы,
особенно, если замеченный в коррупции чиновник (министр, глава государства)
оказывается вынужденным уйти в отставку.
К числу причин делегитимации власти в многонациональных государствах
относится национализм, этнический сепаратизм, который отвергает
правомерность федеральной власти (это имело место в Чечне) или
провозглашает верховенство республиканских конституций над федеральным
законом (это имело место в Башкортостане, Коми, Дагестане). Усиление
национализма и этнического сепаратизма ослабляет легитимность федеральной
власти, но и ставит под вопрос государственную целостность страны.
И, наконец, источником делегитимации власти может явиться потеря
самой правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение
внутри нее острых противоречий, столкновение различных ветвей власти.
Таким образом, проблема легитимности имеет важное значение для
политической власти и общества, является одной из важнейших проблем науки.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Наш век так и не стал эпохой полного торжества демократии. По-
прежнему больше половины населения земного шара живет в условиях
авторитарных и тоталитарных диктатур. Последних становится все меньше,
практически оставшиеся диктаторские режимы относятся к авторитарным и
существуют в странах «третьего мира». Но в целом сегодня можно
констатировать, что новая ситуация в мире благоприятствует переходу от
диктаторских режимов к демократическим.
VI. БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Социально-политический журнал №3 1996г.
2. Социально-политический журнал №7 1990г.
3. Социально-политический журнал №6,7 1992г.
4. Введение в политологию.
http://www.elitarium.ru
| ||||
Автор: Ирина Юрьевна Черепанова, профессор, доктор филологических наук, руководитель лаборатории социально-психологической терапии "Ведиум" (г. Пермь). Широко распространено мнение, будто харизма — это врожденное свойство, данное человеку от природы раз и навсегда. Однако в основе харизмы лежит всего лишь умение производить впечатление обладания такого рода свойствами. Харизма — это вовсе не врожденное мистическое качество. Это вполне поддающийся анализу набор персональных черт. Прийти со стороны Очень трудно оказывать влияние на людей, среди которых ты вырос. Поэтому одна из наиболее важных черт харизматической личности — чуждость своему окружению. Человеку, который пришел со стороны, намного легче управлять другими людьми. Примеры — корсиканец Наполеон, француз (чужак в Женеве) Кальвин, грузин Сталин. Понятно, что стороннее происхождение в прямом смысле слова вовсе не обязательно. Достаточно хотя бы признаков иного происхождения, чтобы иметь возможность двигаться по харизматическому пути. Отличаться от других У человека, претендующего на харизматическую карьеру, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружающей массы. Таким признаком может быть даже болезнь или увечье. Хорошо известно, как в традиционных культурах относились к горбунам, юродивым и т. д. Их почитали и побаивались, ведь считалось, что такие люди связаны с потусторонними силами. Бросающаяся в глаза ущербность как бы переводит ее обладателя в особое измерение, поражая воображение окружающих. Примерами могут служить «карлик» Наполеон или одноглазый Моше Даян. Харизматические личности, как правило, не скрывают свои физические недостатки. Оливер Кромвель, например, потребовал от своего личного художника рисовать его портрет «со всеми язвами и бородавками», которых на лице вождя английской революции было предостаточно. Исключение из этого правила составил разве что Франклин Рузвельт, запретивший показывать себя в инвалидном кресле. Очень выгодна всегда была «священная болезнь» эпилепсия. Судорожные припадки традиционно воспринимались как знак избранничества. История демонстрирует нам большое количество великих эпилептиков, от пророка Мухаммеда до Петра Великого и того же Наполеона. Безусловно, к стигматам относится и неординарно-демонстративное поведение, в котором прочитывается указание на безумие: например, введение коня в сенат, падения с мостов или драки в Государственной думе. Лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят. Сигара Черчилля, трубка Сталина, кепка Лужкова — примеры, которые первыми приходят в голову. В формировании харизматического имиджа важно все до мелочей: походка, одежда, интонации, осанка. Все это должно сделать человека узнаваемым и запоминающимся. Пережить озарение Созревший для своей миссии герой получает свыше приглашение к общественной деятельности или некий знак, указывающий на его предназначение. Призвание в религиозной сфере, разумеется, осуществляется посланцем высших сил или знамением, от них исходящим (Моисей перед неопалимой купиной, Будда под деревом Бодхи). К героической деятельности в светской области чело век может быть призван другими незаурядными событиями, которые вызывают неожиданное озарение (Владимир Ульянов после казни брата Александра, произносящий знаменитое: «Мы пойдем другим путем»). Еще пример: судьба президента Филиппин Корасон Акино, которая никогда не собиралась заниматься политикой. Но после того как в 1983 году у нее на глазах вооруженный полицейский застрелил ее мужа Бенигно Акино, лидера филиппинской оппозиции, она сменила мужа во главе оппозиционных сил и приняла участие в президентских выборах 1986 года. Выборы Акино проиграла, но не смирилась с этим, а, обвинив режим тогдашнего диктатора Фердинанда Маркоса в подтасовке результатов, возглавила народное восстание. Став президентом Филиппин, Акино сумела пережить несколько покушений на свою жизнь и две попытки государственного переворота. Впрочем, к концу первого президентского срока популярность Акино упала настолько, что она не стала выдвигать свою кандидатуру для переизбрания. Удивить сторонников Новизна — неотъемлемая часть харизмы. Невозможно представить себе, чтобы экстраординарные способности проявлялись общепринятым образом. Например, даже если в основе программы харизматического лидера лежит реваншистская идеология, на фоне общей духовной ситуации эпохи она должна казаться чем-то новым. Огромное значение имеет новизна самого политика. Его внезапное появление должно ошеломить избирателя. В условиях демократической власти действие харизмы зачастую непродолжительно и заканчивается вскоре после избрания. Очень важно не растерять своей привлекательности к моменту выборного соревнования. Задача разумного политика и его команды — рассчитать, чтобы пик восприятия его как харизматической личности пришелся как раз на момент выборов. Придумать ритуал Харизматическое поведение зачастую предполагает некую театральность. С этим связано широкое использование гербов, эмблем, гимнов, знамен и различных обрядов. Разумеется, важно заботиться о соответствии содержательной части идеологии внешнему оформлению. Хотя строить воздействие на людей можно на чем угодно, даже на теме борьбы против грызунов, харизма политического деятеля, претендующего на общенациональное влияние, должна отвечать на важнейшие вызовы времени. Харизма требует известного постоянства — как идеологического, так и внешне-ритуального. Харизматический лидер всегда в той или иной степени — человек одной мысли, ритуалы и символы, правила поведения и приветствия — это нечто незыблемое, то, чему необходимо хранить верность. Попытка даже незначительной модификации символики может привести к величайшим конфликтам и кризисам — например, раскол русской церкви в XVII веке. Наполеон, скажем, справедливо видел в монархических ритуалах инструмент укрепления своей власти, как и последовавший его примеру африканский генерал Бокасса — самый известный, если и не самый харизматический диктатор современности. Это прекрасно понимали советские и нацистские вожди, разработавшие уникальные сценарии военных парадов, съездов, приветствий и демонстраций. Победить врагов Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Харизматический лидер, собственно, живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. При этом лидер никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные, корыстные интересы. Вождь-политик тщательно скрывает собственные амбиции, выставляя себя «слугой народа», против своей воли и как бы нехотя берущего на себя бремя власти. Легенды о скромности и неприхотливости «великих и простых» вождей народов являются неотъемлемой частью жизнеописаний тех же Кромвеля, Наполеона, Ленина или Сталина, Харизматическая личность всегда востребована там, где произошла беда. В такой ситуации лидер никогда не станет успокаивать народ. Напротив, он приложит все силы к тому, чтобы держать людей в напряжении, говоря, что все ужасно, тяжело и почти катастрофично, но, слава Богу, есть человек, который знает, как со всем этим справиться. Борьба начинается с восстания против норм и авторитетов, чем вызывает ответную агрессию. Так в свое время поступил Мартин Лютер, прибивший свои «Виттенбергские тезисы» к дверям католического собора. Всегда неплохо, если лидер вызывает у своих последователей потребность защищать его от врагов. Это усиливает харизму. Если никто, как назло, не нападает на героя, необходимо создать видимость угрожающей ему опасности. Сейчас этим активно пользуются Саддам Хусейн и Слободан Милошевич, до них — Иосиф Сталин и Адольф Гитлер (поджог рейхстага). А Фидель Кастро и вовсе придумал себе образ рекордсмена по числу покушений на его жизнь. Бойцовская позиция рождается у жертвы как бы в ответ на преследования. Таким образом, вопрос о том, что первично — агрессия в адрес «харизмоносца» или его бойцовская позиция — вопрос несущественный. Главное, чтобы это качество проявлялось как можно более интенсивно, иначе всякой харизме конец. Харизматическое действие непременно должно быть успешным. Народ любит гонимых, но не любит битых. Все сюжеты из жизни харизматических политиков — это повествования о достижении успеха. Когда в 1813 году Меттерних встретился с Наполеоном в Дрездене и предложил ему мир на условиях, казалось бы, вполне почетных, но требовавших от Наполеона определенных уступок, то услыхал в ответ: «Ваши государи, рожденные на троне, не могут понять чувств, которые меня воодушевляют. Они возвращаются побежденными в свои столицы, и для них это все равно. А я солдат, мне нужна честь, слава. Я не могу показаться униженным перед моим народом. Мне нужно оставаться великим, славным, возбуждающим восхищение!». Если время идет, а успехов не наблюдается, необходимо во что бы то ни стало создать иллюзию побед. Делается это всегда одинаково: обнаруживается некая всеобщая беда, от которой страдает или может пострадать весь народ (еще лучше — все человечество). И оказывается, что нынешняя деятельность лидера как раз сосредоточена на преодолении этой почти неизбежной катастрофы. Когда напряженное ожидание апокалипсиса достигает высшей точки, проблема объявляется успешно решенной. Чаще всего к такому способу поддержать свой авторитет прибегают лидеры религиозных сект, успешно предотвращая провозглашенный ими самими конец свечи. Логика власти Перечисленные составляющие харизмы на первый взгляд могут показаться вовсе не обязательными. Действительно, почему главными свойствами харизматической личности объявляются именно они? Однако все они связаны между собой и подчинены строгой логике завоевания власти. Создание харизмы при этом распадается на три основные цели. 1. Выделение лидера
из толпы, подчеркивание его 2. Сплочение последователей
и достижение некоего 3. Самое главное:
обеспечить преданность масс
вождю. При всей исключительности
вождя и его отличии от массы,
у них должно быть нечто
общее, что их объединяет: это
может быть общий враг, общая
цель, общий успех. И, разумеется, общая
борьба, в ходе которой эта
беззаветная преданность и Примеры 1. Фидель Кастро Рус Чуждость. Сын испанского иммигранта, до сих пор говорит с испанским акцентом. Известность приобрел сначала в Доминиканской республике и Колумбии. На Кубу вернулся уже признанным борцом-революционером. Стигматы. Борода, сигара, китель цвета хаки. Борода и военный китель стали символами революционеров стран третьего мира. Озарение. Легенда о сыне сахарного магната, блестящем молодом юристе, порвавшем со своим окружением ради народного блага. Новизна. Пообещал народу Кубы равенство, благоденствие, победу над Америкой. Ритуалы. Скопированы с ритуалов СССР. Образована коммунистическая партия. Яхта «Гранма» превращена в музей. Народные демонстрации и парады проводятся со сталинской пышностью и тщательностью. Борьба. Необходимое количество врагов обеспечивается географической близостью к США. 2. Сэр Уинстон Черчилль Чуждость. Подчеркивал свое полуамериканское происхождение (мать Черчилля — американка). Впервые проявил себя и стал знаменит за пределами Британии. Стигматы. Сигара, трость, Вспоминает один из членов советской делегации на Ялтинской конференции: «Сначала в дверях появлялась сигара, только потом сам Черчилль. Даже когда он не держал сигару во рту или в руках, мы никогда о ней не забывали». Озарение. В 1939 году объявил, что решил спасти Британию от завоевания Гитлером. Новизна. Несколько раз менял партийную принадлежность. Постоянно появлялся перед публикой в новых качествах — журналист, военный, глава военно-морского ведомства, историк. Ритуалы. Отсутствуют. Борьба. Вся политическая карьера Черчилля была построена на борьбе с коммунизмом и фашизмом. 3. Аятолла Рухолла Мусави Хомейни Чуждость. Почти всю свою деятельность по подготовке исламской революции вел из-за границы (Ирак и Франция). Стигматы. Внешность и аскетизм Хомейни запомнились всем жителям за пределами Ирана. В Иране же необходимости во внешних проявлениях не было: вполне хватало сана великого аятоллы, а затем и имама. Озарение. По легенде, Хомейни было пять лет, когда его отец, мулла в городе Хомейн, был убит по приказу местного помещика. Новизна. Сформулировал принципы исламской революции. Ритуалы. Строжайшее следование исламским нормам и правилам. Многомиллионные демонстрации протеста. Пятничные проповеди, превращенные в событие государственного значения. Борьба. Рекордсмен по разнообразию врагов: шах, западные ценности, американский империализм, коммунизм, Советский Союз, режим Саддама Хусейна, сионизм, мусульмане-сунниты. 4. Франклин Делано Рузвельт Чуждость. Отсутствует. С молодых лет считался «типичным многообещающим американским политиком». Родственник одного из самых популярных американских президентов — Теодора Рузвельта, работал на другого популярнейшего президента — Вудро Вильсона. Стигматы. Отсутствуют. О том, что после перенесенного полиомиелита Рузвельт потерял способность самостоятельно передвигаться, страна практически не знала. Окружение президента об этом не распространялось, журналисты соблюдали негласное правило не показывать Рузвельта в инвалидном кресле. Озарение. Отсутствует. Ничего другого, кроме как участия в политической жизни страны, от него никто не ждал. Новизна. Отсутствует. Ритуалы. Ввел регулярные радиообращения к нации. Борьба. Отсутствует. Уникальность харизмы Рузвельта в том, что она строилась не на личных качествах, а на его общении с безусловно харизматичными лидерами — Сталиным и Черчиллем, и на борьбе с другим харизматическим лидером — Гитлером. 5. Борис Николаевич Ельцин Чуждость. Отсутствует. Уникальность подчеркивалась не противопоставлением всему населению, а только верхушке коммунистической партии. Стигматы. Изувеченная правая рука, слабость к спиртному, автомобиль «Москвич», падение в реку. Особенность Ельцина заключалась в том, что все эти «стигматы» подчеркивали скорее близость к народу, чем выделяли его. Озарение. Высокопоставленный партийный деятель, бросивший вызов привилегиям. Новизна. Первым повел политику по искоренению коммунизма. Ритуалы. Регулярные радиообращения, обращение «Дорогие россияне!». Борьба. Легко находил врагов то в коммунистах, то в чеченцах, то в Западе. Приведенные автором примеры как раз и выявляют противоречия в концепции. Так, Рузвельт, у которого отсутствуют 5 из 6-ти составляющих харизмы не должен был бы попасть в этот ряд, но попадаем. Значит, есть и другие составляющие харизмы. |