Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:45, статья
В настоящей статье ставится задача познакомить отечественных специалистов с современным состоянием разработки концепции вождества. За рубежом эта концепция очень популярна, но было бы наивным полагать, что в одной статье можно охватить все аспекты этой поистине безграничной проблематики. Поэтому я счел разумным уделить внимание только некоторым, наиболее важным, с моей точки зрения, сторонам проблемы изучения вождеств, таким, как: содержание понятия «вождество», место вождества в ряду других этапов потестарно-политической эволюции, типология вождеств, некоторые аспекты структуры власти в вождествах, археологические критерии определения вождества, различия между вождеством и государством.
I) наличие в вождестве далеко зашедшего разделения тру- да [15; 17; 32; 33];
II) отстранение от
непосредственного управления
Ш) наличие протогородов
[32]. Суммируя вышеизложенное, можно
дефинировать вож- дество в качестве
специфической формы
III
Неоэволюционистская
схема стадий социокультурной ин-
теграции используется для классификации
обществ с похо- жей шкалой внутренней
структуры. При этом общества, на- ходящиеся
на разных ступенях эволюции, сталкиваются
с различными организационными проблемами
и стрессами. Рано или поздно количество
стрессов увеличивается до мак- симального
порога, так что управляющая подсистема
не справляется с принятием
Рождество в этой
схеме понимается как промежуточная
стадия интеграции между акефальными
обществами и бюрократическими государственными
структурами [204; 210; 212; 81; 88; 98; 99; 153 и др.).
Увеличение размеров горизонтально
организованной неиерархической надлокальной
социальной системы возможно до определенного
порога. При чрезмерном увеличении
нагрузки уменьшается эффективность
су- ществующей системы принятия решений.
Чтобы справиться с возникшими перегрузками,
необходимо ввеСти организационную
иерархию, т.е. сформировать такую надлокальную
структуру управления, как вождество
[88; 103; 154; 155; 104; 185; 220]. В этом смысле появление
вождеств может быть сопоставимо
с такими важными скачками в человеческой
ис- тории, как «неолитическая», «городская»
и «индустриальная» революции, а
данный процесс можно обозначить
как управ- ленческую революцию.
Подход к вождеству
с точки зрения теории принятия ре-
шений был переведен Р.Адамсом
в энергетические категории [81; 82]. Он
рассматривал различные таксономические
формы человеческих сообществ —
от временных агрегатных коллек- тивов,
не имеющих выраженной структуры, до
гигантских деспотических и тоталитарных
империй. По Р.Адамсу, любое стабильное
человеческое сообщество является открытой
энергетической системой, которая обменивается
энергией с внешней средой и преобразует
эту энергию. Любая система стремится
к уменьшению внутренней энтропии.
Лучше это получается у тех
систем, которые оптимизируют механизмы
хранения и использования потоков
энергии.
Именно в таком контекстуальном ключе Р.Адамс подходит к вождеству. Он рассматривает вождество как особый уровень интеграции, на котором контроль над энергией принимает иерархически централизованный, отделенный от широких масс характер. Централизованная организация перераспределения является энергетической основой стратификации в вождестве. Вождь независим в принятии решений, хотя источники и функции его власти ограничены.
Это важный шаг в истории социальных систем, поскольку концентрация власти в руках немногих способствует лучшей «энергетической адаптации» сообщества к внешней среде. Для закрепления данных принципов общественной структуры используются механизмы сакрализации правителя, передачи власти по наследству, ограничения доступа к управлению на основе эндогамии.
Насколько широко вождество
было распространено во всемирной истории?
Выше я уже отмечал, что на Западе
лишь немногие авторы склонны выводить
чифдом за рамки обязательных этапов
социокультурной эволюции. Среди
отечественных исследователей, которые
активно используют в своих работах
это понятие, по данному вопросу
также нет единства: одни поддерживают
тезис об универсальности вождеств
[15; 17; 7], другие отрицают его [62; 63; 47]. Однако
до сих пор большинство отечественных
и многие зарубежные исследователи-марксисты
традиционно продолжают изучать процесс
перехода от первобытнообщинного строя
к ранней государственности в рамках концепции
«военной демократии» [123; 143; 34]. У ряда
исследователей прослеживается тенденция
рассматривать понятия «чифдом» и «военная
де- мократия» как синонимы [1; 27).
Последнее обстоятельство
вынуждает обратить внимание на различия
между данными дефинициями. Военная
rема— братия как «идеальный тип» общества
— это горизонтально
Все признаки в обществах
уровня вождеств в сравнении с
обществами стадии военной демократии
выглядят более раз- витыми. Вождества
более централизованы, в них более
ярка иерархия поселений, ярче выражена
социальная стратификация общества.
В вождествах гораздо сильнее
развита внутренняя структура власти,
прослеживаются тенденции к сакрализации
персоны верховного правителя и
расслоению аристократии на управленческую,
военную и жреческую. Наконец, в
вождествах присутствует редистрибутивная
система распределения
В отличие от вождества
военная демократия — это начальная
фаза только одного из возможных вариантов
проис- хождения государственности [73),
так называемого «воен- ного»
пути политогенеза [21; 31; 47]. В процессе
эволюции она трансформируется в
«военно-иерархические» и «военно-
олигархические» структуры. Напротив,
вождества могли быть не только «военно-иерархическими»,
но и «аристократиче- скими» или
«теократическими» и, возможно, какими-то
еще [75; 2!; 31; 47; 43]. Поэтому исторически
вождество можно рассматривать
еще и как более
Однако можно ли
вождество считать
Первый вариант
был связан со специфическим путем
со- циальной эволюции — генезисом
классов и государства на основе
трансформации протополисной («античной»,
по К.Марксу) общины в, классическую полисную
структуру. Ее основу составляло не отстранение
масс от управления об- ществом (как
в вождестве), а напротив, широкое
привлечение всех субъектов —
граждан полиса к политической жизни
города-государства [79; 18; 19; 58; 59; 37].
Второй вариант
был связан с завоеванием неиерархи-
ческой потестарной структурой (типологически
аналогичной ирокезским «племенам»
или «союзам племен», по описанию
Л.Моргана) более развитого социального
организма и установлением
Поскольку затронутым
оказалось и такое
Применительно ко второму
пониманию термина «племя»
Вторичная форма племени являлась политически более интегрированной структурой и имела зародышевые органы общеплеменной власти: народное собрание, совет старейшин и военных и/или гражданских вождей [131]. В несколько идеализированном виде этот тип социальной организации был обрисован Л.Морганом в «Древнем обществе» на примере ирокезов (современные исследования показывают, что у них было вождество [180]). Впоследствии выводы Л.Моргана по данному вопросу активно обсуждались западными антро- пологами, и в настоящее время большинство зарубежных исследователей считают, что племена возникали только как следствие внешнего давления развитых государственных обществ на безгосударственные и такая форма социальной организации имела только вторичный характер (цит. по [77]).
Представляется важным
обратить внимание на следующие моменты.
Племенное общество с потестарной
организацией управления в форме
военной демократии или аналогичных
ей институтов не могло перерасти
непосредственно в государ- ство.
Это возможно было только в вышеуказанном
случае, когда племенная структура
завоевывала более развитое об- щество
с последующим установлением
суперстратификации (например, в процессе
завоеваний скотоводами земледельцев
в Межозерье в Восточной
В вождестве народ
отстранен от управления, тогда как
в племенном обществе народное собрание
наряду с советом старейшин и
институтом вождей является важным механиз-
мом выработки и принятия решений.
В вождестве существу- ют иерархия
власти, социальная стратификация, редистрибутивная
система, получает развитие культ вождей.
Племя же характеризуется больше
декларируемой, чем реальной, иерархией,
более эгалитарной социальной структурой,
отсутствием редистрибутивной системы,
а институт вождей только начинает
складываться.
В целом понятия
«вождество» и «племя»
Такое разграничение
важно по двум, причинам: во-первых,
на протяжении всей истории вождеств
их распад и возвра- щение общества
в доиерархическое состояние
случался не- однократно (а для кочевых
обществ это было широко распро-
страненным закономерным явлением [49;
159; 42; 44]), что должно быть зафиксировано
не только в конкретно-истори- ческих
исследованиях, но и на теоретическом
уровне; во- вторых, в западной антропологии
племя признано исключи- тельно вторичной
формой, и сейчас его, к сожалению,
не принято включать в число основных
единиц на шкалах со- циокультурной
интеграции [131; 212; 103; 153; 207 и др.].
Глубоко сомнительна продуктивность такого шага. Между отдельной общиной и вождеством слишком большая социаль- ная дистанция. Я могу только согласиться с авторитетным мнением Р.Адамса, сказавшего по данному поводу, что если бы термина «племя» не существовало, то его следовало бы придумать ([81]; ср. [228; 145]). Возвращение племени в эво- люционный ряд форм политической интеграции намного лучше позволяет понять процесс того, как автономные ло- кальные группы, линиджи, кланы и общинные поселения объединялись в одну политическую общность, и только затем в пространстве этих связей выкристаллизовывалась экономи- ческая, социальная и культурная централизация.
IV
Существует немало
попыток типологизации
Информация о работе Вождество: современное состояние и проблемы изучения