Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:45, статья
В настоящей статье ставится задача познакомить отечественных специалистов с современным состоянием разработки концепции вождества. За рубежом эта концепция очень популярна, но было бы наивным полагать, что в одной статье можно охватить все аспекты этой поистине безграничной проблематики. Поэтому я счел разумным уделить внимание только некоторым, наиболее важным, с моей точки зрения, сторонам проблемы изучения вождеств, таким, как: содержание понятия «вождество», место вождества в ряду других этапов потестарно-политической эволюции, типология вождеств, некоторые аспекты структуры власти в вождествах, археологические критерии определения вождества, различия между вождеством и государством.
Однако далеко не
все первичные вождества имели
теократию в числе своих
В то же время следует
помнить, что это лишь логические
модели. В конкретно существовавшей
реальности данные теоретические варианты
могли совмещаться. Р.Карнейро не без
оснований полагает, что по мере военных
побед и установления мира верховный вождь
должен использовать другие каналы сохранения
своей власти, в том числе религиозные
функции. В результате типичное военное
вождество через какое-то время могло
превратиться в мирную теократию. Но то,
что, как образно заметил Р.Карнейро, «лев
втянул свои когти», не означает, что их
у него не осталось [90, с. 210].
Представляет интерес
разделение вождеств по характеру внутреннего
контроля. Как отмечает Т.Ерл, в изучении
соци- альной эволюции преобладают
два материалистических под- хода. Управленческие
теории делают упор на системно- организующие
функции элиты, а контрольные
теории — на эксплуататорские возможности
правителей. Т.Ерл полагает, что, основываясь
на последнем критерии, можно выделить
три типа вождеств с различными механизмами
контроля: 1) с контролем над внутренней
экономической деятельностью; 2) с
контролем над внешней
Интересную попытку
типологизации вождеств предложил
К.Ренфрю [197]. Он попробовал применить
теорию вождеств к обществам Старого
Света эпохи неолита и ранней
бронзы. Основываясь на археологических
источниках, он предложил выделять
два типа вождеств: групповой, в котором
нет приз- наков яркой социальной
стратификации (богатые захороне- ния
элиты, украшения из драгоценных
металлов), но, напро- тив, имеются крупные
культовые, оборонительные и другие
сооружения; и индивидуализирующий,
характеризующийся общественным неравенством,
отраженным в погребальном обряде.
Относительно вышеупомянутой
концепции я уже выска- зывал
сомнение в том, насколько такая
типология может быть применима
не к «мертвым» археологическим
культурам, а к живым социальным
формам [43]. Кроме того, требуют допол-
нительной аргументации и исходные
посылки типологии. Можно привести
много фактов, свидетельствующих, что
мо- нументальное строительство осуществлялось
и неиерархиче- скими обществами
[124; 177]. А неравенство в погребальной
обрядности фиксируется и в довождеских
общественных структурах [84; 25].
Шире используется
классификация вождеств по степени
их иерархической сложности. Еще
М.Салинз [203] и И. Голд- мен [140] выделили
в Полинезии несколько уровней
страти- фицированности обществ, соотнеся
их с различными факто- рами эволюции.
Однако наиболее распространено деление
вождеств на простые (simple) и сложные,
или составные (complex) [116; 222; 153; 237; 15; 17].
Простые вождества
представляли собой минимальную
иерархическую структуру. Это группа
общинных поселений, иерархически подчиненных
резиденции вождя, как правило более
крупному поселению [116; 153; 177]. По Р.Карнейро,
типичное простое вождество состояло
из плюс минус 12 деревень [88]. Их население
было невелико, обычно — до не- скольких
тысяч человек [116, с. 47].
Составные вождества
— это уже следующий этап социально-политической
организации. Они состояли из нескольких
простых вождеств, которые для
удобства редистрибуции были включены
в общую структуру в качестве
полузависимых сегментов [222]. Численность
их населения измерялась уже десятками
тысяч человек [88; 222; 153]. Их центры- «градоподобные»
пункты имели четкую планировку, плотную
застройку; нередко в центре или
в самом труднодоступном месте
поселения находилась «крепость» с
дополнительными
Многие составные
вождества не ограничивались тремя
уровнями политической иерархии. По этой
причине ряд ис- следователей доводит
количество уровней сложности вождеств
до трех, выделяя верховные, ранжированные
и неранжированные [234], минимальные,
типичные и максимальные [88], простые,
сложные и суперсложные [43] вождества.
Ве- роятно, такие попытки не лишены
известного смысла, по- скольку в
отношении кочевых обществ, например,
можно определенно
Таким образом, в
основу всех рассмотренных типологий
положен, как правило, какой-либо один
критерий. Их конеч- ная цель — свести
многообразие фактических форм позд-
непервобытных обществ к
Дальнейшие перспективы
сравнительно-исторического из- учения
вождеств лежат в создании системных
типологий, которые бы включали несколько
важных характеристик и отражали
бы более обобщенные закономерности
эволюции предклассовых обществ. Возможно,
следовало бы рассмотреть типологии
по различным параметрам, а затем
попытаться осу- ществить генерализированную
корреляцию между отдельны- ми классификациями.
В качестве первого шага можно
пред- ложить классификацию вождеств
по хозяйственно-культур- ным типам.
Представляются небезынтересными попытки
(см., например, [4]) выявления и сопоставления
основных черт предклассовых обществ
земледельцев, скотоводов, высокораз-
витых рыболовов, хотя есть мнение,
что социальная органи- зация первобытных
обществ в целом [178] и вождеств
в частности [201] не коррелирует с
экологией и экономикой. Полученным
моделям соответствовали бы такие
показатели, как:
1) тип общины (Gemeinwesen по К.Марксу) — основы вождества [137];
2) пространственно-иерархическая
сложность социального
3) система организации
производства, из которой склады-
вается тот или иной
4) функциональный
характер правящей элиты [75; 21;
47]. Но построение такой типологии
требует учета и осмысления
множества археологических и
этноисторических фактических
V
В политантропологической
литературе неоднократно под- черкивалась
двойственность представлений о
власти в ранне- классовых обществах.
Но вопрос должен быть поставлен го-
раздо шире: в принципе можно говорить
об асимметричном характере любой власти
и двойственности подходов к ее из- учению.
Не случайно Э.Сервис в своем исследовании
приро- ды архаических государств писал
о позитивном и негативном подходах к
сущности государственной власти [212; 213].
Такая двойственность
отразилась и в неодинаковом пони-
мании структуры власти в вождестве.
В то же время многие авторы справедливо
разделяют точку зрения о принципиаль-
ном отличии механизмов соперничества
за власть в вождест- вах от аналогичных
процессов отбора в более ранних
поте- старных структурах. Если в
эгалитарных обществах соперни-
чество за лидерство осуществлялось
на индивидуальном и внутриобщинном
уровнях, то вождества являлись надобщин-
ной организацией, и поэтому конкуренция
кандидатов в вожди выходила на новый,
междеревенский уровень [113; 116; 134; 220].
Большинство исследователей
не склонны сводить власть вождей
к какому-либо одному фактору и
выделяют много каналов развития
отношений власти. Можно отметить
основ- ные и неосновные факторы.
К числу основных каналов мож-
но отнести управленческие и редистрибутивные
обязанности вождей, контроль над
продовольственными ресурсами. Среди
других можно указать на контроль
над внутренним и внеш- ним обменом
или торговлей, над ремесленным
производ- ством, идеологию, военные
функции вождей и пр.
Следует иметь в
виду, что такое деление условно,
так как в различных
Организационно- уп равленческие функции. Данные функ- ции объективно являлись одним из ведущих каналов уста- новления власти правителей в вождествах. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в управлении любая слож- ная система неспособна адекватно реагировать на внешние возмущения и на внутренние стрессы и в конечном счете обречена на распад.
Самую простую модель
зависимости между управлением
и властью предложил еще К.
Последующие исследования
показали более сложный ха- рактер
взаимодействия между ирригацией и
властью на Га- вайях [117; 142; 162; 163]. Кроме
того, для большинства вождеств (как
и государств) ирригация не была
исключитель- ной чертой экономики.
История ряда исследованных совре-
менными антропологами обществ (Танзания,
Шри Ланка, Япония, Южный Ирак, о-в
Бали) показывает, что существова- ние
ирригации совсем не обязательно
предполагает деспоти- ческую власть.
Тем не менее организационно-
С одной стороны,
чтобы управлять вождеством, уже
недо- статочно того набора личных качеств,
который традиционно был
Однако процесс
освобождения вождей от участия в
непо- средственном производстве прибавочного
продукта произо- шел не сразу. Существует
масса промежуточных форм и ва-
риаций. В Полинезии, например на Пукапуке
и Футуне, вожди сами занимались
добычей пищи. Но на Самоа они
уже были освобождены от непосредственного
труда, а на Таити и Тонга к
вождям, не занимавшимся физическим трудом,
доба- вились члены их семей и
ближайшее окружение [203; 140; 116, '209; 74].
Информация о работе Вождество: современное состояние и проблемы изучения