Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:45, статья
В настоящей статье ставится задача познакомить отечественных специалистов с современным состоянием разработки концепции вождества. За рубежом эта концепция очень популярна, но было бы наивным полагать, что в одной статье можно охватить все аспекты этой поистине безграничной проблематики. Поэтому я счел разумным уделить внимание только некоторым, наиболее важным, с моей точки зрения, сторонам проблемы изучения вождеств, таким, как: содержание понятия «вождество», место вождества в ряду других этапов потестарно-политической эволюции, типология вождеств, некоторые аспекты структуры власти в вождествах, археологические критерии определения вождества, различия между вождеством и государством.
Постепенно во многих
позднепервобытных обществах
С одной стороны,
здесь отражается субъективное стре-
мление правителя благоприятствовать
своим потомкам и род- ственникам
в их будущей деятельности. С другой
стороны,в этом процессе просматривается
определенная необходимость, поскольку
именно вождю было гораздо проще
передать сво- им потомкам те полезные
качества, которые были необходи- мы
для управления обществом. И, наконец,
в этом заключался важный объективный
стабилизирующий момент: узаконен-
ное ограничение доступа к
власти-должности благодаря
В то же время управленческо-
Перераспределенческие
функции. Этот канал власти был тесно
связан с предыдущим, так как вождество
представляло собой систему с
централизованной организацией экономики
и, следовательно, циркуляция производимого
прибавочного продукта и других ценностей
осуществлялась через центр. Еще
Б.Малиновский [172] образно называл
правителя тро- брианского вождества
«племенным банкиром». А в концеп-
циях М.Салинза [203] и Э.Сервиса [210 —
212] редистрибуция рассматривается
едва ли не как самый главный структурный
компонент власти в вождествах.
Редистрибуция могла использоваться: 1) для потребления на традиционных праздниках, что потенциально должно было способствовать повышению престижа щедрого вождя; 2) для покрытия затрат на обеспечение различных общественных работ; 3) в качестве страхового фонда для массовых раздач в голодные периоды; 4) для персонального потребления вождя, его домочадцев, слуг и приближенных.
С одной стороны,
надо иметь в виду, что редистрибуция
не способствовала концентрации богатств
и излишков пищи у элиты автоматически.
Обогащение вождей и их окружения
осуществлялось опосредованно, через
вождей путем организации разного
рода массовых раздач. Раздавая общественный
продукт от своего имени, правитель
повышал тем самым свой престиж,
а общинники, получая дар, вынуждены
были отвечать ответными подарками,
пре- восходившими его, как правило,
по объему. Таким образом, процесс
шел по нарастающей.
С другой стороны, за
отправление своих общественных
функций вождь пользовался
Наконец, обретенная
вождями возможность
В то же время следует
отметить мнение Т.Ерла, что во многих
вождествах редистрибуция не могла
быть основным фактором усиления социальных
позиций вождя, поскольку прибавочный
продукт на этом уровне стадиального
развития был невелик, а сама редистрибуция
осуществлялась не столь часто [119].
Думается, что данная точка зрения
справедлива. Не исключено, что степень
развитости редистрибутивных отношений
в вождествах типологически может
коррелиро- вать со степенью развитости
другого рассмотренного выше канала
власти — управленческо-
Контроль над ресурсами.
Наиболее последовательно роль этого
фактора среди зарубежных авторов
отстаивал М.Фрид. В его эволюционной
схеме первобытной истории
Данный тезис хорошо
подтверждается и многочисленными
этнографическими примерами. На Гавайях
вожди контроли- ровали процесс перераспределения
земельных участков или активно
вмешивались в него. За свои посреднические
функ- ции вождь пользовался долей
прибавочного продукта, кото- рый хранился
на общественных складах [116]. Власть ольмек-
ских вождей во многом основывалась на
контроле над высо- копродуктивными
террасными землями [93]. Карибские [170],
амазонские [199] и миссисипские [181] вождества,
основан- ные на интенсивном земледелии
в аллювиальных речных до- линах, также
демонстрируют примеры
Однако в число
ресурсов «ограниченного доступа» входили
не только земледельческие участки.
Это правило вполне мо- жет быть
применимо к другим продовольственным
ресурсам: озерам, богатым рыбой, пастбищам
с сочной травой и т.д. Но такая
практика могла осуществляться и
в отношении ресур- сов, прямо
не связанных с добычей или
производством пищи. П.рик приводит
пример того, как элита одного из
вождеств пыталась влиять на керамическое
производство, контролируя территории,
богатые глиной [199].
Как конкретно контроль
над ресурсами мог увеличивать
власть вождей? Во-первых, имеющиеся
ресурсы вождь мог передавать
в пользование, «дарить» своим подданным
(так же как и произведенный
прибавочный продукт), повышая тем
самым свой престижно-социальный статус,
а впоследствии улучшая и свое
экономическое положение. Во-вторых,
вождь мог привлекать подданных
к обработке общественных или
находящихся в его распоряжении
ресурсов под каким-либо благовидным
предлогом (например, для подготовки
к празд- нику с учетом особенной
общественной важности этого ме- роприятия).
В-третьих, вождь имел право на лучшую
долю ресурсов: самый плодородный
кусок земли, самые тучные пастбища,
наиболее богатую рыбой или моллюсками
часть реки или озера.
Еще один важный момент:
как соотносится ограничение
доступа к ресурсам с общим
развитием социально-
Тем не менее очевидно,
что и здесь жесткой
Следует отметить, что
в марксистской литературе этот процесс
рассматривался в качестве возникновения
частной собственности на средства
производства и интерпретировался
как едва ли не ведущий фактор возникновения
государственности. Такая позиция
сохраняется и сейчас (см., например,
[68 — 70]).
Таким образом, многочисленные
современные исследова- ния зарубежных
и отечественных авторов
Кроме того, следует
иметь в виду, что собственность
яв- ляется одной из важнейших составляющих
социально- экономической системы
человеческого общества. Она имеет
глубокие социобиологические корни
и восходит к механизму территориальности,
отражающему витальные
В целом же, касаясь
управления, контроля и перераспре-
деления, следует рассматривать
их как разные стороны единого
процесса монополизации общественно-
Более подробно рассмотрим теперь дополнительные фак- торы усиления власти.
Контроль над обменом
и торговлей. Ограничение доступа
к внешнеторговой деятельности —
это универсальная черта, характерная
как для надлокальных первобытных
обществ, так и для ранних государств
[108; 118; 78; 31, гл. 1]. В вождествах право
на обмен обычно ограничивалось только
его правителем или же главами
ведущих линиджей [127; 134; 212], как в
знаменитой куле у тробрианцев, подробно
описанной Б.Малиновским [171]. Это
делало разрыв в статусе между
элитой и простыми общинниками еще
более ощутимым. Существует даже попытка
построения модели контроля элитой внешней
торговли, которая затем была применена
к раннеевропейской истории периода
бронзы [165 — 167] и раннего железного
века [130].
Исследования показывают,
что в то же время внешнюю торговлю
можно рассматривать как один
из способов конкуренции элиты за
высокий статус, который приводил
к по- вышению позиций более
удачливых вождей и к формированию
широкой сети династических браков,
«вассальных» и союзнических отношений.
Вожди, чьи чифдомы были расположены
в стороне от главных торговых
артерий, вели войны за возможность
контроля над ключевыми пунктами
обмена [127; 147; 118; 186).
Межобщинный обмен
являлся также одним из механизмов
стабилизации внутренней экономики
вождеств. Но поскольку внешний обмен
сам был нестабилен и подвержен
циклам спада и роста [119], он не мог
входить в число устойчивых каналов
усиления власти правителей вождеств.
Хороший пример демонстрирует сравнение
юго-восточных испанских
Если обмен и торговля осуществлялись с более развитыми обществами, то они интенсифицировали все внутренние процессы в вождествах [130; 202; 232]. Но в то же время торговля не была ведущим фактором политической эволюции вождеств. Она способствовала трансформации вождеств в ранние государства только с возникновением широкой торгово- обменной сети, а власть элиты больше зависит от управления экономикой и контроля над вооружением [161].
Контроль над ремесленным
производством. Контроль над обменом
интенсифицирует и контроль над
изготовлением предметов
Информация о работе Вождество: современное состояние и проблемы изучения