Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 22:00, реферат
Политические идеи древнего мира и средневековья
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю
возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической
мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего
Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней
Греции и Риме.
Политические идеи древнего мира и средневековья 3
Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций 5
Марксистская концепция политики 9
Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков 10
5. Современные политические учения Запада 16
6. Список литературы 19
определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс,
рабочего класса.
Марксистская теория системы политических отношений включает в себя
следующие положения:
1) политические отношения,
вытекающие из борьбы за
осуществления власти, появляются на основе общественно-экономических
отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку,
с соответствующими формами общественного сознания;
2) хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты
тем не менее играют активную роль в социально-экономическом базисе.
Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и
как важный инструмент их формирования;
3) государство есть продукт
классовых противоречий и
экономически господствующего класса. Это положение К. Маркс обосновал в
работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении
первого классового разделения и появления государства;
4) экономически господствующий класс — он и политически и идеологически
господствующий класс;
5) на основании такого
понимания сущности
господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным
пунктом ее является утверждение о том, что общественное бытие людей
определяет их сознание;
6) анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп
является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их
интересов, отдельных лидеров;
7) политика в марксизме
рассматривается лишь в
подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную
самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или
замедляя ход экономических процессов.
Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX в. в
XX столетии находят свое выражение и развитие в двух основных
направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение в
марксизме нашло свое выражение в ленинизме, в работах выдающихся
теоретиков Запада и марксистской политической мысли. Р. Люксембург, А.
Грамши, Д. Лукача и др.
Реформистское направление в Западной Европе возглавили лидеры II
Интернационала К. Каутский и Э. Бернштейн, действовавшие под лозунгом
«движение все — конечная цель ничто». Реформистская стратегия
рассматривала социализм как процесс комплексного преобразования
экономических и общественных структур в соответствии с социалистическими
требованиями. Партии Социалистического Интернационала, взяв на
вооружение идеи постепенного преобразования капитализма в социализм:
разработали и утверждают в своей деятельности концепцию демократического
социализма. Основные положение этой концепции изложены в «декларации
принципов» Социалистического Интернационала, принятой в 1989 г. в
Стокгольме на XVIII конгрессе Социалистического Интернационала. В этом
документе говорится: «Демократический социализм представляет собой
международное движение за свободу, социальную справедливость и
солидарность. Его цель состоит в том, чтобы добиться мирного
международного устройства, при котором можно укрепить основные ценности,
а каждый человек получит возможность развить свои личные качества и
таланты, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав в
демократическом обществе».
Демократический социализм как общественная система функционирует на
основе смешанной экономики, социальной справедливости, свободы и
равенства, социальной защищенности членов общества. Эти принципы находят
сегодня широкое воплощение и в программах политических партий в нашей
стране.
Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков
Политическая мысль России имела своеобразие в сравнении с европейской
общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано
двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим
положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с
богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между
Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под
постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых,
в сравнении с передовыми странами Европы, Россия находилась на более
низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в
производственных отношениях капиталистический способ производства
сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в
политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления.
Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства,
российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения
народа от пут крепостничества и тирании. Вокруг идеи свободы на
протяжении всего XIX и начала XX века формировались духовно-нравственные
основы жизни российской интеллигенции.
Указанные особенности эволюции политической мысли России находили
выражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале XIX в.
впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная
группа русских интеллигентов радикальной направленности — декабристы.
Основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи
просветительства о природном равенстве, о рабстве, как результате
нарушения естественного права. Декабристы призывали к созданию
гражданского общества, положив в его основание соблюдения прав человека
и гражданина. В «Русской правде» П. И. Пестеля выдвигались такие далеко
идущие политические и социальные идеи, как отмена крепостного права,
провозглашение России республикой, ликвидация сословий, свободы печати и
вероисповедания, привлечения крестьян к управлению страной,
неприкосновенность частной собственности.
Большинство декабристов выступали сторонниками буржуазно-демократических
преобразований в духе передовых европейских стран (в первую очередь
Франции). Пестель по примеру своих французских предшественников призывал
к физическому уничтожению царя и его семьи. В случае победы декабристов
Россия из «жандарма Европы» превращалась в демократическую страну.
Революционные политические идеи декабристов, нравственные основы
движения выходили далеко за рамки буржуазной свободы, прокладывая дорогу
к идеям общечеловеческого гуманизма.
В 30-40-е годы в общественно-политической жизни страны наступает период
просветительства. Разгром декабристов не давал возможности открыто
призвать к борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма принимают форму
иную — форму социальных утопий, литературных изысканий, знаменуют
появление потерянного поколения, «лишних людей».
Вершина политической мысли этого периода принадлежит П.Я.Чаадаеву.
Чаадаев, как мыслитель и политический деятель, открыл себя в знаменитых
«Философических письмах». Размышляя над причинами отсталости России, он
приходит к выводу о том, что главная из них заключается в господстве
самодержавно-крепостнических порядков. Именно Чаадаев впервые
высказывает мысль об отсталости России в сравнении со странами Запада,
вызванной принятием христианства в византийской форме, что
способствовало изоляции от западных стран, где господствовал католицизм.
Россия таким образом оказалась исключенной из единой семьи европейских
народов.
К 40-50 годам прошлого века относится дошедший до дней сегодняшних спор
о путях развития России между славянофилами и западниками. Видными
представителями славянофильства были И. В. Киреевский, К. С. Хомяков, К.
С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др. Славянофилы исходили из идеи
самобытности России, в которой они видели не только независимость от
Запада, но и условие возрождения русского духа. Самобытность России
означала свободу человека. Представители раннего славянофильства стояли
за отмену крепостничества сверху, за развитие национальной
промышленности и протекционизм. Славянофилы выступали за свободу слова,
гласный суд, освобождение крестьян с наделом земли посредством выкупа.
Вместе с тем славянофилы идеализировали отживавшие атрибуты российской
действительности: в крестьянской общине, в частности, они видели
неизменный элемент, из которого создается вся ткань русского народного
быта и характер русского исторического процесса. Исходя из идеализации
прошлого России, славянофилы считали характерными чертами русского
народа мистицизм, религиозность, смирение, а основой развития России —
христианство, добро и согласие (в отличие от развития Запада, где
составляющими были, по их мнению, атеизм и вольнодумство, порождавшие
вражду и противоречия). Эти характеристики русского народа предполагали
особую историческую миссию России в мировой и европейской цивилизации.
В подходах к государственному устройству России славянофилы исходили из
необходимости сохранения самодержавия (Самарин и др.), силу которого они
видели в верности народным началам — православию и народности. При этом
славянофилы исходили из надсословности самодержавной власти.
Отрицательно оценивая деятельность Петра I, как политика прозападного
образца, славянофилы выступали вместе с тем за подобного Петру сильного
самодержца. Оставаясь противниками политического насилия, славянофилы
считали, что Петр внес в российскую историю элемент насилия, разобщил
сословия, стал виновником сословной вражды, ранее неизвестной русскому
обществу.
Важной чертой славянофильской идеологии стало стремление примирить
интересы всех сословий русского общества, добиться социального согласия.
Одни идеологи видели основу такого согласия в православии, другие — в
общих чертах русского национального характера.
Основу либеральной мысли России составили идеи западничества (Белинский,
Грановский, Герцен, Огарев, Боткин и др.), которые связывали будущее
российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Часть
западников исходила из возможности реформирования российской
действительности сверху, выступала против крестьянской революции и в
целом отвергала революционную идею (Грановский прямо называл социализм
«болезнью века»). Другая часть западников стояла на позициях
революционной демократии.
Славянофильство и западничество как течения русской
общественно-политической мысли просуществовали до 60-70-х гг. XIX в.
После отмены крепостного права вопрос, по какому пути идти России, во
многом утратил свою прежнюю остроту. Отголоски идей славянофильства и
западничества можно встретить и в народнических теориях, и в построениях
российского либерализма, и в программах будущих социал-демократов.
Революционно-демократические традиции предшествующих поколений
продолжили петрашевцы (Петрашевский, Спешнев, Ахшарумов, Момбелли,
Достоевский и др.), положившие начало перехода от дворянской
революционной идеи к демократической. Революционно-демократическое крыло
петрашевцев выступало за уничтожение крепостного права, самодержавия,
провозглашение демократической республики. Петрашевцы высказывали идею
уравнительного землепользования, общественной собственности, критиковали
капитализм. В среде петрашевцев широко использовались идеи европейских
социалистов-утопистов. Сам Петрашевский понимал социализм как догмат
христианской любви, который «всегда был в природе человека». Он писал:
«Социализм не есть изобретение новейшего времени, хитрая выдумка XIX в.,
подобная пароходу, паровозу или светописи. — Он всегда был в природе
человека и в ней пробудет до тех пор, пока человечество не лишится
способности развиваться и усовершенствоваться».
Самым значительным препятствием на пути введения социализма петрашевцы
считали самодержавие. Большинство петрашевцев настаивали на коренных
изменениях в распределении собственности (в т. ч. на землю) в пользу
трудящихся. Общественно-политические взгляды и практическая деятельность
петрашевцев подготовили новое поколение российских
революционеров-
социалистической идеи в российском. обществе.
Наиболее значительную роль в развитии политической мысли 50-60-х годов
сыграл А. И. Герцен (1812-1870). Известно, что Герцен прошел сложным
путем эволюции своих политических взглядов, пережив в конце 40-х годов
своеобразную «духовную драму», связанную с переходом из лагеря либералов
к революционным демократам. Выход из этой личной драмы Герцен нашел в
осмыслении идеи «русского социализма». Герцен считал, что социализм
обеспечит наиболее правильную и разумную организацию экономической
жизни, связывал утверждение социализма с уничтожением частной
собственности.
Формой перехода российского общества к социализму Герцен считал сельскую
общину, она — зародыш будущего социалистического строя. Герцен видел и
слабые стороны сельской общины: она ограничивала свободу личности, но
одновременно создавала условия для коллективного труда. Для развития
общины в ячейку социалистического общества необходимо воздействие на нее
передовой социалистической мысли; социалистическое устройство России