Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа
Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. Еще в 60-х годах нашего столетия понятие гендер в том смысле, как оно сегодня используется - "соотношение полов" или "социально - культурная конструкция сексуальности", - было почти неизвестным.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование
гендерных отношений постепенно
становится неотъемлемой частью большинства
социальных и гуманитарных наук. Разделение
людей на мужчин и женщин является центральной
установкой восприятия нами себя и окружающих. Еще в 60-х годах
нашего столетия понятие гендер в том
смысле, как оно сегодня используется
- "соотношение полов" или "социально
- культурная конструкция сексуальности",
- было почти неизвестным. Это понятие
служило исключительно для описания правильной
категории рода. Большой интерес, который
сегодня проявляется к расширенному понятию
гендер как открывающему новую познавательную
и теоритическую перспективу, указывает
на то, что за последние два десятилетия
произошло переосмысление понимания социальной
организации соотношения полов или, вернее,
что соотношение полов только теперь стало
яснее восприниматься как форма социальной
организации.
Одной из первых обратила внимание на
существование системы пол - гендер антрополог
Гейл Рубин. Она пыталась разработать
новый подход к описанию различения полов,
которое является очевидной формой организаци
при возникновении общества и культуры.
Так, биологическому полу (sex) ,был противопоставлен
пол в значении вида (гендер) это противопоставление
должно было обратить внимание на социально
- культурное формирование сексуальности.
Введение гендера как анализируемая категория
дало возможность пересмотра поставленной
под вопрос оппозиции между женщинами
и мужчинами и одновременно серьезное
отношение с этой оппозиции как к механизму
иерархии в социальной, культурной и политической
реальности. С помощью этой анализируемой
категории сделана попытка описать феномен
соотношения власти между полами без обращения
к ставшему проблемой правило самого "женского"
опыта или нынешнего угнетения женщин.
I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Пол – это определенность человека, возникающая из различной роли в воспроизведении людей, сопровождающаяся первичными и вторичными половыми признаками и включающая в себя тип сексуальности и половую идентичность. Примерно то же значение этого понятия предлагают отечественные и зарубежные толковые словари. «Пол – каждый из двух генетически и физиологически противопоставленных разрядов живых существ (мужчин и женщин, самцов и самок), организмов». Пол (sex) – «физиологические, функциональные и психологические различия, которые делят людей на мужчин и женщин».
Половая принадлежность – это важнейший признак человеческой телесности. Человек находится в природе в первую очередь потому, что его тело есть природный, материальный феномен. Благодаря телу, мы не только имеем мир как объект, но и принадлежим ему. Тело – это наша укорененность в мире (М. Мерло-Понти). Таким образом, биологический пол есть понятие, которое характеризует главным образом первичные и вторичные физические признаки, характерные для мужчин и женщин: органы размножения и т.д.
В отличие от пола, гендер – это определенность человека, возникающая в результате социокультурного наполнения полового диморфизма, имеющая систему смыслосодержащих символов, включающая в себя полоролевые стереотипы, полоролевые нормы и гендерную идентичность. Это – определенный тип ментальности и тип социального поведения. Важнейшим признаком гендера является гендерное самосознание. Если термин «пол» используется для обозначения мужчин и женщин, то термин «гендер» осмысляется в категориях «мужественности» и «женственности».
Признак пола делит людей на мужчин и женщин. Характерной особенностью этого признака является то, что им не только обладают, но и демонстрируют это обладание: телесные различия сами по себе не столь существенны, однако мужчины и женщины их постоянно акцентируют. Вместе с тем, уместно заметить, что каждый человек представляет собой определенный синтез черт мужественности и женственности как социально-ролевого плана, так и на уровне гендерного самосознания, при этом единство, взаимосвязь и взаимозависимость мужественности и женственности, мужской силы и женской красоты (мужской красоты и женской силы), создают особый нравственно-эмоциональный и эстетический фон, благоприятствующий общему развитию человека.
Теоретически
обоснованно рассматривать
Пологендерный диморфизм был продемонстрирован в драматургической модели Э. Гофмана, который предложил интерпретировать процесс взаимодействия между мужчинами и женщинами как разновидность драматургического интеракционизма. В связи с этим исследователь вводит для описания социальных аспектов пола термин «гендерный дисплей», которым обозначает все культурные составляющие пола. Основу гендерного дисплея составляют социальные феномены институализации и ритуализации пола.
Таким образом, гендер есть некая самоорганизующаяся система, включающая в себя конкретные символы, выработанные обществом в процессе своего развития, нормы и законы, регулирующие жизнь человека и общества, социальные институты, воплощающие в жизнь эти нормы, и, наконец, самоидентификацию личности, то есть понимание человеком самого себя и своего места в жизни общества, причем все это в нежесткой связи с его биологическим полом.
Соглашаясь
с призывами о необходимости
осторожно вводить иностранные
термины в отечественный
Нам представляется, что наиболее удобным и непротиворечивым в использовании терминов «пол» и «гендер» выглядит следующий подход к соотношению категорий: синонимом термина «гендер» является понятие социокультурного пола, где подчеркивается именно культурно-символическая составляющая данного феномена, а «пол» есть синоним «биологического пола». На наш взгляд, следует иметь ввиду, что эти термины обозначают скорее биологическую и социокультурную составляющие пола.
Рассмотрим основные слагаемые термина «гендер». Полоролевые стереотипы – это распределение прав и обязанностей в социальной сфере с учетом как половых различий, так и социокультурного разделения сфер маскулинности и феминности. Полоролевые нормы – это сложившиеся в обществе и предъявляемые индивиду стандарты (правила) выполнения социальных ролей во всех сферах социальной жизни.
Гендерная идентичность – это осознание себя связанным с социокультурными определениями мужественности и женственности. Подобным образом толкует «половую идентичность» С. Ушакин, определяя ее как «отражение не столько роли общества в определении (половых) параметров индивида, сколько способность (или неспособность) индивида ограничить себя рамками моделей, предложенных ему для самоидентификации». Можно предположить, что возможны разные варианты феминности и маскулинности, в том числе и такие, что не совпадают с биологическим полом.
Гендерная идентичность связана с представлениями людей о своем социокультурном поле – чувствуют ли они себя в действительности мужчиной или женщиной. Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида. Самоидентификация – это не просто индивидуальное установление половой идентичности, это – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в системе гендерных отношений.
Для того чтобы подчеркнуть момент определенной свободы выбора человеком собственной модели гендерного поведения, в некоторых работах используется понятие «множественной идентичности», которая реализует себя при помощи дискурсивных практик. Гендерная характеристика в структуре индивидуальной идентичности не остается неизменной, ибо зависит от концептуальных и структурных характеристик системы гендерных отношений.
Перейдем
к характеристике гендерного самосознания,
которое, по нашему представлению, не является
тождественным понятию «
Гендерное самосознание – это разновидность социального самосознания, которое обладает такими же признаками, как национальное или классовое самосознание.
Гендерное
самосознание можно представить
как систему, в которой имеются
различные структурные
Феминность и маскулинность – две основные формы гендерного самосознания, которые состоят в осмыслении принадлежности к определенному гендерному типу, в конструировании определенной гендерной идеологии и в презентации ее в многообразных видах социальной деятельности.
Феминность определяется нами как социальный конструкт, надстраиваемый обществом над биологическим полом; на индивидуальном уровне гендерное самосознание выступает как акт гендерного самовосприятия, вне жесткой связи с физиологическим полом, хотя общепринятая трактовка «феминности» имеет в виду, что именно особь женского пола готова принять на себя роли и обязанности, традиционно связанные с ее полом.
Феминность в российском дискурсе может быть интерпретирована и как «женскость», и как «женственность». Женское есть комплекс специфических пологендерных ментальных и поведенческих стереотипов, связанных как с выполнением особых социальных ролей, которые обусловлены функциями деторождения и ведения домашнего хозяйства, так и с реализацией одинаковых с мужчинами социальных ролей. Женственность – это особый характер выполнения социогендерных ролей, при котором актер (будь это мужчина или женщина) подчеркнуто от дифференцируется от маскулинности как иного, внося в исполнение названных ролей большую толерантность и меньшую степень агрессивности. Полнота значения термина «феминность» выявляется в сопоставлении с понятием «феминизма», которое есть такая форма гендерного самосознания, в которой осмысление принадлежности к определенному гендерному типу происходит в форме воспроизводства, дублирования отдельных или всех стандартов маскулинного поведения.
Наличие
гендерного самосознания естественным
образом ведет к формированию
гендерной идеологии. Гендерная
идеология – система идей, посредством
которых гендерные различия и
гендерная стратификация
В
социальной жизни результатом
«Культурные составляющие пола» (гендерный дисплей), могли изменяться и продолжают варьироваться, но без соотнесения их с биологическим полом они не могут рассматриваться: как бы ни вел себя мужчина подобно женщине, как бы ни считалось его поведение женоподобным, его поступки и отношение к нему общества не делают его «менее мужчиной» и тем более не переделают его в женщину. Однако не следует преувеличивать элемент изменчивости в нормах, предъявляемых обществом мужчинам и женщинам; наряду с переменными чертами, очевиден элемент стабильности, который связан, прежде всего, с различием функций полов в процессе воспроизводства человеческого рода.