Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа
Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. Еще в 60-х годах нашего столетия понятие гендер в том смысле, как оно сегодня используется - "соотношение полов" или "социально - культурная конструкция сексуальности", - было почти неизвестным.
Характер отношений между полами – один из детерминантов развития общества. Гендерная метафора включается в оценку самых разнообразных явлений социальной и природной жизни, оказывая на них постоянное влияние. Весьма важной при этом выступает проблема положения женщины в обществе, которая в контексте отличия и выявления общего с мужской ролью, является одним из главных направлений изучения и исследования в рамках социальной теории пола.
Характер традиционно признанных в том или ином типе обществе различий между мужчиной и женщиной определяется прежде всего исторически сложившимися социокультурными факторами. Точно так же социальное развитие и свобода личности женщины и личности мужчины непосредственно зависят от степени свободы и уровня индивидуально-личностного развития каждого из них.
Известно,
что единство мужского и женского
начала, дополненное совместным существованием
и совместной деятельностью представителей
обоих полов, образует исходные моменты
человеческого бытия. Лишь единство
мужского и женского начала обеспечивает
существование человеческого
Составной
частью устойчивого развития современного
общества может стать направленность
на сбалансирование гендерных
Человеческое общество подходит к периоду, когда складывается возможность формирования целостной, динамичной картины мира («андрогиноцентричной» модели мира), где феминность и маскулинность выступают не только в форме взаимодополнительности, но и в форме взаимозаменяемости, что в большей степени распространяется на сферу социальных ролей. В органическом единстве данных начал отчетливо проявляется наличие таких свойств человеческого бытия, как его разделенность («расщепленность») и нераздельность («тотальность»), единство многообразия и индивидуальной самобытности. И действительно, помимо того, что разъединяет полы, есть то, что их соединяет. Диалектику общего и особенного в половой разделенности человека давно пытается зафиксировать философская мысль. Античные авторы поставили вопрос об андрогине. В. В. Розанов сформулировал тезис о «третьем поле». На наш взгляд, необходимо выделить единый для обоих полов метагендерный, т. е. обслуживающий и мужчин и женщин слой культуры, поведения, социальных институтов и даже грамматических форм (в частности, не следует забывать, что кроме мужского и женского, в языке представлен средний род). Начнем с последних. Скажем, названия государств лишь в очень метафоричной форме могут свидетельствовать о их «мужской» или «женской» направленности. Иногда можно слышать, что Россия так названа, что у нее женственная душа. Между тем реальное словоупотребление показывает («Россия – наше отечество», или «Россия – наш дом»), что это слово по сути лишено половой окраски, т. е. имеет метагендерные черты. Все социальные институты (армия, парламент и т. п.) являются носителями метагендерных функций. Основные формы мышления (за небольшими исключениями, – например, «женская логика») или некоторые особенности «феминной рациональности», равно используются всеми личностями, независимо от половых или гендерных признаков. Метагендерный подход достаточно очевидно проявляет себя при анализе социальной деятельности мужчин и женщин на основе методологической матрицы «пространство – поле». Можно выделить специфические поля женской активности (скажем, деторождение и связанные с этим функции), имеются органично присущие каждому полю особенности в социальных полях трудовой и внетрудовой деятельности (более подробно эти аспекты рассмотрены:. Макаров В. В. Социальное пространство жизнедеятельности женщины // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. – 1997. – № 2). Одновременно складывается единое социальное пространство, образующееся из взаимодействия, безусловно, и относительно специфических «мужских» и «женских» социальных полей, соединения социальных функций (скажем, в производственной деятельности вхождение женщины в традиционно мужские профессии (военная служба, охранные структуры и т.п.). Единое социальное пространство, обслуживающее общие интересы обоих полов и становящееся «безразличным» к половой дифференциации, и есть метагендерное пространство, которое не менее важно, чем то, которое обслуживает половую и гендерную дифференциацию. Выделение общего для обоих полов, метагендерного уровня социальности позволит более глубоко анализировать специфичность социополовой идентификации и ее проявление в разных сферах общественной жизни.
II. ИСТОРИЯ «ЖЕНСКОГО ВОПРОСА»
«Женский вопрос» -- это и социальное положение женщины, ее место и роль в экономической, политической и культурной жизни, и проблема дискриминации (неравноправие полов, раз-ная оплата труда, невозможность реализовать свои творческие и профессиональные возможности), и определение правового ста-туса, тендерная (полоролевая) роль женщины в обществе и се-мье, и отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Таким образом, женский вопрос -- это комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства и детства, путей освобождения женщины от различных форм угнетения.
Равноправие
мужчин и женщин должно закрепляться
в зако-не, предполагая равенство их
прав и обязанностей.
2.1.Понятие социальной дискриминации
Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.[1]
Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда - временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.
Дискриминация женщин имеет свои последствия. Понятие “социальные последствия” означает ожидаемые - планируемые или стихийно возникающие - результаты распространения того или иного социального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношения личностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, в конкретных социальных общностях - в частности.
Классификацию последствий социальной дискриминации женщин можно провести по ряду критериев:
по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные. Среди отдаленных:
Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин; психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный возврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение самореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на пенсию; недоплата труда; расширение серого (или “третичного”) сектора в экономике; сферы предоставления услуг, насилие в семье; миграции женской рабочей силы.
В предложенной классификации можно выделить наиболее важные последствия социальной дискриминации женщин в производственной сфере.
Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов: статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существует несколько групп индикаторов. Одна из них - национальные индикаторы, в основном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции за определенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные с изменением положения женщины за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этот уровень индикаторов использован в Национальном докладе “О выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирной конференции по положению женщин.
Региональные индикаторы применяются для анализа изменений социального статуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируются на уровни городов, районов, других местных территориальных единиц.
При
анализе неравенства в
кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как женщинам, так и мужчинам, а также совместно
Отметим некоторые статистические индикаторы феминизация бедности:
Все
вышеперечисленные
2.2.История вопроса о социальной дискриминации женщин
Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: “Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина”.Хотя женщина и выполняет важнейшую для продолжения че-ловеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с пер-вобытного общества, это не давало ей никаких социальных пре-имуществ. Более того, ее гражданские права вплоть до XX века были ущемлены.
Со
времен Сократа прошло почти два
с половиной тысячелетия. Но и
в наши дни многие государственные
и общественные деятели, ученые и
в их числе социологи выступают
против самого понятия “социальная
дискриминация женщины”. Его подменяют
призывами к борьбе за их равноправие
с мужчинами. Но это не одно и то
же. Необходимой прелюдией к
Дискриминационный подход к женщинам как к социальной общности, подчиненной господствующей мужской социальной общности, анализируется в работах зарубежных ученых феминистской ориентации: Рэндалл Коллинз, Матина Хорнер, Каган, Мосс, Барбара Велтер, Маккоби, Джаклин, М. Мид.
При
всем плюрализме взглядов на проблему
дискриминации женщин нельзя забывать
факт исторической значимости: именно
Октябрьская революция в России
1917 г. дала толчок к решению ключевого
вопроса о равенстве женщины
и мужчины во всех сферах жизни, в
том числе гражданских и
Но дискриминация “слабого пола” сохранялась и при советском режиме. Партийно-квотная система женского “назначенства” практически освящала ее если не силой закона, то всемогуществом административного приказа. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к “тяжелым” и “вредным” производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.
III. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН, ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ.
В советское время экономические аспекты нарушения прав женщин изучались интенсивно многообразно. Более двух третей всех изданых по “женскому вопросу” до 1993 года научных трудов посвящены именно производственной сфере деятельности женщин, сочетанию их семейных и профессиональных обязанностей. Это работы А, Г, Харчева, С, И, Голода, Е. Новиковой, Б. Языковой, З. Янковой, Л, Кузнецовой, Г. А. Машкиной, Е. В, Груздевой, Э. С. Чертихиной, А. З. Котляр, З. А. Хоткиной, Н. М. Римашевской, Л. С. Ржанициной, Т. П. Сидоровой и многих других.
Правовой подход к анализу ущемления прав женщин в сфере труда и производства дан в работах С. В. Полениной. Философско-культурологический феномен женщины раскрыт в работах Т. Клименковой, О. Ворониной. Если говорить о зарубежных школах изучения положения женщин, о так называемом гендерном направлении исследований, то для западных ученых тема равноправия полов представлена в двух векторах: правовом (как составная часть проблемы прав человека) и психологическом (с точки зрения отношения между полами) [5]. Наиболее капитальным в этом плане является исследование Отто Вейнингера “Пол и характер”.