Изучение взаимодействия Российской Федерации и Организации Объединенных Наций в историческом ракурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы выступает изучение взаимодействия Российской Федерации и Организации Объединенных Наций в историческом ракурсе.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1) исследовать деятельность ООН при реализации цели укрепления мира и безопасности, а также развития сотрудничества между странами;
2) изучить историю взаимодействия России и ООН.

Содержание

Введение 2
Глава 1. ООН и ее роль в поддержании и укреплении мира, безопасности и развития сотрудничества между странами 4
1.1. Структура ООН, государства-члены ООН 4
1.2. Деятельность ООН в мире 8
Глава 2. Взаимодействие Российской Федерации и Организации Объединенных Наций 11
2.1. История отношений России и ООН 11
2.2. Направления деятельности ООН в России 13
2.3. Роль России как члена ООН 22
Заключение 25
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, политология.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

- коммуникация.5

 

 

Глава 2. Взаимодействие Российской Федерации  и Организации Объединенных Наций

2.1. История отношений России и ООН

 

При изучении истории  отношений России и ООН, необходимо отметить, что именно Советскому Союзу, правопреемником которого является Российская Федерация, принадлежала идея создания международной организации по поддержанию мира и безопасности.

Советские дипломаты всегда боролись за коллективную безопасность: сначала в рамках тех возможностей, которые были у Лиги Наций, затем с началом Великой Отечественной войны эти усилия были направлены в новое русло.

4 декабря 1941 г. в Москве была подписана Декларация Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи. В данной декларации указывалось, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто только за счет создания новой формы организации международных отношений, основанной на объединении демократических стран в некий союз.

Вопрос о  такой международной организации поднимался и в ходе встреч с союзниками СССР, но свое оформление он получил только на московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в 1943 году, когда была подписана Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности. Декларацию подписал также и представитель Китая.

В вышеупомянутой декларации участники конференции заявляли о решимости сотрудничать после победы над врагом для организации и поддержания мира и безопасности.

В 1945 году был подписан Устав ООН. Создание данной организации и формирование ее принципов происходило в период холодной войны, в связи с чем люди, участвующие в создании организации, с особой остротой воспринимали всю несправедливость военных действий и стремились создать организацию, которая сможет в будущем предотвратить любые кровавые конфликты и геноцид, а также саму возможность пренебрежения правами человека и свободой целых народов. Именно это обусловливает актуальность Устава ООН и ее принципов и сейчас.

24 декабря 1991 года специальным посланием российского президента Генеральный секретарь ООН был проинформирован о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности и во всех других органах и организациях ООН продолжается Российской Федерацией. В послании подчеркивалось, что Россия полностью сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. Переход места в ООН от СССР к Российской Федерации никаких согласований или утверждений не потребовал, не было необходимости ни в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, ни Совета Безопасности.6

С 2008 года по 2011 год Россия была членом Экономического и социального совета ООН.

В 2009 году Россия была второй раз избрана Генеральной ассамблеей ООН в Совет по правам человека. Все избранные страны будут работать в совете в течение трех лет.

В 2010 году Россия вошла в исполнительный совет новой структуры “ООН – женщины”, решение о создании новой гендерной структуры было принято Генеральной Ассамблей ООН 2 июля 2010 года. Возглавляется структура  бывшей женщиной-президентом Чили Мишель Бачелет.

На территории России в  настоящее  время осуществляют  свою  деятельность более    десяти   учреждений ООН. 

Уже  в 1948  году  в  Москве  был  создан    Информационный  центр  ООН,   который  на  протяжении  многих лет    оставался единственным  учреждением ООН в Советском Союзе.

За последние годы присутствие ООН в России  стало более заметным.    Сегодня в Москве имеют свои офисы и представительства следующие     учреждения: ПРООН, МПП,  УВКВ, ОКГВ, ЮНИСЕФ,  ЮНИДО, МОТ, ЮНЕСКО,    ЮНЭЙДС  и   Информационный  центр.  Недавно   в Москве  открылось    представительство Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Хотя каждое  учреждение  системы ООН, имеющее свое представительство в России,  имеет свои  цели и     направления   деятельности,  многие   проекты   осуществляются  их     совместными усилиями. Конкретные примеры будут рассмотрены в следующей части настоящей главы.7

2.2. Направления  деятельности ООН в России

 

Как уже было упомянуто, сейчас несколько крупных структур ООН оказывают содействие Правительству Российской Федерации при решении основных задач социально-экономического развития нашей страны.

Для решения глобальных проблем ООН на Саммите Тысячелетия в 2000 году приняла программу «Цели Развития Тысячелетия». Это программа по борьбе с бедностью и общему повышению уровня жизни.

По планам ООН Цели Развития Тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году; они включают в себя следующие цели:

 - ликвидировать голод и нищету;

 - обеспечить всеобщее начальное образование;

 - поощрять равенство мужчин и женщин и расширять права и возможности женщин;

 - сократить детскую смертность;

 - улучшить охрану материнства;

 - бороться с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

 - обеспечить устойчивое развитие окружающей среды;

 - сформировать глобальное партнерство.

На уровне отдельных  стран каждые пять лет производится мониторинг достижения Целей Тысячелетия, на основании чего производятся выводы о степени достижения Целей.8

Исходя из вышесказанного, основными направлениями деятельности ООН в Российской Федерации, как и в большинстве стран, где нет необходимости разрешать военные конфликты, являются:

1) Демография.

Демографическая ситуация в Российской Федерации все еще вызывает беспокойство, что может негативно отразиться на будущем страны. Продолжительность жизни у мужчин составляет в среднем лишь 58 лет (по данным 2010 года), а численность населения России, согласно прогнозам, будет и дальше сокращаться, несмотря на продолжающийся значительный экономический рост.

Неблагоприятная демографическая ситуация в России является, прежде всего, результатом высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте по причине нездорового образа жизни и распространения инфекционных заболеваний, повышающейся распространенности ВИЧ и самой высокой в Европе смертности от туберкулеза. Низкий уровень рождаемости, являющийся долгосрочной тенденцией в России, характерен для большинства развитых в промышленном отношении стран и усилен переходными процессами.

Помимо этого, миграция остается проблемой для социальной политики и оказывает существенное влияние на основные демографические тенденции в Российской Федерации.

Важно понять, что бездействие в отношении отрицательных факторов, влияющих на демографическую ситуацию в России сегодня, может иметь огромные последствия для будущего.

Демографические проблемы России имеют прямую связь с проблемами, обозначенными в Целях Развития Тысячелетия ООН. Учитывая это, Агентства ООН в Российской Федерации определили стратегическую поддержку национальным усилиям России по предотвращению демографического кризиса как один из ключевых приоритетов для совместных действий.

2) Здоровье населения.

В Российской Федерации  наблюдается быстрый рост эпидемий. Число официально зарегистрированных ВИЧ-положительных лиц соответствует распространенности 262 случая на 100 000 населения. В наибольшей степени поражены молодые люди. В настоящее время эпидемия ВИЧ в Российской Федерации сконцентрирована среди потребителей инъекционных наркотиков и лиц, практикующих незащищенный секс. Доля ВИЧ-позитивных женщин детородного возраста увеличивается, так же как и число случаев ВИЧ среди беременных.

Число зарегистрированных случаев туберкулеза за последнее время выросло до 90 случаев на 100000 населения.

Законодательное регулирование в отношении факторов риса (табак, алкоголь, ДТП, нерациональное питание) все еще недостаточно, чтобы  разрешить проблемы, назревшие в России.

3) Образование.

Согласно Всемирному докладу по образованию, публикуемому ежегодно Институтом статистики ЮНЕСКО, в России уровень грамотности составляет 99% (по данным на 2010 год), что связано, главным образом, с тем, что, благодаря усилиям российского правительства, в стране сохраняется всеобщее начальное образование. Однако экономические и социальные проблемы последних десятилетий привели к тому, что процент охвата населения средним образованием снизился.

Программы ЮНЕСКО, которые осуществляются в России в тесном сотрудничестве с государственными органами и направлены на совершенствование образовательных технологий, а также на улучшение содержания и качества самого образования, способствуют достижению стратегических целей, стоящих перед системой образования России. Совместная деятельность России и ООН в области образования, способствует достижению Целей Развития Тысячелетия ООН.

4) Окружающая среда.

В результате достижения политической и экономической стабильности последних лет Российская экономика характеризуется устойчивым ростом, что сказывается на возрастающей нагрузке на природные ресурсы и энергоносители. Данные по объемам выбросов и сбросов загрязняющих веществ показывают, что загрязненность воздуха в городах является серьезной проблемой. Негативные тенденции наблюдаются и в оценках загрязнения водного бассейна и качества питьевой воды. Деградация земель и нарушение экосистем несут угрозу безопасности и жизни будущих поколений. Кроме того, изменение климата влечет появление новых угроз для здоровья населения и экономики, в особенности в регионах Арктики и на юге России.

5) Экономическое развитие.

Масштабы распространения  бедности в России резко возросли в переходный период. Наиболее уязвимыми группами населения и сейчас являются дети и женщины. Безработица является существенной причиной бедности.9

Для координации  работы ООН в России по этим и другим ключевым вопросам учреждениями ООН в Российской Федерации было создано несколько Тематических (Рабочих) групп, а именно:

- Группа ООН по ВИЧ/СПИДу;

- Рабочая группа по вопросам демографии;

- Международная Рабочая Группа по проблеме торговли людьми;

- Тематическая группа по гендерным вопросам при системе ООН в Российской Федерации;

- Рабочая группа по вопросам Арктики;

- Рабочая группа по вопросам прав инвалидов;

- Тематическая группа по Северному Кавказу.10

Рассмотрим  более подробно влияние органов  системы ООН на Россию.

Программа развития  ООН (ПРООН)  является одним  из учреждений    развития   Организации,  которое   оказывает   помощь  российскому     правительству   и   местным   органам   власти  в   демократическом и экономическом преобразовании    Российского  государства, что также способствует  ускорению развития конкретных  регионов.

Сотрудничество с Россией со  стороны   ПРООН осуществляется   по  трем тематическим    направлениям:   укрепление    потенциала в области  управления, социально-экономическое развитие    и  экологическое  развитие. 

Проекты  по усилению  потенциала  в    сфере демократического  развития  направлены на  оказание помощи Российской Федерации в обеспечении участия  ее  граждан и  неправительственных  организаций  (НПО)  в  управлении;  обучение   сотрудников правительственного аппарата и парламентариев; работу по борьбе с преступностью и меры    по ее  предотвращению, а также обеспечение защиты  прав человека.   Центр социального партнерства в Москве  был создан  для оказания    поддержки развитию  эффективных партнерских отношений между НПО и    правительством на местном и федеральном уровнях.

  Проекты   в   области   устойчивого   социально-экономического    развития направлены  на  обеспечение экономической  стабильности в    регионах,  на  которых  особенно  серьезно  сказались  последствия    реформ, таких как Республика  Саха (Якутия), посредством развития    бизнеса с   целью расширения  возможностей    трудоустройства,  и  улучшения медицинского  обслуживания и    укрепления   потенциала  в   сфере   управления.   При содействии    московского офиса ПРООН было установлено медицинское    оборудование  в родильных отделениях  больниц Якутии. Кроме того,  для местных медицинских    работников  проводятся занятия по  углубленному  изучению способов   охраны    репродуктивного здоровья,    планирования    семьи   и    предотвращения венерических заболеваний.

 Одними из  главных задач проектов  по  экологическому развитию являются такие направления как защита   арктической   экосистемы   и    биологического  разнообразия   (Камчатский  полуостров,  Алтайские    горы,  озеро   Байкал,   Баренцево,  Карское   и   Охотское  моря,    Магаданская область  и  Республика Саха);  повышение эффективности    энергетики  и  энергосбережение  (Башкортостан,  Нижний  Новгород,    Владимир); экологическое  планирование и  управление (транспортная    инфраструктура  Москвы, Башкортостана,  Брянской  области, Нижнего    Новгорода).

При  содействии  ПРООН  в  Москве  был  открыт    Экоцентр,    цель    которого    -    способствование  устойчивому    экологическому развитию России.

Информация о работе Изучение взаимодействия Российской Федерации и Организации Объединенных Наций в историческом ракурсе