Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:46, курсовая работа
Целью настоящей работы выступает изучение взаимодействия Российской Федерации и Организации Объединенных Наций в историческом ракурсе.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1) исследовать деятельность ООН при реализации цели укрепления мира и безопасности, а также развития сотрудничества между странами;
2) изучить историю взаимодействия России и ООН.
Введение 2
Глава 1. ООН и ее роль в поддержании и укреплении мира, безопасности и развития сотрудничества между странами 4
1.1. Структура ООН, государства-члены ООН 4
1.2. Деятельность ООН в мире 8
Глава 2. Взаимодействие Российской Федерации и Организации Объединенных Наций 11
2.1. История отношений России и ООН 11
2.2. Направления деятельности ООН в России 13
2.3. Роль России как члена ООН 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
- коммуникация.5
При изучении истории отношений России и ООН, необходимо отметить, что именно Советскому Союзу, правопреемником которого является Российская Федерация, принадлежала идея создания международной организации по поддержанию мира и безопасности.
Советские дипломаты всегда боролись за коллективную безопасность: сначала в рамках тех возможностей, которые были у Лиги Наций, затем с началом Великой Отечественной войны эти усилия были направлены в новое русло.
4 декабря 1941 г. в Москве была подписана Декларация Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи. В данной декларации указывалось, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто только за счет создания новой формы организации международных отношений, основанной на объединении демократических стран в некий союз.
Вопрос о такой международной организации поднимался и в ходе встреч с союзниками СССР, но свое оформление он получил только на московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в 1943 году, когда была подписана Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности. Декларацию подписал также и представитель Китая.
В вышеупомянутой декларации участники конференции заявляли о решимости сотрудничать после победы над врагом для организации и поддержания мира и безопасности.
В 1945 году был подписан Устав ООН. Создание данной организации и формирование ее принципов происходило в период холодной войны, в связи с чем люди, участвующие в создании организации, с особой остротой воспринимали всю несправедливость военных действий и стремились создать организацию, которая сможет в будущем предотвратить любые кровавые конфликты и геноцид, а также саму возможность пренебрежения правами человека и свободой целых народов. Именно это обусловливает актуальность Устава ООН и ее принципов и сейчас.
24 декабря 1991 года специальным посланием российского президента Генеральный секретарь ООН был проинформирован о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности и во всех других органах и организациях ООН продолжается Российской Федерацией. В послании подчеркивалось, что Россия полностью сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. Переход места в ООН от СССР к Российской Федерации никаких согласований или утверждений не потребовал, не было необходимости ни в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, ни Совета Безопасности.6
С 2008 года по 2011 год Россия была членом Экономического и социального совета ООН.
В 2009 году Россия была второй раз избрана Генеральной ассамблеей ООН в Совет по правам человека. Все избранные страны будут работать в совете в течение трех лет.
В 2010 году Россия вошла в исполнительный совет новой структуры “ООН – женщины”, решение о создании новой гендерной структуры было принято Генеральной Ассамблей ООН 2 июля 2010 года. Возглавляется структура бывшей женщиной-президентом Чили Мишель Бачелет.
На территории России в настоящее время осуществляют свою деятельность более десяти учреждений ООН.
Уже в 1948 году в Москве был создан Информационный центр ООН, который на протяжении многих лет оставался единственным учреждением ООН в Советском Союзе.
За последние годы присутствие ООН в России стало более заметным. Сегодня в Москве имеют свои офисы и представительства следующие учреждения: ПРООН, МПП, УВКВ, ОКГВ, ЮНИСЕФ, ЮНИДО, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНЭЙДС и Информационный центр. Недавно в Москве открылось представительство Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Хотя каждое учреждение системы ООН, имеющее свое представительство в России, имеет свои цели и направления деятельности, многие проекты осуществляются их совместными усилиями. Конкретные примеры будут рассмотрены в следующей части настоящей главы.7
Как уже было упомянуто, сейчас несколько крупных структур ООН оказывают содействие Правительству Российской Федерации при решении основных задач социально-экономического развития нашей страны.
Для решения глобальных проблем ООН на Саммите Тысячелетия в 2000 году приняла программу «Цели Развития Тысячелетия». Это программа по борьбе с бедностью и общему повышению уровня жизни.
По планам ООН Цели Развития Тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году; они включают в себя следующие цели:
- ликвидировать голод и нищету;
- обеспечить всеобщее начальное образование;
- поощрять равенство мужчин и женщин и расширять права и возможности женщин;
- сократить детскую смертность;
- улучшить охрану материнства;
- бороться с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
- обеспечить устойчивое развитие окружающей среды;
- сформировать глобальное партнерство.
На уровне отдельных стран каждые пять лет производится мониторинг достижения Целей Тысячелетия, на основании чего производятся выводы о степени достижения Целей.8
Исходя из вышесказанного, основными направлениями деятельности ООН в Российской Федерации, как и в большинстве стран, где нет необходимости разрешать военные конфликты, являются:
1) Демография.
Демографическая ситуация в Российской Федерации все еще вызывает беспокойство, что может негативно отразиться на будущем страны. Продолжительность жизни у мужчин составляет в среднем лишь 58 лет (по данным 2010 года), а численность населения России, согласно прогнозам, будет и дальше сокращаться, несмотря на продолжающийся значительный экономический рост.
Неблагоприятная демографическая ситуация в России является, прежде всего, результатом высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте по причине нездорового образа жизни и распространения инфекционных заболеваний, повышающейся распространенности ВИЧ и самой высокой в Европе смертности от туберкулеза. Низкий уровень рождаемости, являющийся долгосрочной тенденцией в России, характерен для большинства развитых в промышленном отношении стран и усилен переходными процессами.
Помимо этого, миграция остается проблемой для социальной политики и оказывает существенное влияние на основные демографические тенденции в Российской Федерации.
Важно понять, что бездействие в отношении отрицательных факторов, влияющих на демографическую ситуацию в России сегодня, может иметь огромные последствия для будущего.
Демографические проблемы России имеют прямую связь с проблемами, обозначенными в Целях Развития Тысячелетия ООН. Учитывая это, Агентства ООН в Российской Федерации определили стратегическую поддержку национальным усилиям России по предотвращению демографического кризиса как один из ключевых приоритетов для совместных действий.
2) Здоровье населения.
В Российской Федерации наблюдается быстрый рост эпидемий. Число официально зарегистрированных ВИЧ-положительных лиц соответствует распространенности 262 случая на 100 000 населения. В наибольшей степени поражены молодые люди. В настоящее время эпидемия ВИЧ в Российской Федерации сконцентрирована среди потребителей инъекционных наркотиков и лиц, практикующих незащищенный секс. Доля ВИЧ-позитивных женщин детородного возраста увеличивается, так же как и число случаев ВИЧ среди беременных.
Число зарегистрированных случаев туберкулеза за последнее время выросло до 90 случаев на 100000 населения.
Законодательное
регулирование в отношении
3) Образование.
Согласно Всемирному докладу по образованию, публикуемому ежегодно Институтом статистики ЮНЕСКО, в России уровень грамотности составляет 99% (по данным на 2010 год), что связано, главным образом, с тем, что, благодаря усилиям российского правительства, в стране сохраняется всеобщее начальное образование. Однако экономические и социальные проблемы последних десятилетий привели к тому, что процент охвата населения средним образованием снизился.
Программы ЮНЕСКО, которые осуществляются в России в тесном сотрудничестве с государственными органами и направлены на совершенствование образовательных технологий, а также на улучшение содержания и качества самого образования, способствуют достижению стратегических целей, стоящих перед системой образования России. Совместная деятельность России и ООН в области образования, способствует достижению Целей Развития Тысячелетия ООН.
4) Окружающая среда.
В результате достижения политической и экономической стабильности последних лет Российская экономика характеризуется устойчивым ростом, что сказывается на возрастающей нагрузке на природные ресурсы и энергоносители. Данные по объемам выбросов и сбросов загрязняющих веществ показывают, что загрязненность воздуха в городах является серьезной проблемой. Негативные тенденции наблюдаются и в оценках загрязнения водного бассейна и качества питьевой воды. Деградация земель и нарушение экосистем несут угрозу безопасности и жизни будущих поколений. Кроме того, изменение климата влечет появление новых угроз для здоровья населения и экономики, в особенности в регионах Арктики и на юге России.
5) Экономическое развитие.
Масштабы распространения бедности в России резко возросли в переходный период. Наиболее уязвимыми группами населения и сейчас являются дети и женщины. Безработица является существенной причиной бедности.9
Для координации работы ООН в России по этим и другим ключевым вопросам учреждениями ООН в Российской Федерации было создано несколько Тематических (Рабочих) групп, а именно:
- Группа ООН по ВИЧ/СПИДу;
- Рабочая группа по вопросам демографии;
- Международная Рабочая Группа по проблеме торговли людьми;
- Тематическая группа по гендерным вопросам при системе ООН в Российской Федерации;
- Рабочая группа по вопросам Арктики;
- Рабочая группа по вопросам прав инвалидов;
- Тематическая группа по Северному Кавказу.10
Рассмотрим более подробно влияние органов системы ООН на Россию.
Программа развития ООН (ПРООН) является одним из учреждений развития Организации, которое оказывает помощь российскому правительству и местным органам власти в демократическом и экономическом преобразовании Российского государства, что также способствует ускорению развития конкретных регионов.
Сотрудничество с Россией со стороны ПРООН осуществляется по трем тематическим направлениям: укрепление потенциала в области управления, социально-экономическое развитие и экологическое развитие.
Проекты по усилению потенциала в сфере демократического развития направлены на оказание помощи Российской Федерации в обеспечении участия ее граждан и неправительственных организаций (НПО) в управлении; обучение сотрудников правительственного аппарата и парламентариев; работу по борьбе с преступностью и меры по ее предотвращению, а также обеспечение защиты прав человека. Центр социального партнерства в Москве был создан для оказания поддержки развитию эффективных партнерских отношений между НПО и правительством на местном и федеральном уровнях.
Проекты в области устойчивого социально-экономического развития направлены на обеспечение экономической стабильности в регионах, на которых особенно серьезно сказались последствия реформ, таких как Республика Саха (Якутия), посредством развития бизнеса с целью расширения возможностей трудоустройства, и улучшения медицинского обслуживания и укрепления потенциала в сфере управления. При содействии московского офиса ПРООН было установлено медицинское оборудование в родильных отделениях больниц Якутии. Кроме того, для местных медицинских работников проводятся занятия по углубленному изучению способов охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи и предотвращения венерических заболеваний.
Одними из главных задач проектов по экологическому развитию являются такие направления как защита арктической экосистемы и биологического разнообразия (Камчатский полуостров, Алтайские горы, озеро Байкал, Баренцево, Карское и Охотское моря, Магаданская область и Республика Саха); повышение эффективности энергетики и энергосбережение (Башкортостан, Нижний Новгород, Владимир); экологическое планирование и управление (транспортная инфраструктура Москвы, Башкортостана, Брянской области, Нижнего Новгорода).
При содействии ПРООН в Москве был открыт Экоцентр, цель которого - способствование устойчивому экологическому развитию России.