Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:23, реферат
Цель работы заключается в ответе на вопрос о существований в России демократического политического режима.
Согласно цели можно выделить несколько задач работы:
-рассмотреть историю демократий;
-выявит формы демократий;
-проанализировать демократию в России.
Ведение………………………………………….…………………………………3
Глава I История развития демократии……….…………………………………..5
Глава II Формы демократии
2.1 Прямая демократия………………………………………………………….10
2.2 Представительная (репрезентативная) демократия……………………….17
Глава III Демократия в России…………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список литературы………………………………………………………………32
Однако,
важный нюанс: тоталитарность была «ситуативна»,
она не связывалась с господством
какой-то одной партии. Те, кто победил
сегодня, могли оказаться в меньшинстве
буквально на следующий день. Массовых
партий там вообще не было, были небольшие
группировки активистов, которые
боролись за свою политическую линию
и сложным образом
Зато
другой аспект тоталитаризма – вмешательство
государства в экономику и
частную жизнь граждан –
3)
Милитаризм – еще одно
4)
Социальное государство.
В интересах большинства граждан жестко регламентировались торговля и цены на товары повседневного спроса. Например, специальные избранные лица следили за тем, чтобы булки имели стандартный вес, а стриптизерши брали за свои услуги не дороже 2-х драхм (ок. $30 в пересчете на серебро). Кредит (потребительский или на открытие мелкого бизнеса) можно было взять под 12% годовых (тоже предмет регламентации).
5)
Быть политическим лидером в
прямой демократии – очень
опасное и неблагодарное
Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.
Рефере́ндум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.
Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.
Условия
проведения референдума и его
процедура регулируются конституциями
и законодательством
Референдум,
иногда называемый плебисцитом (в дословном
переводе - народное решение), представляет
собой прямое голосование народа
по важнейшим государственным
В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.
При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса (например, в США проект поправки к конституции США должен быть представлен Штатам после голосования в Конгрессе, при котором за нее должно быть отдано 2/3 голосов в каждой Палате, а потом не менее 3/4 Штатов должны ее ратифицировать.).
Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).
Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.
От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.
Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».
Единственный
в СССР всесоюзный референдум состоялся
17 марта 1991 года. На него был вынесен
вопрос: «Считаете ли вы необходимым
сохранение Союза Советских
В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.
25
апреля 1993 года, во время противостояния
президента и Верховного
12
декабря 1993 года, одновременно с
выборами в Госдуму первого
созыва, прошло «всенародное
Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.
К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ.
2.2 Представительная (репрезентативная) демократия
Представительная
(репрезентативная, парламентарная) демократия
означает осуществление власти народом
через представительные органы. Представительные
органы избираются непосредственно
народом, состоят из его полномочных
представителей - депутатов и призваны
выражать волю народа, олицетворять ее.
Большое значение в осуществлении
власти народа имеют избираемые им
должностные лица государства, например,
всенародно избираемый президент.
Любое демократическое
В
демократически организованном обществе
государственные формы
Демократизм
государства зависит от того, как
организованы все его механизмы
и прежде всего - высшие органы государственной
власти (форма правления). И с этой
точки зрения принципам демократии
в наибольшей степени отвечает такая
форма правления, как республика.
И, строго говоря, только она может
быть признана демократическим государством.
Однако в этом плане между элементами
формы государства могут
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а ст. 3 гласит: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». С точки же зрения политических реалий России нужно пройти еще большой путь демократизации государства.
Идеалом
развития демократии в масштабе общества
является народное самоуправление. Вообще
самоуправление - это наиболее полное
воплощение демократии для любой
социальной общности. Однако применительно
к обществу в целом идею замены
государства общественным самоуправлением
считают, и не без оснований, утопичной
(по крайней мере в обозримой перспективе),
«учитывая многообразие общественной
жизни, свободу человека и неизбежное
расхождение интересов и
а) когда субъект и объект власти совпадают полностью;
б) когда они совпадают частично.
Властный
центр в последнем случае локализован,
но включен в объект управления.
Пример такого самоуправления мы наблюдаем
уже в первобытном обществе: с
одной стороны, родовая община (объект
управления), а с другой -старейшина
или совет старейшин как
В
настоящее время реально
- фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;
- неизбежную
вследствие сложной