История избирательного права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Выборы являются важнейшим элементом современной политической системы. Демократия, принятая российским обществом в качестве идеала государственного устройства, видит механизм реализации своих базовых принципов именно в избирательном процессе. Действительно, если исходить из представления о том, что демократия – это система народной власти (от греческого «демос»- народ и «кратос» - власть), то выборы представляются наиболее действенным способом участия населения в управлении страной.
История становления демократии практически во всех странах мира тесно связана с историей выборных институтов. Исходя из этого, я попытался проследить основные этапы возникновения и развития избирательных органов в России, их связь с механизмом организации государственной власти, начиная с Х и заканчивая 80-ми годами ХХ века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Структура выборных институтов Древней Руси………………………………....4

Глава 2. От Земских Соборов до Государственной Думы ………………..........................4

Глава 3. От Февраля к Октябрю…………………………………………………………… 10

Глава 4. Развитие избирательного права в советский период……………………………11

Заключение…………………………………………………………………………………..15

Литература………………………...…………………………………………………………16

Приложение………………………………………………………………………………….18


Высочайший Манифест 1905г. ………………………………………………….I

Указ правительствующему Сенату от 6 августа 1905г………………………..II

Заявление в Лебедянскую по делам о выборах комиссию
бухгалтера земской управы Федотова А.А…………………………………..III

Журнал Лебедянской уездной по делам о выборах в
Государственную Думу комиссии от 31 января 1906г……………………….IV

Объявление Елецкой уездной земской управы по
Государственной Думе……………………………………………....................VI

Список выборщиков в Тамбовское Избирательное
Собрание для выбора членов в Государственную
Думу……………………………………………………………………………. VII

Протокол очередного пленума Липецкого Горсовета
от 7 января 1938г………………………………………………………………..IX

Постановление президиума Липецкого горсовета РК и КД
от 29, 30 и 31 октября 1939 года………………………………………………XV

Вложенные файлы: 1 файл

История избирательного права в России.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

     Выборы в Государственную Думу не были прямыми,  равными и всеобщими. По избирательному закону, принятому 11 декабря 1905 года, для выборов учреждались 4 курии избирателей - землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Причем, один  выборщик приходился на  90 тысяч рабочих, 30 тысяч крестьян, 4 тысячи горожан и 2 тысячи землевладельцев. Это дало очевидные преимущества состоятельным слоям населения. Избирательного права были лишены женщины, молодёжь до 25 лет, учащиеся, ряд национальных меньшинств, кочевые народы. Помимо этого, не участвовали в голосовании пролетарии, занятые на предприятиях с числом рабочих менее пятидесяти. Таким образом, более половины населения Российской империи лишалось права голоса. Затем, с учетом особенностей общественно – политического развития, 3 июня 1907ода было принято новое  “Положение о выборах в Государственную Думу с разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства внутренних дел”. Это положение вошло в историю под названием Третьеиюньского переворота.

      В итоге число депутатов уменьшилось с 524 до 442.Сократилось число представителей Польши и Кавказа. Население 10 областей и губерний Азиатской России из-за “недостаточного развития гражданственности” было вообще лишено избирательных прав.

Депутаты от высшего сословия, согласно нового закона, должны были составлять 40% депутатского корпуса (при удельном весе среди населения в 1,5%). Депутаты от крестьян – землевладельцев   (80% населения страны) получили 15% депутатских мест, интеллигенция – 18%, духовенство – 10%, промышленники и торговцы – 8%, рабочие – 2,3%.   (24)     

     Для рабочих была установлена система трехстепенных выборов. Из положения о выборах в Государственную Думу: «Рабочие избирают из своей среды уполномоченных по расчету... один уполномоченный на каждую полную тысячу рабочих. Уполномоченные избирают…выборщиков на съездах. Выборщики… участвуют в избрании членов Государственной Думы в составе губернского или городского собрания по принадлежности». (25)

Подобная, только четырехстепенная, система голосования была введена и для крестьян-землевладельцев.  

     Согласно пункта 23 Положения о выборах   «общий надзор за правильным производством  выборов возлагается под руководством Министерства внутренних дел на… градоначальников по принадлежности. Им  предоставляется требовать…  сведения о ходе и порядке выборов, а равно  образовывать выборные производства и давать указания к обеспечению правильного их хода». Таким образом, были уточнены и расширены полномочия полицейских органов по контролю за выборами. При формировании первых  Государственных Дум впервые употребляется официальный термин  “избирательная комиссия”.    Согласно пункта 38 главы III “Положения о выборах в Государственную Думу” «в городах для проведения выборов образуются в каждом избирательном участке избирательные комиссии в составе председателя и двух членов,  приглашаемых городским головою из числа лиц, имеющих право на участие в выборах». (26)

      Избирательные комиссии  являлись официальными органами: они проводили подсчет  поданных голосов, определяли избранных уполномоченных и опубликовывали итоги голосования.  Для проведения выборов составлялись списки избирателей. Из объявления Елецкой Земской управы: «…выставленные… с 13 января по 3 февраля 1906г. списки лиц…, имеющих право участвовать в выборах, по истечении срока будут отпечатаны и выставлены в уезде…(во всех общедоступных местах)». Списки регистрировались  в полиции; внесенным в них лицам   выдавались  удостоверения, разрешавшие им участвовать в избирательной кампании. Жалобы на составление списков могли быть поданы местным властям либо в Министерство внутренних дел. Из жалобы бухгалтера Лебедянской Уездной Земской Управы А.А. Федотова: «Прилагая…удостоверение Лебедянской Земской управы №304 , покорнейше прошу Уездную по делам о выборах комиссию внести меня … в список для участия в съезде городских избирателей». (27) Ходатайство бухгалтера было удовлетворено, т. к. Федотов предоставил сведения, что «уже более года состоит на службе Лебедянского Земства» (ценз оседлости). Однако жалобу начальника железнодорожной станции «Рождество» С. И. Огнева  отклонили  из-за    непредставления сведений о проживании в Лебедянском уезде более года». (28)

     Государственная Дума имела 4 созыва. Дважды её распускал царь, но она просуществовала почти 12 лет, вплоть до падения самодержавия, внеся огромный вклад в развитие отечественного парламентаризма.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. От Февраля к Октябрю

 

      

     В результате февральских событий Россия осталась без правительства. Петроградский Совет, опиравшийся на поддержку солдат и рабочих столицы, опасаясь анархии и гражданской войны,  обратился к Временному комитету IV Государственной Думы (он был создан депутатами, оказавшимися в это время в Петрограде) с предложением о формировании правительства для временного управления страной . (29)  Ответ не заставил себя долго ждать: «Временный комитет членов Государственной Думы при тяжелых условиях внутренней разрухи… нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка». (30) 2–го марта 1917г. было создано Временное правительство, которое объявило, что основой его деятельности будет являться, в частности, «немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого и тайного  голосования Учредительного собрания, которое установит   форму  правления и Конституцию страны». 4 марта Временное правительство упразднило должности старой администрации, вместо которых появились новые (губернские и уездные комиссары), подчинявшиеся непосредственно Министерству внутренних дел (МВД) и назначавшиеся правительством. Однако, в целом, существующий государственный аппарат был сохранен.

      22 марта 1917 года было образовано  Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Предварительная работа по составлению избирательных списков возлагалась на существующие государственные учреждения и общественные организации.   Исполнительные действия, необходимые для технической подготовки выборов "в целях скорейшего производства  и  успешного  прохождения",   возлагались на МВД.

     20 июля 1917г. был утверждён первый раздел Положения, который содержал переходные правила формирования избирательных комиссий:                            «Впредь  до образования  учреждений местного самоуправления, члены комиссий по делам о выборах Учредительного собрания и члены участковых избирательных комиссий, временно замещаются лицами по избранию указываемых Временным         правительством местных общественных  учреждений».  (31)

     Вопрос об изменении государственного устройства России, как и другие важные общественно-политические проблемы, откладывался Временным Правительством до  Учредительного собрания, созвать которое, по его мнению, можно было только после окончания войны. Часть министров склонялась даже к мысли о возможности восстановления монархии. Однако нарастание революционного движения значительно ускорило провозглашение нового строя. (32)

     1 сентября 1917 года Временное правительство официально оформило установление в России республики. «…Считая нужным  положить предел внешней неопределенности государственного порядка, Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский и провозглашает Российскую республику». (33) В этом же месяце Временное правительство приняло ряд нормативных актов, которые касались внесения изменений и дополнений в ряд статей Положения о выборах. 2 октября 1917 года Временное правительство утвердило "Инструкцию к разделу III Положения о выборах в Учредительное собрание" (о порядке выборов в армии и    на флоте).

     Положением о выборах  предусматривалось создание при Временном правительстве Всероссийской по делам о  выборах  в  Учредительное собрание комиссии,  на которую возлагалось общее наблюдение за подготовкой и ходом выборов. В состав  комиссии должны  были  входить  Председатель и 15 членов, назначаемых Временным правительством по представлению  Особого  совещания. Официальным печатным органом комиссии была газета «Известия». Необходимо отметить, что эта  избирательная комиссия имела временный характер. По окончании выборов депутатов Учредительного собрания она должна была прекратить свое существование.

     По представлениям комиссии Временное правительство издавало             законодательные акты. Таким образом, комиссия выступала не просто   исполнителем   механизма  организации  выборов в Учредительное собрание,  а обладала и правом законодательной инициативы, что выгодно отличало ее  от  избирательных комиссий  в  последующие  периоды отечественной истории. (34)

     На местах организация и проведение выборов возлагались на окружные, столичные, уездные и городские участковые избирательные комиссии, а также на городские, поселковые   и волостные земские управы. Новой властью уделялось серьёзное внимание составу избирательных комиссий в связи с тем, что для вхождения в них гражданин должен был соответствовать условиям имущественного ценза, при этом  юристов, членов окружных судов и мировых судей принимали в первую очередь. Свою деятельность комиссии координировали с другими органами государственной власти, прежде  всего с МВД, на котором лежала ответственность за техническое обеспечение выборов.

     Таким образом, в  этот драматичный период российской  истории, организация и  контроль  за проведением выборов  были  возложены на специально образуемые  органы – избирательные комиссии, которые, несмотря на их официальное  подчинение системе центральной исполнительной власти,  были относительно независимы   от нее. Связано это было с тем, что в функции органов местного самоуправления уже не входило осуществление контроля за выборами. Политические условия не позволили избирательным комиссиям по выборам в Учредительное собрание оказать существенное влияние на формирование избирательной системы после смены режима в октябре 1917 года. Тем не менее, ряд аспектов деятельности комиссии был учтен в избирательном законодательстве советского периода.

 

 

ГЛАВА IV.  Развитие выборных институтов в советский период

 

      Принятие II Всероссийским съездом Советов 26 октября   1917    года      воззвания     

«К рабочим, солдатам и крестьянам!» ознаменовало образование нового государства. Первым его конституционным актом стала «Декларация  прав  трудящегося  и  эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года, в которой фиксировались основы государственного строя, а именно:

«1.Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит советам.

  2. Российская Советская Республика учреждается на основе союза  свободных наций, как федерация советских национальных республик». (35)

      По существу,  данная Декларация явилась малой Конституцией и впоследствии вошла целиком в текст Конституции РСФСР, принятой в 1918 году V Всероссийским съездом Советов. В соответствии с Конституцией, высшими органами власти  стали Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК). Конституция декларировала выборность органов снизу доверху, закрепила основные принципы избирательной системы и, прежде всего, принцип многостепенности выборов.  Прямые выборы проводились только в сельские и городские Советы. Волостные, уездные и районные Съезды формировались сельскими Советами, то есть выборы  были двухстепенными. Такими же были выборы и на губернские Съезды. Аналогично проводилось формирование Всероссийского съезда Советов. Но для сельского населения выборы в него были пятистепенными, тогда как для городских избирателей – трёхстепенными. Кроме того, доля представителей крупных и средних городов была искусственно увеличена.  Таким образом, устанавливалось неравное представительство селян и горожан – примерно 1:5. (36)

   Создавалась сложная система Советов и выборов в них. Причём они были одновременно источником как законодательной, так и исполнительной власти. Помимо выборов, «избиратели, пославшие в Совет  депутатов своего представителя, имели право  во всякое время отозвать его и произвести новые выборы», что создавало дополнительные  сложности. (37)

    Конституция предоставляла избирательные права  «трудящемуся населению» (рабочим и крестьянам), но лишала этих прав всех, кто использовал наёмный труд, а также бывших полицейских и священнослужителей.

     Избирательные    комиссии   образовывались   на  уровне губернии, города,  села  и  волости;   назначались они соответствующим   исполнительным  комитетом; у них   не было своего аппарата (они могли пользоваться аппаратом исполкома), и деятельность членов  избирательной комиссии не оплачивалась.

     Конституция не фиксировала подробно порядок проведения голосования, не устанавливала единого для страны, губернии, уезда дня выборов, оставляя решение этого вопроса на усмотрение местных Советов, отвечавших за организацию, проведение и оглашение итогов голосования. Однако некоторые общие  положения в ней заложены были. Процедура     голосования      могла   быть   как   тайной,  так  и открытой. Конституция ставила только одно обязательное условие: в соответствии со статьей 67  «Выборы производились и производятся в присутствии избирательной комиссии и представителя Совета». (38) О ходе и результатах выборов составлялся протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя местного Совета. Согласно статье 70 Конституции, подробный порядок проведения выборов определялся местными Советами в соответствии с инструкцией и нормой ВЦИК РСФСР.

Информация о работе История избирательного права в России