Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:08, курсовая работа
Выборы являются важнейшим элементом современной политической системы. Демократия, принятая российским обществом в качестве идеала государственного устройства, видит механизм реализации своих базовых принципов именно в избирательном процессе. Действительно, если исходить из представления о том, что демократия – это система народной власти (от греческого «демос»- народ и «кратос» - власть), то выборы представляются наиболее действенным способом участия населения в управлении страной.
История становления демократии практически во всех странах мира тесно связана с историей выборных институтов. Исходя из этого, я попытался проследить основные этапы возникновения и развития избирательных органов в России, их связь с механизмом организации государственной власти, начиная с Х и заканчивая 80-ми годами ХХ века.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Структура выборных институтов Древней Руси………………………………....4
Глава 2. От Земских Соборов до Государственной Думы ………………..........................4
Глава 3. От Февраля к Октябрю…………………………………………………………… 10
Глава 4. Развитие избирательного права в советский период……………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………..15
Литература………………………...…………………………………………………………16
Приложение………………………………………………………………………………….18
Высочайший Манифест 1905г. ………………………………………………….I
Указ правительствующему Сенату от 6 августа 1905г………………………..II
Заявление в Лебедянскую по делам о выборах комиссию
бухгалтера земской управы Федотова А.А…………………………………..III
Журнал Лебедянской уездной по делам о выборах в
Государственную Думу комиссии от 31 января 1906г……………………….IV
Объявление Елецкой уездной земской управы по
Государственной Думе……………………………………………....................VI
Список выборщиков в Тамбовское Избирательное
Собрание для выбора членов в Государственную
Думу……………………………………………………………………………. VII
Протокол очередного пленума Липецкого Горсовета
от 7 января 1938г………………………………………………………………..IX
Постановление президиума Липецкого горсовета РК и КД
от 29, 30 и 31 октября 1939 года………………………………………………XV
Необходимо отметить тот факт, что в первые месяцы после Октябрьской революции основной объем работы по организационно-правовому обеспечению политических прав и свобод трудящихся, в том числе и избирательных, выполнялся непосредственно на местах. При этом оперативное руководство деятельностью местных Советов в этой области было поручено Народному комиссариату внутренних дел (НКВД). Коллегия НКВД 15 декабря 1917 года обратилась во ВЦИК с предложением об объединении всей деятельности по руководству местными органами власти и передаче ее в ведение НКВД. Президиум ВЦИК удовлетворил это ходатайство, и в состав отдела местного управления НКВД были переданы иногородний и агитационный отделы ВЦИКа. Но вопросы общего руководства этой работой оставались в ведении ВЦИК и СНК.
Для обеспечения прав и свобод граждан в губернских и уездных исполкомах в начале 1918 года были образованы отделы управления, являвшиеся местными органами НКВД. Центральное место в них заняли общие отделы, которые стали выполнять основные функции по обеспечению политических прав и свобод трудящихся. На время проведения избирательных кампаний, требовавших значительных сил и затрат, привлекались подотделы милиции, а также специально подготовленные уполномоченные по выборам.
Являясь исполнительным органом Президиума ВЦИК, НКВД наблюдал за созывом съездов Советов, контролировал правильность выборов, следил за выполнением местными органами обязанностей, вытекающих из статей 13-16 Конституции (свобода совести, печати, собраний). Он же рассматривал жалобы на действия местных властей, нарушавших политические права граждан, и осуществлял контроль за правотворчеством (с точки зрения соблюдения классовых принципов права). Так, 2 февраля 1918 года отдел местного управления НКВД довел до сведения Коллегии по управлению Петроградской губернией, что ее инструкция по перевыборам противоречила «основным принципам Советской власти, ибо принимать участие в Советах имеют право не все, а только трудовое население». (39)
Большое внимание органы НКВД уделяли формированию избирательных комиссий, которые возглавлялись заведующими отделов управления. В ряде случаев комиссии вообще не создавались, а их функции возлагались на уполномоченных по выборам. Отделы управления регулировали деятельность уполномоченных по выборам посредством принятия инструкций. Так инструкция, принятая в Кинешемском уезде, указывала, что «вся ответственность за успешное проведение собраний по перевыборам возлагается на уполномоченного, который в назначенный день разъясняет населению порядок предстоящих выборов, в случае затруднений немедленно доносит в уездный отдел общего управления». (40) В обязанности уполномоченных входила и проверка правомочий избирателей.
По окончании избирательных кампаний в селе и волости вся отчетность о ходе выборов поступала на контроль в уездные, а затем губернские избирательные комиссии, которые в свою очередь информировали о результатах выборов президиумы исполкомов. В случае обнаружения фактов нарушений установленного порядка выборов на отделы управления возлагалась обязанность по их расследованию. Так, президиум Владимирского губернского исполнительного комитета на заседании 30 июня 1919 года поручил губернскому отделу управления «точно расследовать правильность выборов Меленковского городского Совета, предоставив в последующем обстоятельный доклад». (41)
По материалам расследования
исполком мог принять решение
об отмене результатов выборов.
Таким образом, отличительными чертами данного периода развития избирательного процесса в России были: отсутствие единой системы избирательных комиссий, которые иногда заменялись другими видами избирательных органов; специфический характер деятельности органов внутренних дел по обеспечению избирательных прав и свобод трудящихся; закрепление в Конституции принципов организации избирательного процесса на местном уровне и проведение выборов на децентрализованных началах.
В целом, основы
организации избирательного
Объединение в 1924 году РСФСР с другими советскими республиками (создание Советского Союза) привело к изменению государственного устройства. Верховный орган власти - Центральный Исполнительный комитет Союза Советских Социалистических Республик, действовавший в период между съездами Советов, стал формироваться из двух палат: Совета Союза как выразителя воли всего населения и Совета Национальностей – представителей национальных образований в составе СССР. Совет Союза формировался по избирательным округам из расчета: 1 депутат на 300 тыс. населения, а Совет Национальностей – по норме: 25 депутатов от союзной и 11- от автономной республик, 5 - от автономной области и 1- от национального округа. На уровне союзных республик, губерний и городов формировались соответствующие съезды Советов. Претерпела изменения и избирательная система. 16 января 1925 года была утверждена Инструкция о выборах в Советы. (42) Формирование избирательных комиссий (избиркомов) было по-прежнему возложено на соответствующие органы власти. Например, Исполнительный Комитет губернии (области) формировал губернский (областной) избирком. Но появился и ряд новшеств. Во-первых – принцип централизации, когда нижестоящие избирательные комиссии стали подчиняться вышестоящим, которые были обязаны контролировать их деятельность. Обычно это достигалось путём назначения представителя вышестоящей комиссии в качестве председателя нижестоящей. Во-вторых - принцип паритетности, подразумевавший вхождение в состав комиссий представителей общественных рабочих и крестьянских организаций. В-третьих – принцип ответственности, который гарантировал защиту избирательных прав и свобод граждан от нарушений со стороны избирательных комиссий, позволяя обжаловать их незаконные действия. Исходя из этого, 2 октября 1925 года Постановлением Президиума ЦИК СССР «для улучшения общего руководства и рассмотрения жалоб на действия местных избирательных комиссий было предложено учредить при них Центральные избирательные комиссии». (43) А 3 ноября 1930г. была образована Центральная избирательная комиссия СССР, которая стала контролировать работу всех нижестоящих избиркомов.
Новая Конституция СССР 1936 года изменила избирательную систему и структуру органов власти. Выборы стали проводиться только на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. В выборах могли участвовать все лица, достигшие 18 лет. Избирательных прав граждане лишались только по решению суда или состоянию здоровья (из-за психических заболеваний). Социальное происхождение, имущественное положение и прошлая деятельность больше не могли служить основанием для лишения избирательных прав. Выдвигать кандидатов могли партийные и молодежные организации, профессиональные союзы, культурные общества, а также коллективы предприятий, колхозов, совхозов и воинских частей. Советы депутатов, согласно новому законодательству, составили единую систему представительных органов власти, которая возглавлялась Верховным Советом СССР.
Огромное внимание стало уделяться агитационной работе на местах. Так, для подготовки выборов в Верховный Совет СССР за 1937 год по Липецкому району, прошло 78 бесед и собраний: «О Сталинской Конституции», «О кандидатах в Верховный Совет», «Об избирательном законе» и т.д. Причем агитация против кандидатов была запрещена. Из протокола Пленума Липецкого горсовета: «…на участке №2 - врач больницы Своб. Сокол Луковской вел агитацию против кандидатуры тов. Водопьянова, дело передано в НКВД». Благодаря подобным “стимулирующим” мерам выдвигались и выбирались нужные кандидаты, причем с очень высоким результатом. Так, по Липецку М. В. Водопьянов (кстати, наш земляк, летчик-полярник, Герой Советского Союза) «получил 99,2%, а второй кандидат - тов. Воротников набрал 97,9 %. Явка составила почти 100% от всего числа избирателей». (44)
Недоработки, связанные
с проведением голосования, объяснялись
происками врагов народа. Их «вычисляли
и передавали в органы НКВД». (45) Подобным
образом из 15-ти членов Президиума Липецкого
Горсовета осталось 6. Такая практика стала
повсеместной.
В 1988 году произошло коренное реформирование структуры государственного управления и избирательной системы. В целях «углубления перестройки и демократизации советского общества» в Конституцию СССР внесли ряд изменений и дополнений. Согласно ним, высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 делегатов, избираемых в равных долях от общественных организаций, территориальных и национально-территориальных избирательных округов.(46) Верховный Совет СССР стал постоянно действующим законодательным, контролирующим и распорядительным органом власти, который избирался Съездом народных депутатов непосредственно из своего числа.
В сфере избирательного права также произошли существенные изменения. Выборы народных депутатов стали проводиться по одномандатным и многомандатным избирательным округам, причём число кандидатов в депутаты не ограничивалось. (47) По новому законодательству образовывались как территориальные и национально-территориальные избирательные комиссии, так и избирательные комиссии общественных организаций. Срок их полномочий детально прописан не был (они могли отзывать депутатов, что подразумевает постоянную деятельность, но, в случае перевыборов, избиркомы должны были формироваться за 50 дней до голосования - это указывает на временный характер полномочий). В данный период происходило заметное обогащение функций системы избирательных комиссий, что было связано с внедрением альтернативных и экспериментальных начал в проведение выборов и возложением на избиркомы полномочий по организации референдумов. Так, 16 января 1991 года Верховный Совет СССР принял постановление о проведении Всесоюзного референдума по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик.
Но, несмотря на положительные стороны преобразований, поспешность и непоследовательность, с которыми проводилось реформирование системы государственной власти в этот период, во многом обусловили тяжелейший политический кризис, разразившийся в начале 90-х годов.
Современная избирательная система очень молода. Она начала формироваться в сложных условиях правового вакуума начала 90-х годов и с тех пор существенно не изменилась , хотя подобная потребность назрела уже давно.
В текущем году предпринята попытка реформирования избирательной системы России с целью построить действительно целостную вертикаль власти. В этом, на мой взгляд, будет полезен исторический опыт отечественного избирательного права, благодаря которому можно избежать былых ошибок, а может быть даже привнести что-то новое. Так или иначе, но я смотрю в будущее с оптимизмом и верю, что всё задуманное удастся.
ЛИТЕРАТУРА
______________________________