Классификация, функции и тенденции развития лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной эконо¬мике и плюралистической демократии. Демократическое политичес¬кое образование способно в значительной мере ускорить этот про¬цесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


                                                                        Введение

 

      Во все времена, а в наши дни особенно политика оказывает важ­ное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и це­лых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в кол­лективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людь­ми.

Политические знания и культура нужны сегодня любому челове­ку независимо от его профессиональной принадлежности, посколь­ку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с дру­гими людьми и государством. Без обладания такими знаниями лич­ность рискует стать разменной монетой в политической игре, превра­титься в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигу­манных и экономически неэффективных форм государственной и об­щественной организации. Поэтому сознательное формирование по­литической культуры как искусства совместного цивилизованного про­живания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия.

И если в государствах с прочно укоренившимися в сознании масс демократическими традициями и эффективными институтами конт­роля за правительством и другими властями часть граждан может по­зволить себе некоторую аполитичность, то в странах, недавно пере­живших авторитарные или даже тоталитарные, диктаторские режи­мы, массовое отстранение от политики чревато тяжелыми социальны­ми последствиями. Демократический строй не может утвердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры на­селения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый ин­дивид оказывает реальное воздействие на принятие политических ре­шений, именно от сознательности выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различ­ных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.

Способность граждан к принятию рациональных решений, учас­тию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систе­матического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Се­годня во всех индустриально развитых демократических странах суще­ствуют специальные институты политического образования, помога­ющие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут за­менить средства массовой политической коммуникации — телевиде­ние, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно, крити­чески анализировать получаемую информацию.

Практическое осуществление политико-просветительской деятель­ности в современном мире выходит за рамки национально-государствен­ных границ. Так, страны Европейского Союза координируют усилия в области политического просвещения для формирования у своих граж­дан чувства западноевропейской идентичности, принадлежности к об­щей родине — Европе, к новому межгосударственному объединению. Тем самым укрепляется субъективная, личностно-мотивационная ос­нова европейской интеграции.

В странах с недавним авторитарным или даже тоталитарным про­шлым, охваченных глубоким кризисом, опасность разрушительного воздействия новых радикалистских идеологий весьма велика. Отсут­ствие у населения устойчивой демократической культуры, твердых ориентаций на общечеловеческие ценности, посткоммунистическая массовая ментальность, дополняемые полунищенским существованием широких слоев населения, острыми социальными и национальными конфликтами, могут привести и уже приводят многих людей в объя­тия новых, прежде всего националистических и религиозно-экстре­мистских идеологий, господство которых не менее разрушительно, чем воздействие официального марксизма.

Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной эконо­мике и плюралистической демократии. Демократическое политичес­кое образование способно в значительной мере ускорить этот про­цесс.

В нашем обществе оно призвано выполнять ряд конструктивных функций и прежде всего, помогать людям вырабатывать рационалис­тический и демократический менталитет, усваивать ценности и нор­мы демократической политической культуры, формировать такие ка­чества, как политическая толерантность (терпимость), готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение циви­лизованно выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же относительно безболезненно разрешать соци­альные конфликты, укреплять российскую общенациональную иден­тичность, патриотизм и государственность. Развитие демократическо­го политического сознания способствует также упрочению у населе­ния чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, ограничивает влияние политического радикализма и экстремизма.

 

 

 

 

 

 

                                   

                                       1. Понятие лидерства

 

     Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий».

     Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности.

В современной науке при наличии общности исходных позиций, лидер­ство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1.   Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носите­лем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.

3. Лидерство — это влияние на других людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя при­числять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздей­ствие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существен­ное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осущест­вляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянно­му влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомого характеризует асимметрич­ность, неравенство во взаимодействии, однозначная направлен­ность воздействия — от лидера к членам группы.

В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое приме­нение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захва­тивший заложников, или тюремный надзиратель.

      4. Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполага­емые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического това­ра», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Одна­ко она применима главным образом лишь к демократическим орга­низациям: государствам, партиям и т.п.

5.   Лидер — это символ общности и образец политического по­ведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихий­но, и принимается последователями. Политическое лидерство от­личается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства—подчинения».

                                         

                              2.  Объективная и субъективная стороны лидерства

     Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством и на­зываемые «протолидерством», встречаются в среде животных, ве­дущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписанными законами, продиктованными взаимоотношениями со средой и биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях слож­но организованных систем. К ним относится, прежде всего, потреб­ность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функцио­нальной способности. Такая упорядоченность осуществляется че­рез вертикальное (управление—подчинение) и горизонтальное (коррелятивные одноуровневые связи, например разделение тру­да и кооперация) распределение функций и ролей и, прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности требуют, как прави­ло, иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа об­щности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружа­ющей средой. В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней орга­низации функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы и самих людей в сложно организованных кол­лективных действиях и осознания этих потребностей в форме кол­лективных целей — спецификация функций лидера и его струк­турное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой диффе­ренциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения (например, в армии), институциализа­ция и формализация (официальное закрепление) лидирующих по­зиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны.

Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непре­рывное противодействие со стороны политических оппонентов. В силу этого институциализация лидирующих позиций проявляет­ся в политике особенно отчетливо.

   Институциализация руководящих функций отражается в поня­тии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное сияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах, обладании ресурсами влияния. В противоположность формальному неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). Оно осно­вывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

Оба этих аспекта — формальный и неформальный — харак­теризуют политическое лидерство. Причем в политике формаль­ный, институциональный аспект является ведущим, поскольку здесь реализация потребностей в самоорганизации и упорядоче­нии деятельности огромного количества людей зависит не столько от индивидуальных качеств (хотя это тоже очень важно), сколь­ко от силы и влияния организации. В современном обществе, не опираясь на организацию, на СМИ, даже личность, обладаю­щая выдающимися способностями, не сможет стать политичес­ким лидером.

Таким образом, понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладани­ем властью, и субъективную деятельность по выполнению возло­женной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая хотя бы минимальную личностную активность, имеет ключевое значе­ние для оценки индивида как политического лидера. Второй же аспект — личностные качества и реальное поведение на занима­емом посту — определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординар­ного, как «хорошего» или «плохого» руководителя. Учитывая все это, отделение политического лидерства от его институци­онально закрепленной руководящей позиции, которой прида­ны властные полномочия, представляется неправомерным.

Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше, характеристика лидерства как особого рода влияния пред­ставляется наиболее плодотворной, поскольку она в отличие, на­пример, от властной трактовки лидерства охватывает не только вла­стные, но и более «мягкие», опирающиеся лишь на авторитет и убеж­дение виды руководящего влияния, предполагающие не столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.

Информация о работе Классификация, функции и тенденции развития лидерства