Классификация, функции и тенденции развития лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной эконо¬мике и плюралистической демократии. Демократическое политичес¬кое образование способно в значительной мере ускорить этот про¬цесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Конечно, данная тенденция рекрутирования политического лидерства идет в разрез с требованиями демократии. Поэтому «очи­щение» и демократизация механизма рекрутирования политичес­ких элит и лидеров — одно из первейших условий становления в России реальной демократии.

                                                                    Заключение

       

         Выполненная  контрольная работа позволяет сделать следующие выводы:

        Политические знания и культура нужны сегодня любому челове­ку независимо от его профессиональной принадлежности, посколь­ку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с дру­гими людьми и государством. Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий».

    В современной науке можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1.   Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз.

2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.

3. Лидерство — это влияние на других людей.

К политическим лидерам нельзя при­числять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздей­ствие на политический процесс, историю страны. Руководящее воздействие лидера должно осущест­вляться на всю группу (организацию, общество).  Политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомого характеризует неравенство во взаимодействии, однозначная направлен­ность воздействия — от лидера к членам группы.  Влияние лидера опирается не на прямое приме­нение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер,

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ве­дущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак,

Таким образом, понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладани­ем властью, и субъективную деятельность по выполнению возло­женной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая хотя бы минимальную личностную активность, имеет ключевое значе­ние для оценки индивида как политического лидера. Второй же аспект — личностные качества и реальное поведение на занима­емом посту — определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординар­ного, как «хорошего» или «плохого» руководителя.

Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше, характеристика лидерства как особого рода влияния пред­ставляется наиболее плодотворной, поскольку она в отличие, на­пример, от властной трактовки лидерства охватывает не только вла­стные, но и более «мягкие», опирающиеся лишь на авторитет и убеж­дение виды руководящего влияния, предполагающие не столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.

        Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, за­нимающих властные позиции, на

все общество, организацию или  группу.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («ре­альных») и великих (как великих «героев», так и великих «злоде­ев»). Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и де­мократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете ру­ководителем интересов и мнений всех членов группы или органи­зации, в их привлечении к управлению.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), слу­жителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает соб­ственное видение действительности, привлекательный идеал, «меч­та», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни.

Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи,  а также привлечь массы к их осуществлению.

И, наконец, лидер - пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие обществен­ные проблемы, насущные требования момента. Его действия оп­ределяются конкретной ситуацией.

В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях. При характеристике основных этапов, стадий деятельно­сти лидеров можно выделить их три общие функции:

1)   политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;

2) определе­ние направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;

3) мобилизация исполнителей (долж­ностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

Таким образом, по мере усложнения общества и управления им все более от­четливо проявляется тенденция профессионализации политическо­го лидерства. Политик фактически превратился в специалиста в области об­щественных коммуникаций, главными задачами которого явля­ются: обеспечение четкой формулировки требований населения; налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительствен­ными органами, СМИ, общественными организациями и отдель­ными людьми; разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня невозможно эффективное выполнение этих функций людь­ми, не обладающими специальной квалификацией, знаниями, навыками и опытом.

Политический труд постепенно становится профессией, анало­гичной профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из их верхнего эшелона обычно сохраняет свой род занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда по­литических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления и некоторых других учреждениях.

 

 

 

         

                                      Библиографический список

 

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477с.

2. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 692 с.

3. Пугачев В.П. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М., 1991.

4. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д., 1996.

5. Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер. М., 1992.

 



Информация о работе Классификация, функции и тенденции развития лидерства