Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 14:20, контрольная работа
Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной эконо¬мике и плюралистической демократии. Демократическое политичес¬кое образование способно в значительной мере ускорить этот про¬цесс.
Конечно, данная тенденция рекрутирования политического лидерства идет в разрез с требованиями демократии. Поэтому «очищение» и демократизация механизма рекрутирования политических элит и лидеров — одно из первейших условий становления в России реальной демократии.
Выполненная контрольная работа позволяет сделать следующие выводы:
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий».
В современной науке можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз.
2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.
3. Лидерство — это влияние на других людей.
К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомого характеризует неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия — от лидера к членам группы. Влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер,
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак,
Таким образом, понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая хотя бы минимальную личностную активность, имеет ключевое значение для оценки индивида как политического лидера. Второй же аспект — личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту — определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как «хорошего» или «плохого» руководителя.
Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше, характеристика лидерства как особого рода влияния представляется наиболее плодотворной, поскольку она в отличие, например, от властной трактовки лидерства охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся лишь на авторитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.
Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на
все общество, организацию или группу.
Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни.
Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.
И, наконец, лидер - пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.
В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общие функции:
1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Таким образом, по мере усложнения общества и управления им все более отчетливо проявляется тенденция профессионализации политического лидерства. Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, главными задачами которого являются: обеспечение четкой формулировки требований населения; налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми; разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня невозможно эффективное выполнение этих функций людьми, не обладающими специальной квалификацией, знаниями, навыками и опытом.
Политический труд постепенно становится профессией, аналогичной профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из их верхнего эшелона обычно сохраняет свой род занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления и некоторых других учреждениях.
1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477с.
2. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 692 с.
3. Пугачев В.П. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М., 1991.
4. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д., 1996.
5. Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер. М., 1992.
Информация о работе Классификация, функции и тенденции развития лидерства