Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 01:28, доклад

Краткое описание

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.

Вложенные файлы: 1 файл

готовое.docx

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Естественное право обнаруживает еще одну важную свою грань при  религиозном подходе к сущности человека и государства. Еще мыслители  средневековья (в частности, Фома Аквинский), преодолев отрыв античных философов  от божественной природы естественного  права, увязали его с христианством. Современная христианская демократия рассматривает состояние свободы  как естественное, т.е. дарованное человеку Богом вместе с жизнью. И несмотря на светский характер современных западных государств, они в целом принимают  эту трактовку и воспринимают естественное право как высокую  духовную ценность, морально обеспечивающую неотчуждаемость прав человека. Утверждение  такого подхода очень важно для  укрепления молодой российской демократии, тем более что это не противоречит и другим российским конфессиям.

Не менее важна роль естественного права как гарантии против антидемократической активности определенных политических сил, стремящихся  к реставрации тоталитаризма  Понятно, что в случае прихода  к власти этих сил для них не составит большого труда изменить Конституцию  и реформировать позитивное право  И только естественное право, если оно  признается источником конституционного права, может стать основой для  осознания народом неправомерности  подобного рода «реформ» и спасения своей свободы. Естественное право  должно признаваться как высший императив  для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, и только тогда, когда оно неразрывно сольется с позитивным правом и его  применением, российское гражданское  общество будет гарантировано от поворотов вспять.

Пока же все призывы  к приоритету позитивного права, к чисто «нормативистской» трактовке  права при всей важности соблюдения писаного права объективно препятствуют глубокой демократической реформе  права в интересах укрепления прав и свобод человека В плоть  и кровь народной жизни должна войти истина если закон противоречит естественному праву, он ничтожен.

Баглай М. В. Конституционное  право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 22

 

3. Нормативно-правовые акты как источники конституционного права.

 

Нормативно-правовой акт  — это изданный в установленном  порядке уполномоченным органом  акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые  нормы действующего права.

     Иными словами,  нормативно-правовой акт — это  официальный акт правотворчества,  в котором содержатся нормы  права. Своим правоустановительным  характером (установлением новых  норм права) нормативно-правовой  акт отличается как от всех  других правовых актов (от индивидуальных  актов применения норм права  и от актов толкования норм  права), так и от разного рода  официальных государственных актов  (заявлений, обращений и т.д.) неправового  характера.

     Термин "правовой  акт" в правоведении имеет  три значения:

   » правило правомерного  действия - юридический факт;

   » результат правомерных  действий как элемент правовой  системы (юридическая норма, индивидуальное  предписание (акт), акт автономного  регулирования);

   » юридический  документ.

     При рассмотрении  нормативного акта имеются в  виду первые два значения.

     Нормативный  акт - главный источник права  во всех правовых системах  мира. Это классический и первостепенный  источник права для всех стран,  объединенных в систему "писаного  права" - романо-германской правовой  семьи, к которой относится  и правовая система России. Нормативные  акты в системе "писаного  права" составляют иерархическую  систему, где распределяются по  ступеням в зависимости от  юридической значимости.

     Нормативно-правовые  акты обладают определенными  отличительными признаками:

    1. Нормативно-правовой  акт содержит в себе нормы,  затрагивающие правовой статус  всех или многих субъектов-адресатов,  и действует на конкретной  территории (всю страну, ее часть,  отдельное учреждение и т. д.),  в течение  определенного срока  (который указывается в самом  акте либо бессрочно до его  отмены компетентным органом).

     От  нормативно-правовых  актов  следует  отличать  официальные юридические документы,  не содержащие норм права и  не вносящие непосредственно  изменения в законодательство. Например, от индивидуального акта применения  права, который рассчитан на  однократное применение, относится  к персонально определенным лицам  и прекращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).

   2. Имеет письменную  форму. Нормативно-правовой акт  выступает в виде официального  государственного документа, который  имеет обязательные атрибуты, название  акта (закон, постановление), наименование  органа, принявшего акт (президент,  правительство), и т.д., позволяющие  выделить его из множества  других нормативно-правовых актов.

   3. Имеет внутреннюю  структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат  нормы права. Юридические нормы  группируются в нормативных актах  по определенным структурным  образованиям, разделам, главам, статьям. 

   4. Имеет определенный  предмет регулирования (соответствующие  общественные отношения).

   5. Обладает юридической  силой в зависимости от уровня  принявшего его органа и места  акта в системе нормативно-правовых  актов.

   6. Его выполнение  обеспечивается государственным  принуждением.

     Норма права  - это логически завершенное правило  поведения, установленное государством  и обеспеченное его принудительной  силой. А статья нормативно-правового  акта - это форма воплощения, способ  из­ложения правовой нормы. В  статье закона может содержаться  вся норма целиком, часть нормы  или даже часть ее элемента. Поэтому норма права может  излагаться в ряде статей одного  или даже нескольких нормативно-правовых  актов.

 

4. Правовой обычай и  судебный прецедент как источники  конституционного права. Доктринальные  источники права.

 

     Правовой обычай (обычное право) — это фактически  сложившиеся в течение длительного  времени правила регулирования  поведения людей (общественных  отношений) которые официально  признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных  норм права.

     Государство  признает только те обычаи, которые  отвечают интересам общества  на определенном этапе его  развития.

     Обычай был  исторически первым источником  права. Вобрав в себя религиозные,  моральные и иные культурные  ценности народа, он передавался  из поколения в поколение. 

     На ранних  этапах развития человеческого  общества особая роль в регулировании  отношений между людьми принадлежала  такой разновидности обычаев,  как ритуалы. Ритуалом называется  правило поведения, в котором  самым главным является строго  заданная заранее форма его  исполнения. Само содержание ритуала  не столь важно - главное значение  имеет именно его форма. Ритуалами  сопровождались многие события  в жизни первобытных людей.  Нам известно о существовании  ритуалов проводов соплеменников  на охоту, вступления в должность  вождя, преподнесения даров вождям  и др. Особую группу ритуальных  действий составляют обряды. Обряд  - это правило поведения, заключающееся  в выполнении некоторых символических  действий. В отличие от совершения  ритуала исполнение обряда имеет  определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывает сильное влияние  на психику человека.

     Обычаи нравственного  характера называют нравами. В  этих обычаях, как правило,  выражается психология определенных  социальных групп. В нравах  чаще всего отражаются пережитки  прошлого в области морали. Прогрессивное  общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми,  устаревшими нравами.

     Разновидностью  обычаев также являются традиции (лат. traditio – передача, предание) - элементы  социального и культурного наследия  человечества, передающиеся от поколения  к поколению и сохраняющиеся  в определенных обществах, классах  и социальных группах в течение  длительного времени. Основой  жизненности традиций является  преемственность в развитии общества, бережное отношение к истории  своего народа и государства.

     Обычное право  господствовало на ранних этапах  развития правовых систем. Первые  законы античных и феодальных  обществ были по сути сводами  законов обычного права, например, законы Драконта (Афины VII в. до  н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим  V в. до н.э.), так называемые "варварские  правды" (Русская, Салическая, Баварская)  и т.д.

     Государственное  санкционирование обычая и превращение  его в правовой обычай, т.е.  в источник позитивного права,  может осуществляться различными  способами. Возможно, например, фактическое  (устное, молчаливое) санкционирование  тех или иных обычаев, когда  различные государственные органы (суд, администрация, представительный  орган) в течение длительного  времени в своей практической  деятельности рассматривают и  применяют соответствующие обычаи  как нормы действующего права.  Государственное санкционирование  обычаев зачастую осуществляется  в официальной письменно-документальной  форме — путем признания в  нормативно-правовых актах позитивно-правового  значения соответствующих обычаев.

     Но возможно  и иное соотношение между действующим  правом и обычаем, когда в  нормативно-правовых актах прямо  формулируются конкретные правовые  положения, которые непосредственно  воспроизводят содержание тех  или иных сложившихся обычаев.  В этом случае мы имеем дело  не с санкционированием обычая  в качестве самостоятельного  источника права (в виде обычного  права), а с нормой нормативно-правового  акта как источника права другого  вида. Аналогичным образом обстоит  дело и тогда, когда в системе  прецедентного права обычай кла­дется  в основу судебного решения  и тем самым приобретает официальное  значение судебного прецедента  как источника прецедентного  права.

     В настоящее  время обычай практически утратил  свое значение. Правда, некоторые  его нормы сохранились в гражданском  (обычаи делового оборота) и  международном (консульские уставы) праве.

Юридический (судебный) прецедент  это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает  общеобязательное значение.

     Юридический  прецедент — это следование  не общему правилу, установленному  нормой права, а норма, сформировавшаяся  в результате судебной или  административной практики разрешения  аналогичных дел.

     Судебный (административный) прецедент - это решение органа  государства, как правило, суда, по конкретному делу, которое  принимается за эталон (образец)  при разрешении других аналогичных  дел.

     Суть юридического  прецедента состоит в том, что  ранее состоявшееся решение государственного  органа (судебного или административного)  по конкретному делу имеет  силу правовой нормы при последующем  разрешении подобных дел. Это  судебное решение по конкретному  делу, имеющее значение общеобязательного  правила для такого же решения  всех аналогичных дел. Право  принимать решения, имеющие значение  прецедента, имеют лишь высшие  судебные инстанции (в соответствии  с установленными правилами прецедента).

    Судебный прецедент  является основным источником  права в нацио­нальных системах  права, относящихся к правовой  семье общего (прецедентного) права.  Прецедентная форма права практикуется  в англосаксонской системе права  (Великобритания, США). В странах  романо-германской правовой системы  роль судебной практики не  выходит за рамки толкования  закона, а правотворческая деятельность  считается исключительным полномочием  законодателя.

  Сложность права, высокая  степень обобщения и абстрактность  его норм требует частого привлечения  ученых-юристов к разъяснению  тех или иных аспектов права  другим участникам правоотношений  и юридических процедур.

      Юридическая  (правовая) доктрина как источник  права - это разработанные и  обоснованные учеными-юристами положения,  конструкции, идеи, принципы и  суждения о праве, которые в  тех или иных системах права  имеют обязательную юридическую  силу. Обязательные доктринальные  правоположения принято называть "правом юристов".

      Еще в  Древнем Риме при императоре  Октавиане Августе некоторым  юристам была даже предоставлена  особая привилегия - их консультации  имели обязательную силу для  судей по тем или иным делам.  Эти официальные консультации (ius respondendi — авторитетные ответы  или разъяснения по вопросам  права) писались как бы от  имени императора.  Они были  обязательны для судей и вообще  чиновников, причем в некоторых  случаях юристы могли даже  не мотивировать свое решение,  ограничившись словом «да» или  «нет».  В 426 г. был издан специальный  закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение  за сочинениями Папиниана, Павла,  Ульпиана, Гая, Модестина (и тех  юристов, сочинения которых приводились  этими авторами).  При несовпадении  мнений этих юристов предписывал  придерживаться мнения, за которое  высказалось большинство, а при  равенстве голосов предпочтение  отдавалось мнению Папиниана.

Информация о работе Конституционное право