Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 01:28, доклад

Краткое описание

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.

Вложенные файлы: 1 файл

готовое.docx

— 58.50 Кб (Скачать файл)

     В средние  века формулы крупных римских  юристов часто становились составной  частью нормативно-правовых актов.  Наиболее ярким примером может  служить византийский Corpus Iuris Civilis (VI в.), в который вошли многие  положения, разработанные римскими юристами - Ульпианом, Гаем, Павлом и др., составившие целый раздел кодекса - Дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана.  В качестве источника права использовались также комментарии глоссаторов - ученых, получивших свое название по характеру осуществлявшейся ими деятельности: они составляли краткие замечания и разъяснения (глоссы) к римским законам.

     Доктрина продолжает  оказывать весьма существенное  влияние как на законодателя, так и на правоприменителя. Широко  используется доктрина и в  правоприменительной деятельности, особенно в деятельности судов.  Наиболее же широко правовая  доктрина как источник права  используется сегодня в мусульманских  странах.

 

5. Система конституционного  права РФ

 

Конституционное право состоит  из большого числа правовых норм. Они  многообразны по содержанию, субъектам  конституционно - правовых отношений, объекту регулирования и обширному  перечню других признаков.

Но отрасль права - не простая  совокупность норм. Между нормами  существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли  права, её системы.

Конституционное право, будучи единой системой права, в свою очередь  само является сложной системой.

Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном  теми связями, которые существуют между  её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру  этих институтов.

Таким образом, критерием  для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы  конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит  из норм, закреплённых в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти - из тех же источников плюс указы  Президента и т.д.

Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно - правовых норм, образующие институт, рассматриваются  как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определённым внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие  и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные  группы, предопределяются в свое основе предметом регулирования соответствующих  норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Поскольку общественные отношения  связаны с разными сферами  жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять  соответствующие им специфические  свойства.

Первичное и самое общее  деление правовых норм на институты  устанавливает Конституция. Её разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. В  ходе исторического развития появляются всё новые правовые институты, однако они обязательно имеют в качестве исходной ту или иную конституционную  норму. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из ещё более узких институтов. В  Конституции РФ, например, нет раздела  об избирательной системе, что свойственно  многим зарубежным Конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система  конституционного права полностью  не совпадают, система конституционного права при определённых условиях может сложится и развиваться  даже без писанной конституции, как  это имеет место в Великобритании.

Система Российского Конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными  внутренними подразделениями (подсистемами):

  • Основы конституционного строя;
  • Основные  права и свободы человека и гражданина;
  • Федеративное устройство;
  • Система государственной власти и система местного самоуправления:

- избирательная система  (избирательное право);

- президентская власть;

-законодательная власть;

-исполнительная власть;

-государственная власть  субъектов;

-судебная власть и  прокуратура;

-местное самоуправление;

           -порядок внесения поправок и  пересмотр Конституции.

 

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его  предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые  присущи нормам именно данного института  и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику  каждого из названных институтов, можно проводить:

  • по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д;
  • по особенностям механизма действия конституционно - правовых норм, способам их реализации. Действие норм может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
  • по степени конкретной направленности конституционно - правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
  • по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
  • по способу правовой защиты действия конституционно - правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно - правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
  • по специфике форм выражения охватываемых данным институтов правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
  • по видовому характеру норм соответствующего конституционно - правового института. В одних институтах преобладают нормы - принципы, нормы - цели, нормы - дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;
  • по степени и масштабам включённости других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно - правовых норм. Нормы некоторых конституционно - правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно - правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно - правового регулирования;
  • по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно - правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно - правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
  • по функциям, присущим каждому конституционно - правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
  • по принципам, свойственным каждому из конституционно - правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические  особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права  как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические  черты. Нормы этого института:

  1. воздействуют на общественные отношения путём установления определённых начал устройства общества и государства;
  2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;
  3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
  4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
  5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции;
  6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
  7. являются в преобладающей части нормами - принципами, нормами - дефинициями, нормами - целями;
  8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей “включение” всех отраслей права;
  9. призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института  по своим функциям являются определяющими  для всех других институтов конституционного права, направляют всё конституционно - правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового  статуса человека и гражданина:

  1. воздействуют на общественные отношения в основном путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
  2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
  3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
  4. включает в качестве субъекта прав человека, гражданина как такового, вне связи его с каким - либо особым правовым статусом;
  5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
  6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно - правовых отношений, их особой правоспособностью. Эти нормы, устанавливающие правовой статус субъектов, являются не только конституционными, но и договорными. В Федеративном договоре, в договорах  с конкретными субъектами Федерации  фиксируется разграничение полномочий между ней и её субъектами. Следовательно, нормы рассматриваемого института  закрепляются не только в Конституции, но и в особых договорах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путём согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный  Суд РФ.

Нормы института, который  определяет систему государственной  власти и систему местного самоуправления, имеют следующие особенности:

  1. это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретные правоотношениях;
  2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
  3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
  4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов РФ, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных  выше, и придаёт определённой группе конституционно - правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в  её системе. Причём исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов  отрасли, является характер той сферы  общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

Анализ системы отрасли  конституционного права предполагает не только выявление её составных  частей, её главных элементов, но и  обоснование их соотношения и  места каждого из них в этой системе.

Информация о работе Конституционное право