Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Политические отношения неотъемлемая часть нашей жизни , а политология это наука их изучающая, поэтому также является важным предметом для изучения. Зарождение политологии как науки пришлось на вторую половину XIX в. В 1857 г. в Колумбийском университете была создана кафедра истории и политической науки, после чего начали действовать и другие кафедры политологического профиля. Именно в 1857 г. профессор истории и политической экономии Фрэнсис Либер начал чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском университете, а в 1880 г. его преемник на посту Дж. Берджес основал при Колумбийском университете школу политической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 56.54 Кб (Скачать файл)

1) ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА О  ПОЛИТИКЕ.  ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПОЛИТОЛОГИИ.

Политология

Политические отношения  неотъемлемая часть нашей жизни , а политология это наука их изучающая, поэтому также является важным предметом для изучения. Зарождение политологии как науки пришлось на вторую половину XIX в. В 1857 г. в Колумбийском университете была создана кафедра истории и политической науки, после чего начали действовать и другие кафедры политологического профиля. Именно в 1857 г. профессор истории и политической экономии Фрэнсис Либер начал чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском университете, а в 1880 г. его преемник на посту Дж. Берджес основал при Колумбийском университете школу политической науки.

В 1903 г. создан "Американскую ассоциацию политических наук" и  основан журнал "Анналы американской академии политических наук". В 20-х  годах XX в. по инициативе Чарльза Вдварда Мерриама возникла "Школа политических наук" в Чикаго, а затем "Комитет по исследованиям в области общественных наук", среди задач которого была финансовая поддержка наиболее перспективных проектов чикагских ученых. Одной из особенностей "Чикагской школы" было налаживание тесных взаимосвязей со смежными дисциплинами: психологией, экономикой, социологией, антропологией, правом.

В Европе возникновения  политической науки как академической  дисциплины связывается с Германией. Первые кафедры были открыты при  университетах Мюнхена (1814), Тюбингена (1817) и Вюрцбурга (1822). 1923 г. во Франкфурте был создан "Институт социальных исследований", который вошел  в историю как "Франкфуртская  школа политологии". Первые шаги политологии в Германии были сделаны  под значительным влиянием классической немецкой философии, трудов И. Канта  и Гегеля. Однако вскоре политическая наука в Германии переживает спад. Только в 1946 г. при университете Кельна была создана первая кафедра политологии, а в 1949 г. возникла "Немецкая высшая школа политики".

Однако активное утверждение политической науки, по сути, начинается только после Второй мировой войны. Большую роль в  распространении политологии сыграла  организация ЮНЕСКО, которая санкционировала  автономность политической науки как  самостоятельной отрасли знаний и способствовала ее развитию. На международном коллоквиуме политологов в организованном ЮНЕСКО в 1948 г. в Париже, было решено термин "политическая наука" и признано, что основным предметом политической науки являются:

а) политическая теория

б) политические институты

в) партии, группы и  общественное мнение

г) международные  отношения.

Изучение и распространение  политологических знаний - насущная общественная необходимость, без этого невозможно достичь высокого уровня развития общества.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ.

Для того чтобы понять, что  собой представляет политология как наука, необходимо четко установить объекти предмет изучения политологии. В качестве объекта любой науки выступает определенная область реальной действительности. Предмет науки является результатом исследовательских действий. 
 
Объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни, включающая: 
 
1) сферу государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений; 
 
2) сферу властных отношений как фундаментальных в политической жизни; 
 
3) сферу деятельности политических организаций и их идеологических учений.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения. Политическая наука относится к исследованию данных проблем как к социальным феноменам, обеспечивающим реализацию всеобщего интереса. 
 
К предмету науки принято относить результат исследовательских действий, в процессе которых выделяются те или иные стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. 
 
На международном коллоквиуме ведущих западных политологов, проведенном в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО, в предмет политической науки были включены: 
 
1) политическая теория (политическая теория и история политических идей); 
 
2) политические институты (конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, сравнительный анализ политических институтов); 
 
3) партии, группы и общественное мнение (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в управлении, общественное мнение); 
 
4) международные отношения (международная политика, политика и международные организации, международное право).

 
 
Однако разногласия в понимании  того, что изучает политическая наука, сохраняются. 
 
При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида

2). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФУНКЦИИ  ПОЛИТОЛОГИИ.

Как отмечалось выше, политология  является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали  влияние многие науки. Эта связь  имеет пограничный, междисциплинарный  характер, особенно ярко проявляющийся  в методах и средствах политологического  исследования. Политология не разрабатывает  собственно специфических методов  исследования, а использует для изучения политической реальности методы различных  наук, на которых она базируется. Так политическая философия опирается  на философскую методологию постижения реальности, существо которой представляет умозрительная рефлексия с ярко выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций  определенного социального идеала.

Широко используется в  политологии исторический метод — изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.

Значительное место в  политологических исследованиях занимает системно-функциональный метод. С позиций этого метода политика рассматривается как функциональная система, которая специализируется на такой функциональной проблеме, как целедостижение. Важнейшая функция любой системы —устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных элементов. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, Церковь.

Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей политической жизни, как национальная, этническая, религиозная и иные особенности. Дополнением и корректировкой системно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления политического поведения, поскольку в политической жизни, политической системе, культуре различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Политология стала подлинной  наукой с тех пор, когда она  от умозрительных рассуждений и  построения теоретических конструкций  перешла на почву реальной жизни. А исследование этой жизни требует  использования эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических материалов и документов, лабораторных экспериментов. Использование этих методов позволяет проводить квантификацию, т.е. количественное измерение выраженности политических явлений, а следовательно, появляется возможность использования математических методов и компьютерной техники. Политология задействует эти методы из арсенала методов конкретно-социологического исследования.

Наиболее доступным и  не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов  (конституций,  законодательств,  партийных  программ,  инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров). Иначе говоря, контент-анализ в политологии — это количественный анализ любого рода политической информации. В современных условиях применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода — в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

К контент-анализу тесно  примыкает факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического явления.

Анализ документов удовлетворяет  исследователя лишь в том случае, если для решения проблемы достаточно фактографической информации. В тех случаях, когда задача перед политологом поставлена шире, необходимо прибегнуть к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос. Под наблюдением понимают метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций и т. д. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т.д.

Одним из самых распространенных методов сбора политической информации является опрос. Опрос — это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.

Политология тесно связана  с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась  вследствие определенных общественных потребностей, и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для  индивида и общества.

Одной из важнейших функций  политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

С познавательной функцией тесно  связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.

В политической жизни, как  отмечалось ранее, действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там, где  речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и  идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.

В качестве таких ценностей  могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.д. В качестве идеала — построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы  и т.д. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии.

Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически  значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется  социальная, национальная и оборонная  политика правительства, предотвращаются  и разрешаются социальные конфликты

3)МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТОЛОГИИ  В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК.



Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них  много общих категорий, но предмет  изучения различен. В отличие от других наук политология имеет цель проникнуть в сущность такого сложного феномена, как политика, выявить  связь элементов, определенные основания, закономерности ее функционирования, действующие в разных общественно-политических системах, а также наметить реальные результаты.  
 
В век комплексного взаимодействия наук невозможно изучать сложные политические процессы без учета взаимовлияния общественных (гуманитарных) наук. В связи с этим существует традиционная связь политологии с экономикой, исторической наукой, юридической наукой, социальной психологией, философией, политической социологией и т. д. Подробное рассмотрение этой взаимосвязи дает нам объективное представление о месте политологии в системе гуманитарных знаний.  
 
Так, политология тесно связана с экономикой. Без знаний последней, сегодня невозможно понять суть политических отношений в обществе. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. В то же время политика может оказывать воздействие на развитие экономики, содействовать ей или наоборот тормозить. Не случайно В. Ленин определял: «Политика есть концентрированное выражение экономики».  
 
Политология связана с исторической наукой, которая дает ключ к пониманию изменений политических институтов и норм в процессе эволюции общества. Политология, однако, не смотрит на историю как на спектакль, а воспринимает ее как действие («творить историю»). В этой связи очень важна аналитическая работа. Интересно, что на заре формирования политологии как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримэн не без определенных оснований говорил: «История – это прошлая политика, политика – это сегодняшняя история». Политология взаимодействует с юридической наукой, так как правовые и политические отношения тесно переплетены друг с другом. Политическая власть не может функционировать без правового оформления. Право составляет нормативно- формальный контур, за пределы которого политическая деятельность не может выходить. В некоторых аспектах предмет политологии и юридической науки совпадает, однако рассматривается под различным углом зрения.  
 
Политология самым непосредственным образом связана с социальной психологией. И это естественно, т.к. вопросы, изучаемые социальной психологией, занимают большое место в изучении политических явлений, ибо связаны с исследованиями конкретных действий участников политического процесса, изучением мотивации политического поведения и настроения.  
 
Специфично отношение политологии с философией, которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Философия закладывает категориальный аппарат политологии. Длительное историческое время философия и политология отождествлялись.  
 
Политология тесно связана и с политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой и уделяющей большое внимание изучению социальной структуры общества. Как отмечали Р. Бендикс и С.М. Липсет: «…в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социология исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти» .  
 
Помимо вышеуказанных связей, многие положения и выводы политологии как таковой составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин: теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий. Политология сегодня активно использует и данные естественных наук: географии (при изучении влияния природных факторов на политику), демографии, антропологии, кибернетики. С их помощью она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти.  
 
Таким образом, в системе гуманитарных знаний политология представлена как интегративная комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Она объединяет и синтезирует выводы других наук и на базе их выстраивает исследования, обеспечивает объективные знания о политических системах.  
 
Знания о мире политическом необходимы представителям всех профессий, всем сознательным гражданам общества, чтобы участвовать в политической жизни, развивать демократические институты и традиции, политическую культуру. Именно изучение политологии способствует формированию демократической культуры, формированию у молодого поколения политической толерантности, уважения к плюрализму, готовности к компромиссу и консенсусу.  
 
Помимо этого, политология как учебная дисциплина обеспечивает механизм позитивной политической социализации молодого поколения, убеждения которых часто отличаются радикализмом, повышенной восприимчивостью к демагогическим, агрессивным, утопическим призывам. Научные знания, приобретенные в процессе изучения политологии, будут способствовать формированию реалистических представлений о политической жизни современного общества, умению аргументировано отстаивать свои политические взгляды, права и свободы.  
 
Позитивное значение политологии как научной дисциплины также состоит в том, что она разрабатывает методы мышления и научные инструменты политического анализа, чтобы помочь исследовать различные явления политической жизни и прогнозировать их возможные политические последствия. Именно в этом состоит познавательная ценность, конструктивная роль и аксиологическая ценность политического знания в системе общественных наук и в жизни общества в целом.

4)ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ  ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА. (ПЛАТОН , СОКРАТ , АРИСТОТЕЛЬ , ЦИЦЕРОН.)

Ведущие мыслители этого периода: Пифагор, Гомер, Соломон, Гераклит,  Демокрит,  Протагор,  Сократ,  Платон, Аристотель,Лукреций,  Цицерон.

Особенности и характерные  черты этого периода:

Ё постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

Ё обособление совокупности политических идей как относительно самостоятельной части философии;

Ё анализ устройства государства, классификация его  форм, определение наилучшей, идеальной  формы правления.

Весомый вклад в  разработку политической мысли внесли представители Древней Греции.

Классиком древнегреческой  мысли является философ-идеалист Платон Афинский (427-347 гг. до н.э.). Отец Платона - Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать из рода законодателя Солона, одного из ”семи мудрецов“. Платон после казни своего учителя, древнегреческого философа Сократа, совершил ряд путешествий. Около 387 г. до н.э. он основал в Афинах собственную школу - Академию.

Среди его многочисленных сочинений, дошедших в рукописях (34 диалога, 13 писем и другие), можно  назвать такие, как ”Критон“, ”Государство“, ”Законы“, ”Политик“.

В истории развития политической мысли Платон одним  из первых попытался осуществить  типологию государственных устройств, раскрыть причины и механизмы  перехода от одних типов государств к другим.

В трудах ”Государство“  и ”Политик“ Платон выделяет два  типа государства: совершенное, или идеальное (управляемое самими богами и стоящее выше государства и законодательства; этот тип общежития не нуждается ни в государстве, ни в законодательстве) и несовершенное. Среди реально существующих (несовершенных) типов государств Платон выделяет правильные формы государств:монархия, аристократия и неправильные (искаженные): тимократия (власть честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения), олигархия (власть немногих, богатейших, которые не подпускают к управлению бедных), демократия (власть большинства, но не всех), тирания (власть одного над всеми). По Платону управлять государством должны люди, способные хорошо управлять. Эта способность определяется природными задатками и долголетней предварительной подготовкой.

Правитель должен обладать мудростью, мужеством, справедливостью, сдерживающей мерой (под ней Платон понимал черты, которыми должны обладать все члены лучшего государственного устройства, черты, заключающиеся в  признании и соблюдении гражданами принятых в этом государстве законов  и существующего в нем правительства).

Платон уделял большое  внимание проблеме политики и войны:

- в диалоге ”Протагор“  военное искусство определяется  как часть политического искусства;

- войну он считал  естественным  состоянием общества,  узаконенным  способом приобретения  рабов и захвата чужих территорий;

- исходя из того, что законы, существующие в животном  мире, присущи и человеческому  обществу и главным принципом  социального развития является  право сильного над слабым, Платон делает вывод: войны непрерывны, вечны, неустранимы;

- одной из существенных  социально-политических причин возникновения  войн он считал  несовершенство установленных форм государства  (нестабильна и чревата войной, например, демократия, так как она чрезмерно стремится к свободе;  поддерживается на страхе применения вооружённой   силы олигархия, так как в ней никогда не соединятся интересы богачей и бедняков; тиранияпостоянно стремится втянуть граждан в пучину войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе);

- среди других  причин войн Платон выделял  стремление людей бороться за  свободу, нежелание  граждан подчиняться действующим законам, нравственные пороки, этнические противопоставления, непримиримость между социальными слоями общества.

Раскрывая историю  политических воззрений, нельзя не упомянуть  о другом величайшем представителе  древнегреческой политической мысли, ученике  Платона,  философе  и  ученом-энциклопедисте  Аристотеле (384-322 гг. до н. э.), основателе перипатетической школы.

5) РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАК ОСНОВНОЕ СОДЕРАЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ( АВГУСТИН , Ф. АКВИНСКИЙ)

ПолитологияРелигиозная концепция Политеческаямысль средних веков. Августин АврелийАвгустин 354-430 и Фома Аквинский 1226-1274 - основные создатели христианской политической теории. В их учениях христианскаяубежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Так,Августин соединил концепцию лучшей жизни счастье от Бога с возможностями испособностями человека, с реалистическим гуманизмом человек не ненавидитчеловекаиз-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, ноненавидит порок и любит человека. Августин резко противопоставлял церковь игосударство. Своим утверждением о том, что град земной , т.е.государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многимсредневековым ересям. Но в то же время он обсуждал идею обновления градаземного в русле христианской добродетели все формы правления должны уважатьБога и человека.Аквинат Перетолковав господствующую августинскуюинтерпретацию истории и политики, Аквинат пришел к выводу, чтогосударство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя оно не толькосохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имялюдей. Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность,обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях.Политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральнойцели,всеобщему благу общества и государства. В работе Сумма теологии , которую можноназвать величайшим синтезом средневековой католической теологии и философии,Аквинат рассматривает вечное право, божественное право, естественное право ипозитивное право. Вечное право - это мудрость Бога как правителя всех действийи движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От негопроисходят все другие, более ограниченные формы права.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"