Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Политические отношения неотъемлемая часть нашей жизни , а политология это наука их изучающая, поэтому также является важным предметом для изучения. Зарождение политологии как науки пришлось на вторую половину XIX в. В 1857 г. в Колумбийском университете была создана кафедра истории и политической науки, после чего начали действовать и другие кафедры политологического профиля. Именно в 1857 г. профессор истории и политической экономии Фрэнсис Либер начал чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском университете, а в 1880 г. его преемник на посту Дж. Берджес основал при Колумбийском университете школу политической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 56.54 Кб (Скачать файл)

С точки зрения марксизма, главный вопрос политики есть вопрос о власти, прежде всего государственной. Обладание государственной властью  открывает возможность тем или  иным политическим силам влиять на все стороны общественной жизни  и тем самым утверждать свое политическое господство.

С классовых позиций  рассматривается марксизмом вопрос о природе и сущности государства. «Государство, - писал В. И.Ленин, - возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены». Государство характеризуется как орган господства одних классов над другими, причем, подчеркивается, что государство всегда находится в руках экономически господствующих классов и служит их интересам.

Через всю марксистскую политологию проходит учение о политических, классовых интересах, в которых  отражается все то, что способствует упрочению положения в обществе того или иного субъекта (класса, партии, нации и т. д.). В политике очень важно осознание субъектом  своего политического интереса, а  также умение видеть подлинные интересы других участвующих в политике субъектов.

Марксистское учение стало политической идеологией коммунистических партий и нашло свое воплощение, зачастую в догматизированной форме, на практике в социалистических странах. Абсолютизация классового подхода  в политике ограничивала возможности  более углубленного познания политики, ее практического применения, что  и сказалось на исторических судьбах  бывших социалистических государств.

9)ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX –нач. XX в.в.

Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с  европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение  между Европой и Азией, Западом  и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении  с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического  развития. Здесь в производственных отношениях  капиталистический  способ  производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от пут крепостничества и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX и начала XX веков формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.

Указанные особенности  эволюции политической мысли России находили выражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале XIX в. впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная группа русских интеллигентов радикальной направленности — декабристы.

Основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи просветительства о  природном равенстве, о рабстве  как результате нарушения естественного  права. Декабристы призывали к созданию гражданского общества, положив в  его основание соблюдение прав человека и гражданина. В «Русской правде»  П.И. Пестеля выдвигались такие  далеко идущие политические и социальные идеи, как отмена крепостного права, провозглашение России республикой, ликвидация сословий, свобода печати и вероисповедания, привлечение крестьян к управлению страной, неприкосновенность частной  собственности.

Большинство декабристов  выступали сторонниками буржуазно-демократических  преобразований в духе передовых  европейских стран (в первую очередь  Франции). Пестель по примеру своих  французских предшественников призывал к физическому уничтожению даря и его семьи. В случае победы декабристов Россия из «жандарма Европы» превратилась бы в демократическую страну. Революционные политические идеи декабристов, нравственные основы движения выходили далеко за рамки буржуазной свободы, прокладывая дорогу к идеям общечеловеческого гуманизма.

В 1830—1840 годы в  общественно-политической жизни страны наступает период просветительства. Разгром декабристов не давал  возможности открыто призвать к  борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма принимают форму иную — форму  социальных утопий, литературных изысканий, знаменуют появление потерянного  поколения, «лишних людей».

Вершина политической мысли этого периода принадлежит  П.Я. Чаадаеву. Чаадаев, как мыслитель  и политический деятель, открыл себя в знаменитых «Философических письмах». Размышляя над причинами отсталости России, он приходит к выводу о том, что главная из них заключается  в господстве самодержавно-крепостнических  порядков. Именно Чаадаев впервые  высказывает мысль об отсталости России в сравнении со странами Запада, вызванной принятием христианства в византийской форме, что способствовало изоляции от западных стран, где господствовал  католицизм. Россия, таким образом, оказалась исключенной из единой семьи европейских народов.

К 1840—1850 годам  относится дошедший до дней сегодняшних  спор о путях развития России между  славянофилами и западниками. Видными  представителями славянофильства  были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. Славянофилы  исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие  возрождения русского духа. Самобытность России означала свободу человека. Представители раннего славянофильства  стояли за отмену крепостничества сверху, за развитие национальной промышленности и протекционизм.

Славянофилы выступали  за свободу слова, гласный суд, освобождение крестьян с наделом земли посредством  выкупа. Вместе с тем славянофилы  идеализировали отживавшие атрибуты российской действительности: в крестьянской общине, в частности, они видели неизменный элемент, из которого создаются вся  ткань русского народного быта и  характер русского исторического процесса. Исходя из идеализации прошлого России, славянофилы считали характерными чертами русского народа мистицизм, религиозность, смирение, а основой  развития России — христианство, добро  и согласие (в отличие от развития Запада, где составляющими были, по их мнению, атеизм и вольнодумство, порождавшие вражду и противоречия). Эти характеристики русского народа предполагали особую историческую миссию России в мировой и европейской  цивилизациях.



10.) СУЩНОСТЬ И  СПЕЦИФИКА ПОЛИТИКИ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО  ЯВЛЕНИЯ.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"