Политическая мысль России
была своеобразной по сравнению с
европейской общественно-политической
традицией. Это своеобразие было
продиктовано двумя важными обстоятельствами.
Во-первых, особым географическим положением
России, которое сочетало в себе
огромное пространство с богатыми потенциальными
ресурсами, и промежуточное положение
между Европой и Азией, Западом
и Востоком. Российский этнос формировался
под постоянным воздействием этих противоборствующих
цивилизаций. Во-вторых, в сравнении
с передовыми странами Европы Россия
находилась на более низкой стадии
социально-экономического и политического
развития. Здесь в производственных
отношениях капиталистический способ
производства сочетался с феодально-крепостническими
методами ведения хозяйства, в политическом
плане сохранялась абсолютно-монархическая
форма управления. Примеряя на себя европейские
идеалы свободы, равенства, братства, российская
интеллигенция отчетливо осознавала необходимость
освобождения народа от пут крепостничества
и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении
всего XIX и начала XX веков формировались
духовно-нравственные основы жизни российской
интеллигенции.
Указанные особенности
эволюции политической мысли России
находили выражение в конкретных
политических теориях и действиях.
В начале XIX в. впервые на арену политической
борьбы выходит организованно оформленная
группа русских интеллигентов радикальной
направленности — декабристы.
Основу взглядов
декабристов на общество и человека
составили идеи просветительства о
природном равенстве, о рабстве
как результате нарушения естественного
права. Декабристы призывали к созданию
гражданского общества, положив в
его основание соблюдение прав человека
и гражданина. В «Русской правде»
П.И. Пестеля выдвигались такие
далеко идущие политические и социальные
идеи, как отмена крепостного права,
провозглашение России республикой, ликвидация
сословий, свобода печати и вероисповедания,
привлечение крестьян к управлению
страной, неприкосновенность частной
собственности.
Большинство декабристов
выступали сторонниками буржуазно-демократических
преобразований в духе передовых
европейских стран (в первую очередь
Франции). Пестель по примеру своих
французских предшественников призывал
к физическому уничтожению даря и его
семьи. В случае победы декабристов Россия
из «жандарма Европы» превратилась бы
в демократическую страну. Революционные
политические идеи декабристов, нравственные
основы движения выходили далеко за рамки
буржуазной свободы, прокладывая дорогу
к идеям общечеловеческого гуманизма.
В 1830—1840 годы в
общественно-политической жизни страны
наступает период просветительства.
Разгром декабристов не давал
возможности открыто призвать к
борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма
принимают форму иную — форму
социальных утопий, литературных изысканий,
знаменуют появление потерянного
поколения, «лишних людей».
Вершина политической
мысли этого периода принадлежит
П.Я. Чаадаеву. Чаадаев, как мыслитель
и политический деятель, открыл себя
в знаменитых «Философических письмах».
Размышляя над причинами отсталости
России, он приходит к выводу о том,
что главная из них заключается
в господстве самодержавно-крепостнических
порядков. Именно Чаадаев впервые
высказывает мысль об отсталости
России в сравнении со странами Запада,
вызванной принятием христианства
в византийской форме, что способствовало
изоляции от западных стран, где господствовал
католицизм. Россия, таким образом,
оказалась исключенной из единой
семьи европейских народов.
К 1840—1850 годам
относится дошедший до дней сегодняшних
спор о путях развития России между
славянофилами и западниками. Видными
представителями славянофильства
были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С.
Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. Славянофилы
исходили из идеи самобытности России,
в которой они видели не только
независимость от Запада, но и условие
возрождения русского духа. Самобытность
России означала свободу человека.
Представители раннего славянофильства
стояли за отмену крепостничества сверху,
за развитие национальной промышленности
и протекционизм.
Славянофилы выступали
за свободу слова, гласный суд, освобождение
крестьян с наделом земли посредством
выкупа. Вместе с тем славянофилы
идеализировали отживавшие атрибуты российской
действительности: в крестьянской общине,
в частности, они видели неизменный
элемент, из которого создаются вся
ткань русского народного быта и
характер русского исторического процесса.
Исходя из идеализации прошлого России,
славянофилы считали характерными
чертами русского народа мистицизм,
религиозность, смирение, а основой
развития России — христианство, добро
и согласие (в отличие от развития
Запада, где составляющими были,
по их мнению, атеизм и вольнодумство,
порождавшие вражду и противоречия).
Эти характеристики русского народа
предполагали особую историческую миссию
России в мировой и европейской
цивилизациях. |