Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Политические отношения неотъемлемая часть нашей жизни , а политология это наука их изучающая, поэтому также является важным предметом для изучения. Зарождение политологии как науки пришлось на вторую половину XIX в. В 1857 г. в Колумбийском университете была создана кафедра истории и политической науки, после чего начали действовать и другие кафедры политологического профиля. Именно в 1857 г. профессор истории и политической экономии Фрэнсис Либер начал чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском университете, а в 1880 г. его преемник на посту Дж. Берджес основал при Колумбийском университете школу политической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 56.54 Кб (Скачать файл)

6) ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ  ПОЛИТИКИ БОГОСЛОВИЮ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ИДЕИ ЭПОХИ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ  И РАННИХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ  ( ГОББС , ЛОКК , МОНТЕСКЬЕ.)

Английские просветители. У истоков просветительской мысли XVII в. стоят англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), внесшие  серьезный вклад в становление  теорий естественного права и  общественного договора.

Т. Гоббс свои политические взгляды изложил в работе "Левиафан или материя, форма и власть государства", в которой он по-новому освещает вопрос о происхождении государства. Решительно отвергнув концепцию божественного происхождения королевской власти, он видел ее источник в воле народа, в общественном договоре. В основе учения Гоббса - представление, что люди, по природе своей, имеют равные физические и умственные показатели, и поэтому каждый имеет одинаковые с другими права на все (естественные права). Но одновременно человек - существо глубоко эгоистическое, поэтому для естественного догосударственного общества характерен хаос, "война всех против всех" (Соответствует древнеримскому выражению "человек человеку волк"). Однако, человеческий разум, по Гоббсу, позволил найти выход из этого опасного положения в общественном договоре: люди добровольно согласились ограничить свои естественные права. На этой основе и возникает государство, которое Гоббс уподобил мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Таким образом государство, согласно Гоббсу, - продукт человеческою разума, возникает в результате общественною договора и создается людьми, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех, гарантировать мир и безопасность в обществе. Однако Гоббс подчеркивает, что люди отказались от своих естественных прав не полностью, а только в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Государство, особенно в форме неограниченной монархии, которую Гоббс считал лучшей формой политической власти, стоит над обществом и личностью, обеспечивает порядок и благоденствие.

Дальнейшее развитие гражданская концепция политики получает в политической теории Джона  Локка, выдающегося английского  философа и общественно-политического  деятеля периода "славной революции" и реставрации династии Стюартов. В своем произведении "Два трактата о государственном управлении" (1690) он не только отразил идеи своих  предшественников о естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете, неотъемлемых свободах личности, но и  развил и дополнял их новыми и интегрировал в целостное политическое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

Как и Гоббс, Локк видел причину образования государства  в добровольном общественном договоре людей. Но, в отличие от него, догосударственное естественное состояние общества изображал не как хаос, а как благополучное, свободное, равноправное и упорядоченное положение людей. Но здесь не было специального органа, механизма обеспечения общественного порядка, права ,свобод личности, поэтому люди могли время от времени причинять ущерб друг другу. Именно для этого человеческий разум привел людей к общественному договору об образовании государства. Только государство, по мнению Гоббса, может обеспечить гарантированную свободу личности, и в этом заключается принципиальное преимущество государственно организованного гражданского общества от его догосудорственного, естественного состояния. Подчеркивая, что предгосударственное состояние характеризуется полной свободой людей относительно их действий и права распоряжаться собственностью и личностью, этим самым Гоббс утверждает, что источник возникновения государственной власти - естественное право, свобода и согласие народа. Таким образом, по Локку, государство - это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного закона с целью надежно обеспечить естественные права, защиту личности и собственности. У Локка был свой взгляд на частную собственность как естественное право человека, объясняя ее высокий статус двумя причинами: частная собственность позволяет человеку обеспечивать себя и семью всем необходимым для жизни, что дает возможность больше внимания уделять собственному развитию. Таким образом для Локка частная собственность - не абсолютная ценность, а средство достижения свободы.

Локк правомерно считается родоначальником либерализма. Он впервые четко разграничил  такие ключевые понятия, как "общество", "личность" и "государство". Личность обладает такими естественными, неотчужденными правами, как право на жизнь, владение имуществом, и на свободу и равенство, которые человек не передает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотъемлемые ценности - конечная граница власти и деятельности государства, переходить которую ему запрещено. Таким образом в отличие от Гоббса, Локк ставит личность выше общества и государства. Государство должно служить обществу, а они оба - личности. Государство призвано защищать права личности и обеспечивать баланс общих и личных прав и интересов. Государство не должно быть более могущественным, чем личность ибо личности создают общество, а общество - государство.

Локк также выдвинул идею правового государства: кто  бы конкретно ни владел государственной  властью, он должен "управлять в  соответствии с постоянными законами, провозглашенными народом, а не путем  импровизированных указов". Этому мыслителю также принадлежит идея разделения властей на законодательную и исполнительную: полномочия принимать законы предоставляется только представительному органу - парламенту, а компетенция претворять законы в жизнь принадлежит монарху и кабинету министров.

Если Гоббс был  сторонником абсолютной монархии, то Локк, считая се противоречащей естественному  праву и закону, дорогой к тирании, обосновал необходимость ограниченной монархии (в этом выразилось стремление Локка приспособить теорию к той форме правления, которая установилась в результате "славной" революцией 1688г).

Политические идеи Локка оказали глубокое влияние  на развитие политической мысли XVIII века и нашли прямое отражение в Декларации независимости США (1776г.) - первом документе нарождающейся доктрины буржуазного конституционализма.

Никколо Макиавелли — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель.

 

Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных  форм. По его убеждению, не абстрактные  теоретические выкладки, а сам  реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм.

 

Выступал сторонником  сильной государственной власти, допуская в случае необходимости  использование любых средств для её укрепления. Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

 

Рассматривая политику применительно  к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее  борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. 

 

Томас Гоббс — английский философ-материалист.

 

Государство Гоббс рассматривает  как результат договора между  людьми, положившего конец естественному  догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности.

 

Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

 

Шарль Луи де Монтескье - французский писатель, правовед и философ эпохи Просвещения.

В естественном состоянии  человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к  равенству и миру с другими. Объединяясь  в общество, люди утрачивают понимание  своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны  между отдельными лицами и между  народами. Вследствие этого возникают  законы, определяющие отношения между  народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями  и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения  все граждан между собой (гражданское  право).

Образование государства  также обусловлено потребностью в общих законах. При рассмотрении вопроса о происхождении государства  Монтескье опирается на принцип  историзма, критикуя теорию общественного  договора. Монтескье считает, что  государство возникает не одномоментно, а в результате длительного исторического  процесса. На возникновение и развитие государства оказывают влияние  моральные (образованность народа, религия, национальный дух) и географические (размер территории, климат, рельеф) факторы. Они определяют форму правления  того или иного государства. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви необходимо во избежание  злоупотребления властью.

Законы, согласно Монтескье, прежде всего, должны соответствовать  характеру и свойствам народа, для которого они установлены. Лишь в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также  и для другого народа. Факторами, определяющими законы, являются форма  правления, географические условия, образованность народа, религия, воля законодателя.

7) ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕПЦИЯХ КАНТА  И ГЕГЕЛЯ. 

Наибольший вклад  в  разработку теории гражданского общества внесли представители немецкой классической философии -  И.Кант  и особенно Г.Гегель. 

Кант  сформулировал  следующие принципы гражданского общества:

·          свобода члена общества как человека,

·          равенство его с другими как подданного, 

·          самостоятельность члена общества как гражданина.

Характеризуя гражданское  общество, И.Кант высказывал следующие идеи:

·          человек все должен создавать собственными силами и нести за это ответственность;

·          совершенствование людей  происходит из-за столкновения их интересов, вследствие чего  возникает необходимость защиты их;

·          необходимое условие для совершенствования есть гражданская свобода, которая в свою очередь должна быть обеспечена правовыми нормами;

В своих работах Кант  делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества»

Гегель в своем капитальном труде "Философия права"  заложил основы понимания концепции гражданского общества, вывел сущность отношений государства и  гражданского  общества. Гегель  рассматривает  государство и гражданское общество как самостоятельные образования.  Причем  автономное  гражданское общество создается лишь в современном мире, то есть в конце ХVШ - начале Х1Х века.  Предпосылкой  для его появления служит  наличиеобщественных связей демократического характера,  преодоление феодальных пут.  В трактовке Гегеля гражданское общество - это опосредованная трудом система потребностей,  которая зиждется на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого  общества фактически не было в античности и средневековье, а его возникновение  связано  с  утверждением  буржуазного строя. Гражданское  общество  -  это  сфера реализации особенных, частных интересов и целей индивидов,  а  в  государстве  выражена всеобщая воля граждан.  Вследствие столкновения частных интересов гражданское общество раздирается противоречиями, происходит "борьба всех против всех".

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

·          субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне),

·          промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники),

·          всеобщее (чиновники).

Они, как  и общины, составляют социальную основу гражданского общества. В нее входят также корпорации (объединения людей  промышленного сословия).  Первым  базисом  государства  Гегель называет семью. Вторым - сословия.  Корпорация выступает  по  отношению  к своим членам как вторая семья. Наряду с семьей корпорация составляет нравственный корень государства.  Это - не просто производственный институт.  Здесь гражданин обретает свою честь, обеспечивает политическую связь. Корпорация - важная общественная ячейка, обеспечивающая жизнедеятельность общественного организма и являющаяся институциональной основой гражданского общества.

 

8)МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ  ПОЛИТИКИ.

Влиятельную политическую теорию в XIX веке создал немецкий мыслитель  и общественный деятель Карл Маркс(1818 - 1883). Его ближайшим соратником был Фридрих Энгельс (1820 -1895), последователем Маркса был русский мыслитель и революционер В. ИЛенин (1870 - 1922).

Подобно Конту и  Спенсеру Маркс подходил к обществу как целостной социальной системе. Однако анализ общества проводился им с материалистических позиций. С  точки зрения Маркса, в основе политических явлений лежит не сознание людей, а их бытие. Конечную причину и  решающую движущую силу исторических событий марксисты видели в экономическом  развитии общества, в изменении способа  производства.

В марксизме возникла и оформилась классовая теория политики. Классы производны от экономической структуры общества и борьба между ними составляет самое существенное в политике.

Политическую свободу  личности Маркс и его соратники  понимали как свободу от социального  угнетения и как возможность  личности участвовать в политической жизни общества. Политику они считали  «делом миллионов» и выступали за предоставление широким народным массам возможности свободно проявлять  их политические взгляды и политическую волю. Главную роль в политической борьбе, завоевании политической свободы  марксисты отводили рабочему классу. Освобождая себя от угнетения буржуазией, рабочий класс освобождает тем  самым и весь народ от социального  гнета, создает условия для свободы  каждой личности.

С классовых позиций  трактуется в марксизме и проблема социального и политического  равенства. Равенства не может быть между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Основной предпосылкой достижения равенства, по Марксу, является завоевание трудящимися  политической власти. При этом условии  решается вопрос о социальном и политическом равенстве рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"