Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:55, контрольная работа
Политические отношения неотъемлемая часть нашей жизни , а политология это наука их изучающая, поэтому также является важным предметом для изучения. Зарождение политологии как науки пришлось на вторую половину XIX в. В 1857 г. в Колумбийском университете была создана кафедра истории и политической науки, после чего начали действовать и другие кафедры политологического профиля. Именно в 1857 г. профессор истории и политической экономии Фрэнсис Либер начал чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском университете, а в 1880 г. его преемник на посту Дж. Берджес основал при Колумбийском университете школу политической науки.
6) ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Английские просветители. У истоков просветительской мысли XVII в. стоят англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), внесшие серьезный вклад в становление теорий естественного права и общественного договора.
Т. Гоббс свои политические взгляды изложил в работе "Левиафан или материя, форма и власть государства", в которой он по-новому освещает вопрос о происхождении государства. Решительно отвергнув концепцию божественного происхождения королевской власти, он видел ее источник в воле народа, в общественном договоре. В основе учения Гоббса - представление, что люди, по природе своей, имеют равные физические и умственные показатели, и поэтому каждый имеет одинаковые с другими права на все (естественные права). Но одновременно человек - существо глубоко эгоистическое, поэтому для естественного догосударственного общества характерен хаос, "война всех против всех" (Соответствует древнеримскому выражению "человек человеку волк"). Однако, человеческий разум, по Гоббсу, позволил найти выход из этого опасного положения в общественном договоре: люди добровольно согласились ограничить свои естественные права. На этой основе и возникает государство, которое Гоббс уподобил мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Таким образом государство, согласно Гоббсу, - продукт человеческою разума, возникает в результате общественною договора и создается людьми, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех, гарантировать мир и безопасность в обществе. Однако Гоббс подчеркивает, что люди отказались от своих естественных прав не полностью, а только в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Государство, особенно в форме неограниченной монархии, которую Гоббс считал лучшей формой политической власти, стоит над обществом и личностью, обеспечивает порядок и благоденствие.
Дальнейшее развитие гражданская концепция политики получает в политической теории Джона Локка, выдающегося английского философа и общественно-политического деятеля периода "славной революции" и реставрации династии Стюартов. В своем произведении "Два трактата о государственном управлении" (1690) он не только отразил идеи своих предшественников о естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете, неотъемлемых свободах личности, но и развил и дополнял их новыми и интегрировал в целостное политическое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
Как и Гоббс, Локк
видел причину образования
Локк правомерно
считается родоначальником
Локк также выдвинул идею правового государства: кто бы конкретно ни владел государственной властью, он должен "управлять в соответствии с постоянными законами, провозглашенными народом, а не путем импровизированных указов". Этому мыслителю также принадлежит идея разделения властей на законодательную и исполнительную: полномочия принимать законы предоставляется только представительному органу - парламенту, а компетенция претворять законы в жизнь принадлежит монарху и кабинету министров.
Если Гоббс был
сторонником абсолютной монархии, то
Локк, считая се противоречащей естественному
праву и закону, дорогой к тирании,
обосновал необходимость
Политические идеи Локка оказали глубокое влияние на развитие политической мысли XVIII века и нашли прямое отражение в Декларации независимости США (1776г.) - первом документе нарождающейся доктрины буржуазного конституционализма.
Никколо Макиавелли — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель.
Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных форм. По его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм.
Выступал сторонником
сильной государственной
Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих.
Томас Гоббс — английский философ-материалист.
Государство Гоббс рассматривает
как результат договора между
людьми, положившего конец
Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Шарль Луи де Монтескье - французский писатель, правовед и философ эпохи Просвещения.
В естественном состоянии человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Объединяясь в общество, люди утрачивают понимание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны между отдельными лицами и между народами. Вследствие этого возникают законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения все граждан между собой (гражданское право).
Образование государства
также обусловлено потребностью
в общих законах. При рассмотрении
вопроса о происхождении
Законы, согласно Монтескье, прежде всего, должны соответствовать характеру и свойствам народа, для которого они установлены. Лишь в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Факторами, определяющими законы, являются форма правления, географические условия, образованность народа, религия, воля законодателя.
7) ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕПЦИЯХ КАНТА И ГЕГЕЛЯ.
Наибольший вклад в разработку теории гражданского общества внесли представители немецкой классической философии - И.Кант и особенно Г.Гегель.
Кант сформулировал следующие принципы гражданского общества:
· свобода члена общества как человека,
· равенство его с другими как подданного,
· самостоятельность члена общества как гражданина.
Характеризуя гражданское общество, И.Кант высказывал следующие идеи:
· человек все должен создавать собственными силами и нести за это ответственность;
· совершенствование людей происходит из-за столкновения их интересов, вследствие чего возникает необходимость защиты их;
· необходимое условие для совершенствования есть гражданская свобода, которая в свою очередь должна быть обеспечена правовыми нормами;
В своих работах Кант делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества»
Гегель в своем капитальном труде "Философия
права" заложил основы понимания концепции гражданско
В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:
· субстанциональное (
· промышленное (
· всеобщее (
Они, как и общины, составляют
социальную основу гражданского общества.
В нее входят также корпорации (объединения
8)МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ.
Влиятельную политическую теорию в XIX веке создал немецкий мыслитель и общественный деятель Карл Маркс(1818 - 1883). Его ближайшим соратником был Фридрих Энгельс (1820 -1895), последователем Маркса был русский мыслитель и революционер В. ИЛенин (1870 - 1922).
Подобно Конту и Спенсеру Маркс подходил к обществу как целостной социальной системе. Однако анализ общества проводился им с материалистических позиций. С точки зрения Маркса, в основе политических явлений лежит не сознание людей, а их бытие. Конечную причину и решающую движущую силу исторических событий марксисты видели в экономическом развитии общества, в изменении способа производства.
В марксизме возникла и оформилась классовая теория политики. Классы производны от экономической структуры общества и борьба между ними составляет самое существенное в политике.
Политическую свободу личности Маркс и его соратники понимали как свободу от социального угнетения и как возможность личности участвовать в политической жизни общества. Политику они считали «делом миллионов» и выступали за предоставление широким народным массам возможности свободно проявлять их политические взгляды и политическую волю. Главную роль в политической борьбе, завоевании политической свободы марксисты отводили рабочему классу. Освобождая себя от угнетения буржуазией, рабочий класс освобождает тем самым и весь народ от социального гнета, создает условия для свободы каждой личности.
С классовых позиций
трактуется в марксизме и проблема
социального и политического
равенства. Равенства не может быть
между эксплуататорами и