Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:21, контрольная работа
Работа содержит 12 вопросов по дисциплине "Политология" и ответы на них
Вопрос 1
Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.
Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.
Наиболее глубокое в Древнем
мире теоретическое понимание
Деятель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач.
В XVII веке в политику была
привнесена идея «естественных прав»:
свобода в убеждениях и действиях,
обладание собственностью, равенство,
гарантии от произвола. Концепция «общественного
договора» провозглашала
В XIX в. крупный вклад в
развитие политической теории внесли
представители либеральной
Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в.. Политическая наука складывалась как относительно самостоятельная область обществознания, призванная всесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне.
В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился.
Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития.
Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет.
Среди традиционных –
• исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке
• описательный, т.е. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни
• институциональный метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д.
• сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.
• социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
• психологический метод
ориентирует на изучение субъективных
механизмов политического поведения,
индивидуальных качеств, черт характера,
бессознательных
Вторая группа методов
носит инструментальный характер и
относится к организации и
процедуре познавательного
Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся: использование статистики, анализ документов, анкетные опросы, лабораторные эксперименты, теория игр, наблюдение, осуществляемое исследователем.
В политической науке до конца XIX в. преобладали нормативные знания. Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства.
Политология выполняет такие функции, как: оценочная, политическая социализация, формирование гражданственности, политической культуры населения, рационализация политической жизни.
Вопрос 2
Структура политики:
Политика имеет сложную, многомерную структуру. Она может быть рассмотрена на уровне субъектов . Субъектами политики выступают различные социальные группы (классы, этнические и конфессиональные сообщества и т.д.), государства, партии, международные организации и т.д. Под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Последнее значит, что они осознают свое положение в обществе и непосредственно через власть (в первую очередь, государственную) пытаются реализовать свои интересы и задачи.
Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:
- социальный : индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы;
- институциональный : партии, органы государственной власти, общественные организации и т.п.; политика представлена и такими суперинститутамы, как государство-нация: ООН, НАТО;
- функциональный : армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия. Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления: предоставление ей полномочия в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих руках. Бюрократия выступает субъектом политики за того, что на нее возлагается функция проведения каких государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит интересам.
Функции политики:
- политика является инструментом реализации властно значимых интересов социальных групп;
- политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда;
- политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития. Инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития;
- политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.
Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом обстоятельств:
- опасностью для общества
случайных и непредсказуемых
явлений, которые могут быть
детерминированы природным
- необходимостью более
рационального производства и
хранения материальных и
- потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения.
Вопрос 3
Институциональная подсистема представляет совокупность организаций и институтов политики. Важнейшее место среди политических институтов занимает государство, обладающее разветвленной структурой органов власти, каждый из которых, в свою очередь, является институтом. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, вооруженные силы, органы разведки, внутренних дел, прокуратура и т.д. Именно государство является максимальным сосредоточением политической власти. Оно выступает, с одной стороны, выразителем интересов различных субъектов общества по обоснованию и соотнесению этих интересов, правовому обеспечению их реализации, а с другой - официальным представителем гражданского общества, населения страны, средством обеспечения интересов граждан.
Важное место среди
политических институтов принадлежит
политическим партиям, массовым общественно-политическим
движениям, профсоюзам, другим общественным
организациям, занимающимся политической
деятельностью. Осуществляя своеобразное
посредничество между государственными
структурами и гражданским
Сегодня отмечается возрастание
политической роли и таких неполитических
по своей природе социальных институтов,
как средства массовой информации и
церковь. Их роль в политической системе
обусловлена массовостью
Вопрос 4
Для современной России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. Особенности становления многопартийной системы в современной России во многом напоминают период конца XIX – начала XX в.
И тогда и теперь мы видим кризис экономической и политической системы, всего общества, ослабление государственного диктата, становление более свободного, демократического устройства; и тогда и теперь идут споры о выборе путей развития.
Резкая поляризация общества,
безусловно, способствуют образованию
партий, поскольку в таком
Экономический кризис поставил вопрос о дееспособности российской политической системы, сформированной в последнее десятилетие. Сторонники называют ее «суверенной демократией», противники - «управляемой демократией» и «авторитарным режимом». Составной, но далеко не главной частью этой системы являются политические партии, которые, однако, не пользуются значительным авторитетом. Только этим можно объяснить тот факт, что обвальное сокращение их количества в последние годы было воспринято обществом с полным безразличием. Если в 1999 году в России были зарегистрированы 139 партий, то в 2004-м их осталось 48, в 2005-м - 36, в 2008-м, когда российская экономика вступила в кризис. Число партий за десятилетие уменьшилось в десять раз, но никаких серьезных протестов по этому поводу со стороны россиян не последовало. Подобное поведение можно было бы объяснить общей пассивностью граждан, но такая точка зрения представляется поверхностной, ибо, когда россиян что-то по-настоящему «задевает», пробуждая протестные настроения, они реагируют эмоционально и решительно.
Вопрос 5
По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:
- субъекта, носителя власти;
- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
- средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.
Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность концепции процесса, его стратегии и тактики привела к неудаче многие начинания.
Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. В проекте политического процесса должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы способны нарушить процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, сроки завершения и результаты.
Основные виды политических процессов: