Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:21, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит 12 вопросов по дисциплине "Политология" и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 53.46 Кб (Скачать файл)

- Непосредственное участие  в осуществлении власти

- Организаторские способности  и талант

Функции политической элиты:

-  изучение и анализ  интересов различных социальных  групп;

-  субординация этих  интересов;

-  отражение интересов  в политических установках;

-  выработка политической  идеологии (программ, доктрин, конституции,  законов);

- создание механизма воплощения  политических замыслов:

- назначение кадрового  аппарата органов управления;

- создание и коррекция  институтов политической системы;

- выдвижение политических  лидеров.

 

 

Вопрос 10

Достижение оптимального состояния гражданского общества возможно через демократизацию всех сфер общественной жизни.

1) Экономической основой  гражданского общества выступает  многоукладная рыночная экономика,  базой которой является частная  собственность. В современных  условиях различные формы собственности,  находясь в равных условиях, конкурируя  друг с другом, создают экономический  фундамент гражданского общества. Негосударственные предприятия,  кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации  кооперативов и другие добровольные  объединения граждан в области  хозяйственной деятельности –  основа экономической сферы гражданского  общества, которая гарантирует экономические  права граждан.

2) Социальной основой  гражданского общества является  так называемый «средний слой»,  который в демократических странах  составляет до 60% населения (в  России этот слой составляет  от 3,5 до 12%). К среднему слою относят  научных и научно-технических  работников, менеджеров, администраторов  среднего уровня, интеллигенцию,  фермеров, мелких владельцев, рабочих  высокой квалификации, работников  сферы услуг. Главные признаки  среднего слоя – доход, образ  жизни, общественный престиж.  Они, как правило, работают  по найму, владеют профессиональными  знаниями, создают своим трудом  прибавочную стоимость.

3) Политической основой  гражданского общества является  многопартийность, наличие массовых  демократических движений, организаций,  ассоциаций и других групп  населения по интересам, органы  общественного самоуправления граждан.  Важную роль играет также общественное  мнение, негосударственные СМИ, семья,  благотворительные фонды, творческие  союзы, спортивные общества, религиозные  объединения граждан и т.д.

4) Правовая основа определяет важнейшее требование гражданского общества государству – обеспечить правовыми методами социальную справедливость, защищённость каждого человека. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что гражданское общество функционирует в странах Западной Европы, США, где поощрялась активность самой личности, формировалось демократическое общество. Элементы гражданского общества будут постепенно формироваться в странах СНГ и в Беларуси, но вполне естественно, что предстоит ещё длительный путь его развития и совершенствования. Гражданское общество может существовать лишь в условиях правового государства.

 

 

Вопрос 11

Национальные интересы - это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.

Сам термин "национальный интерес" пришел в российскую политологию  из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет  значение "государственного интереса". Национальные интересы – понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном.  По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. В осмыслении национального интереса теоретический приоритет имеет школа "политического реализма", в которой интерес определяется прежде всего внешнеполитическими условиями

Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень  главных внешнеполитических интересов  и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его  безопасности и целостности как  социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической  и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Термин «Национальные  интересы» правомерно использовать в том случае, когда эти интересы сформулированы нацией, национальным государством или государством, претендующим на то, чтобы его считали государством-нацией. Если государство не является государством-нацией, то использование этого термина  неправомерно.

При рассмотрении как общих, так и частных вопросов, касающихся проблем исследования национальной безопасности или деятельности по ее практическому обеспечению, очень часто используется понятие "национальные интересы". Более того, многие определения национальной безопасности даются через использования этого понятия.  Все это говорит о том, что понятие "национальные интересы" является ключевым как в разработке  отдельных и общих проблем национальной безопасности,  так и в практическом ее обеспечении. 

Наличие противоречивых положений  даже в официальных государственных  документах о соотношении национальной безопасности и национальных интересов  не случайное явление.  Оно объясняется  уровнем разработанности понятия "национальные интересы" и связанных  с ним проблем. Следует отметить, что этот уровень весьма низкий.  Несмотря на чрезвычайную  важность  этого понятия,  оно является не только менее исследованным, но и  более всего запутанным, во всяком случае в нашей стране. И этому есть свои причины.

Во-первых, на протяжении всего  периода существования  Советского Союза  национальные  интересы заслонялись  интернациональными интересами и задачами,  находились в их  тени. 

Во-вторых, с середины 80-х  годов  (началом  горбачевского  периода) период  замалчивания  национальных интересов сменился временем их открытого  игнорирования. Многие помнят развернувшуюся  оголтелую  пропагандистскую кампанию о приоритете общечеловеческих интересов над национальными. Дело доходило до того, что кто не разделял и не поддерживал эти взгляды считался отсталым,  не способным понять всю мудрость горбачевского "нового мышления".  Выступить же против этого абсурда, когда все государства мира в своей политике руководствовались национальными интересами,  а один Советский Союз - общечеловеческими, просто было невозможно.  Естественно в этих условиях говорить о необходимости исследований по проблемам национальных интересов было просто бесполезно.  Но и за непродолжительный период эта политика нанесла огромный  вред  нашей стране. 

И, наконец,  в-третьих,  понятие "национальные  интересы" широко используется как у нас  в стране, так и за рубежом слишком  идеологизированно. Сегодня во  всем  мире стало модным самые авантюристические, реакционные действия освящать требованиями национальных интересов. Примеров можно было бы очень много привести, начиная от наших российских реформ (в том числе и военных),  кончая бомбардировками США Ирака и НАТО Югославии.  Все это позволяет и политикам, и исследователям,  и публицистам относиться к понятию "национальные интересы" весьма свободно.

Указанные обстоятельства не могли  не  сказаться  отрицательно  на  глубину исследования понятия "национальные интересы". Поэтому  в литературе и официальных документах встречаются самые  разнообразные  подходы  к определению этого  понятия

Становится достаточно очевидным,  что правильное понимание сущности  национальных  интересов  страны  и умение оценивать  их различные конкретные многообразные проявления в сфере ее внутренних и внешних  политических,  экономических, военных и других отношений, является важнейшим условием успешной разработки концепции национальной безопасности. Не менее важно и другое положение, вытекающее из правильного понимания сущности национальных интересов.  А именно: защита национальных интересов является и условием,  и  средством обеспечения национальной безопасности страны (общества) - сохранения ее целостности, устойчивости и способности к эффективному функционированию и развитию.  Это и является сутью национальной безопасности любой страны, любого общества.

 

 

Вопрос 12

Геополитика в России сегодня  переживает свой ренессанс. Этот интерес  вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется  серьезными сдвигами в сложившемся  равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением  всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В  этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического  лагеря. С распадом СССР произошли  качественные изменения в структуре  международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое  положение правопреемницы СССР - России.

Мировую геополитическую  ситуацию России следует рассматривать  в двух аспектах: военном (военностратегическом), геоэкономическом.

Характерной чертой сегодняшней  России как бывшей супердержавы стало  ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после  США, ядерной державой.

НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство  НАТО объявило Закавказье и Среднюю  Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней  Азии геополитическую активность проявляет  также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для  России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией  как с черноморской державой. Это  необходимо также и потому, что  существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами  Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь  возвратились к доктрине «Черное  море - турецкое море», используя экологический  фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.

Другой проблемой, не менее  серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую  границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов  считают, что прогресс Китая в  экономике представляет угрозу для  России.

Отношения России с Японией  упираются в проблему Курильских островов. Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение  Южных Курил не расценивается  как удовлетворение законных претензий  Токио.

Российско-американские отношения  характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США  и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных  республиках разразился экономический  кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск  из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США  равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение  к непосредственным границам России, - это, безусловно, давление на нее. Поэтому  все предложения о партнерстве  необходимо рассматривать с точки  зрения необходимости и выгоды для  России.

В последнее время США  занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе, в частности. Россия рассматривает это как  ущемление ее государственных интересов, т.к. необходимо время, чтобы разобраться насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.

Известно, что вплоть до середины XXв. одним из главных стремлений мировых держав было сохранение их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Начиная с середины XX в., по мере развития процесса деколонизации стратегия великих держав меняется. Развитые государства стремятся установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния велась в основном с помощью геоэкономических стратегий. Для России геоэкономическая стратегия означает, в первую очередь, переход на обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая, со временем, даст ей рычаги влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная модель развития страны предполагает, что страна-экспортер ориентируется в экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот путь прошла Япония, и сегодня проходит Китай.

На Россию оказывается  своего рода геоэкономическое «давление», т.к. она находится в окружении  экономической Триады мира - на западе Европейский Союз, на востоке - Япония и тесно связанные с ней  индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке - Китай. Такая  расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале XXIв. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транс национализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"