Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:21, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит 12 вопросов по дисциплине "Политология" и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 53.46 Кб (Скачать файл)

– формирование органов  политической системы (институализация); в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов  и признаков политической системы  в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее существующих политических отношений и институтов, но и из действия по поддержанию  этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, политические процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов  рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений  и их изменения, придания им динамики, обновления.

 

 

Вопрос 6

Политическая культура —  часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно  влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный  анализ политических систем мира.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

- фиксирует устойчивые, повторяющиеся  связи, отношения между элементами  политического процесса, закрепляет  стабильные стороны политического  опыта;

- является продуктом естественно-исторического развития общества;

- имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны,  пропитаны политической культурой;

- характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Структура политической культуры может быть представлена совокупностью  следующих элементов:

Таблица 1

Культура политического  сознания

Культура политического  поведения

Культура функционирования политических институтов

Политические представления  и убеждения

Культура политического  участия

Культура электорального процесса

Политические ценности, традиции, обычаи и нормы

Культура политической деятельности

Культура принятия и реализации политиче­ских решений

Политические установки

 

Культура восприятия и  регулирования социально-политических конфликтов


Политическая культура, как  и всякая иная, передается от поколения  к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение  людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных  элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического  поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Функции:

1) познавательная (формирует  у граждан необходимые общественно-политические  знания, взгляды, повышает политическую  образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет  установить связь между участниками  политического процесса, а также  передавать элементы политической  культуры от поколения к поколению  и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность  сформировать гражданина, личность  как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит  в снижении политических рисков  — рисков невыгодных, ухудшающих  условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные  модели поведения электората. В более  широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует  с институциональной системой. В  рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации  институциональной и политической системы с одной стороны и  политической культуры с другой.

 

 

Вопрос 7

Политическая ответственность - один из видов международно-правовой ответственности. Выражается в форме сатисфакций: заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание конкретных виновников правонарушения, иных формах морального удовлетворения потерпевшей стороны. Существует также и такая форма политической ответственности, как ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются (например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, наложение ареста на имущество или его конфискация и т.п.). Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. От репрессалий следует отличать реторсии - ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление). От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности ООН отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций - транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а тж. в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава ООН) - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН). Принцип соразмерности репрессалий не распространяется на санкции, которые по существу могут представлять собой форму наказания субъекта, совершившего международное преступление. Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкций не относится.

 

 

Вопрос 8

Тоталитаризм — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный контроль общества, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Тоталитаризм как тип  политической системы возник в XX в. В политический лексикон его впервые  ввел для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета "Тайме" писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем  не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

Теория тоталитаризма  складывалась в 40-50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия.

Более поздние попытки  создать эмпирическую, построенную  на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели особого  успеха.

Ввиду ограниченной применимости эмпирических теорий тоталитаризма  представляется более плодотворным трактовать его (аналогично демократии) как преимущественно нормативное  понятие, находящее большее или  меньшее практическое воплощение в  идеологии, политическом движении и  реальной политической системе.

Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в., его идейные  истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего  идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости  обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным  знанием, "можно управлять решительно всеми вещами". Достаточно детальное  обоснование тоталитарные модели государства  получают у Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо. В более  позднее время они развиваются  в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Нищие, Ленина, Сореля, Зомбарта и других мыслителей.

Несмотря на глубокие содержательные различия, тоталитарные концепции имеют  общую логику. Как отмечал Н. А. Бердяев, первоистоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии. Идеальные образы совершенного, гармоничного строя - утопии - играют огромную роль в истории. И они в большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме. "Целостность есть главный признак утопии <...> Утопия всегда тоталитарна, враждебна свободе". Это объясняется тем, что утопия как закрытая, законченная система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, не оставляет места для дисгармонии, противоречий, для утверждений и действий, опровергающих ее основополагающие постулаты.

 Черты

1. Тоталитаризм всегда  испытывает очень серьезные проблемы с согласием народа с властью. Тоталитарный режим никогда не устанавливается в результате свободных, честных выборов. Установлению тоталитаризма обычно предшествуют революции, государственные перевороты, мятежи, путчи, узурпация власти и т.д.

2. Происходит абсолютное  отчуждение подавляющего большинства  населения от возможности не  только формировать власть, но  и влиять на власть, контролировать  государство. В результате этого  государство получает в свое  распоряжение практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную  власть над народом. 

3. Огосударствление личности, превращение граждан тоталитарного общества в государственных крепостных или государственных рабов. Развитый тоталитаризм чаще всего устанавливает не только фактическую, но даже формально-юридическую личную зависимость граждан от государства. Тоталитарному государству это необходимо для воссоздания системы, которая позволяла бы принудительно изымать рабочую силу граждан.

4. Чтобы обеспечить эксплуатацию граждан, государством создастся организованная система внутреннего террора власти, против собственного народа. Чтобы обеспечить решение этой задач, власть нагнетает в стране атмосферу всеобщей подозрительности, недоверия, тотальной слежки граждан друг за другом, атмосферу всеобщего доносительства.

5. В политической системе тоталитарного строя вся полнота высшей власти концентрируется в руках вождя, его ближайшего окружения. В тоталитарном государстве полностью отсутствует принцип разделения властей.

6. Для тоталитарного режима характерно существование одной безраздельно властвующей, политической партии. Это создает идеальную среду для многочисленных злоупотреблений властью и деньгами, для создания системы всеобщей и тотальной коррумпированности. Легальная политическая оппозиция в стране отсутствует, власть опирается, на насилие или постоянную угрозу насилия. Одна из опор власти - системное оболванивание граждан, тотальное “промывания мозгов”.

7. Создание культа личности вождя, раздувание этого культа до гипертрофированных размеров, превращение личности вождя в подобие полубога.

8. Политизация и идеологизация всех процессов и отношений в обществе экономических, социальных ,культурных, научных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и т.п.

9. Власть тоталитарного режима в своей социальной политике стремится проводить принцип “разделяй и властвуй”. С этой целью общество делится на “исторически прогрессивные” и “исторически реакционные” классы и социальные группы, потенциально опасны для общества. Результатом такой социальной политики является противопоставление одних социальных групп другим (по национальному, этническому, религиозному, социальному признакам, имущественному положению и т.п.).

10. Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. Это влечет крайнюю нетерпимость по отношению к любым формам инакомыслия, расправу с любыми носителями такого инакомыслия

 

 

Вопрос 9

Политическая элита –  относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих  руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

1. Все общества разделены  на два класса - управляемый класс  и правящий политический класс.

2. Элита теряет власть  из-за отрицания ее идеи и  политики массами, когда в политический  процесс включаются новые политические силы, претендующие на власть и если сосредоточена исключительно на себе и постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние.

3. Общества всегда будут  управляться элитами с помощью  силы, посредством идеологической  или политической доктрины, с  помощью универсальных иллюзий,  основанных на религиозных или  националистических чувствах, путем  манипуляций.

4. Господство элит —  закон, поскольку именно элита  регулирует политическую и экономическую  жизнь страны.

5. Всегда правящая группа  владеет некоторыми ресурсами  или атрибутами, высоко ценимыми  в обществе, такими как средства  производства, священнический статус, военная сила, знание и опыт  в сфере государственного управления. Все они используются для поддержания  власти элиты.

8. Немецкий историк, экономист,  социолог политики Роберт Михельс (1876—1936) сформулировал «железный закон олигархии»: Общество и другие организации подвергаются господству олигархии. Он адресовал свою теорию социалистическим партиям, предупреждая о возможности олигархического перерождения: лидеры ответственны перед избирателями, и профессиональные навыки лидеров укрепляют их позиции. При этом лидеры аккумулируют свое влияние на свою организацию. Независимость вождей усиливается еще больше по мере их кажущейся незаменимости. Замена лидеров осуществляется двумя путями. Основной путь – это привлечение новых членов в существующую олигархию, а второй – смена элит целиком.

 

Характерные черты:

- Небольшая, достаточно  самостоятельная социальная группа

- Высокий социальный статус

- Значительный объем государственной  и информационной власти

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"