Концепция власти М.Фуко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Современная кратология (греч. kratos - власть, греч. logos - учение) – «наука о власти» - является информационно - поисковой системой, в которой представлены конкурирующие исследовательские программы. Роль базового элемента в этих программного и основного регулятива эмпирических исследований властных отношений в обществе играет понятие власть. От определения данного понятия в значительной мере зависит качество социологической информации, характер практических рекомендаций и, конечно, теоретическая картина социальной реальности. Поэтому концептуальный анализ власти является один из важнейших направлений социологического исследования, которое дает основание для междисциплинарного синтеза знаний и стратегических коммуникаций в науке.
Власть стала одной из наиболее дебатируемых и оспариваемых понятий в социологическом, философском лексиконе.

Содержание

Введение ...................................................................……………………………..3
1. Основные подходы к пониманию власти……………………………………4
2. Концепции власти.....................……….…………………………...................8
3. Концепция власти М.Фуко .................................…………………………….12
3.1. Понятие власти М.Фуко…………………………………..................12
3.2. Основные постулаты теории власти............………………………...14
3.3. Регуляторы общественной жизни.........………………………….…18
3.4. Анализ в терминах власти ………………………………………..…19
3.5. Обоснование специфики власти……………….……………….….27
Заключение ............................................................……………………….….... 29
Список использованных источников ……………………………………….....31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...................................................................……………………………..3

1. Основные подходы к  пониманию власти……………………………………4

2. Концепции власти.....................……….…………………………...................8

3. Концепция власти М.Фуко .................................…………………………….12

3.1. Понятие  власти М.Фуко…………………………………..................12

3.2. Основные  постулаты теории власти............………………………...14

3.3. Регуляторы общественной  жизни.........………………………….…18

3.4. Анализ в терминах  власти ………………………………………..…19

3.5. Обоснование специфики  власти……………….……………….….27

Заключение ............................................................……………………….…....  29

Список использованных источников ……………………………………….....31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Власть как фундаментальная проблема социальных и гуманитарных наук относиться к числу «вечных» и всегда будет привлекать внимание исследователей в самой разнообразной ориентации. Особый интерес к ней возникает в переломные эпохи социального развития, когда реальной становиться угроза дестабилизации механизма социального управления и многое зависит от функционирования политической системы и распределения власти в обществе.

    Современная кратология (греч. kratos - власть, греч. logos - учение) – «наука о власти» - является информационно - поисковой системой, в которой представлены конкурирующие исследовательские программы. Роль базового элемента в этих программного и основного регулятива эмпирических исследований властных отношений в обществе играет понятие власть. От определения данного понятия в значительной мере зависит качество социологической информации, характер практических рекомендаций и, конечно, теоретическая картина социальной реальности. Поэтому концептуальный анализ власти является один из важнейших направлений социологического исследования, которое дает основание для междисциплинарного синтеза знаний и стратегических коммуникаций в науке.

    Власть стала одной  из наиболее дебатируемых и  оспариваемых понятий в социологическом, философском лексиконе.

Что есть власть: потенциал, его осуществление или то, и другое? Атрибут, отношение или действие? Власть сделать что-то или власть над кем- то? Что является непосредственным объектом воздействия власти: интересы, преференции, поведение, сознание, выбор деятельности, их комбинации? Данные вопросы определяют проблемное поле концептуального анализа власти.

К анализу понятия власти обращались многие философы, социологии и политические мыслители с мировым именем, в том числе М. Вебер, Б. Рассел, Ч. Мерриам, Х. Лассуэлл, К. Парсонс, Х. Арендт, Р. Даль, М. Фуко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ВЛАСТИ

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению [2].

Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и  авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях,  вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д [7].

Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе [3].

 Проблема власти всегда  находилась в центре социально-политических исследований. Уже Платон и Аристотель анализ политики связывали с изучением формы правления государства (формы властвования). Но власть, представляя сложную и многоаспектную проблему, требует комплексного подхода к своему изучению. Понятие общественная власть может трактоваться очень широко по своему значению. Это и власть родителей над детьми, и власть государственная, и власть над природой и т. д.

При рассмотрении власти в обществе всегда выделяются два ее аспекта:

  1. Конфликтный.

Этот аспект власти содержит механизм обострения или сглаживания конфликтов, существующих в обществе, обусловлен противоречиями социальных интересов и направлен на регулирование общественных отношений.

  1. Целевой.

Данный аспект предполагает организацию групповых действий для достижения целей развития общества, что обусловлено целостностью социальных общностей, а действия всегда направлены на укрепление единства общества. [4]

Определяя сущность власти, необходимо выделить ее общие признаки:

  1. власть всегда предполагает существование взаимозависимости, имеет универсальный характер, что обусловливает ее верховенство над всеми другими регуляторами общественной жизни;
  2. по своему существу она может быть присуща только социальному субъекту, поскольку властные отношения — это естественная и необходимая сфера общественных отношений, естественная функция любого человеческого сообщества, обеспечивающая его единство и возможность функционирования;
  3. власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении, без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения;
  4. проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле, это власть над кем-то;
  5. власть всегда реализуется ради достижения определенной цели.

В самом широком смысле власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение, деятельность людей с помощью каких-либо средств (авторитета, права, насилия и т. д.). Но под такое определение власти подходит всякое действие, предполагающее отношения господства и подчинения. Такого рода власть присуща всем этапам человеческого развития и осуществляется в обществе. Общественная власть должна быть связана с общественными интересами и проявлять себя в определенных общественных отношениях между социальными субъектами. Роль общественной власти изменяется в зависимости от социальной структуры общества. Ведущая роль общественной власти имела место при социально однородном обществе (первобытном): социальные различия незначительны, субъект власти — общество, и власть является выражением воли всего общества, средством реализации его интересов.

С усложнением структуры общества и возникновением противоположных социальных интересов власть становится выражением интересов одной или нескольких социальных групп. Начинается борьба за власть, т. е. борьба за господство своих социальных интересов и целей. Тем самым общественная власть трансформируется в политическую, субъектам которой выступает социальная группа или класс.

Дальнейшее отделение власти от общества приводит к тому, что она сосредотачивается в руках определенной группы лиц, занимающихся только управлением, т. е. возникает государство как основной субъект власти, и мы говорим о государственной власти. Государственная власть носит юридический характер и осуществляется через систему органов, отделившихся от общества и противостоящих ему. Власть относительно самостоятельна по отношению к обществу, его экономическому базису, она может целенаправленно воздействовать на базис и способствовать его изменению.

В современной политической науке существует множество различных подходов к пониманию сущности власти. Среди них можно выделить следующие:

1. Формально-нормативный  подход, при котором власть рассматривается как совокупность правовых норм. Власть в данном случае существует только для того, чтобы принуждать людей подчиняться закону. Сюда относят взгляды французских мыслителей XVIII в.

2. Органический подход, при  котором власть выступает как  совокупность функций государства. Роль власти сводится лишь  к регулированию отношений в  рамках этого государства. К этому  типу концепций можно отнести теории плебисцитарной демократии М. Вебера, различные модификации функционалистских, структуралистских концепций, акцентирующих внимание на общегосударственных функциях власти.

3. Субъективно-психологический  подход, сводящий сущность власти  к природным, априорно присущим  качествам человек, согласно которым  власть выступает как изначально  заданная, врожденная потребность, реализуемая в ходе межличностных отношений. Наиболее активно это направление развивается последователями 3. Фрейда, на этих же позициях стоит и М. Дюверже.

4. Индивидуалистически - социологический подход, который рассматривает власть как особый тип политического поведения на фоне борьбы индивидуальных интересов и представляет собой средство приспособления человек к социальной среде. Наибольшее развитие этого направления связано с бихевиористской концепцией в позитивистской социологии. [5]

В любой общественной системе власть возникает и является выражением объективной потребности общества в организации, саморегулировании и сохранении его целостности. Политическая власть функционирует в обществе как совокупность определенных процессов, анализ которых позволяет выделить основные элементы, составляющие структуру власти, среди которых можно назвать следующие:

• субъект и объект власти, общественное разделение между ними;

• определенная форма собственности как социально-экономическая основа, источник власти, совпадение субъекта власти и субъекта собственности;

• организованное принуждение как основа существования власти;

• отношения зависимости или «господства и подчинения» между субъектом и объектом власти;

• определенные правовые и моральные нормы, регулирующие властные отношения;

• использование доступных методов и средств для достижения своих целей;

• общественное признание господствующего положения субъекта власти и подчиненности ему объекта власти, или вернее сила власти, ее эффективность.

Власть может проявлять себя стихийно, т. е. через неупорядоченное столкновение различных общественных сил, а может осуществляться как организованная воля этих сил. На начальных стадиях социальная сила проявляет себя стихийно, без ясного осознания своих собственных интересов. По мере укрепления организованности социальной силы возрастает ее способность воздействия на общественные интересы, усиливается ее организованная воля.   [5.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ

Для современной политической науки характерно существование разнообразных подходов к определению власти. Выделяют следующие основные концепции власти:

1.  Бихевиористкие. Представители данного методологического направления рассматривают власть как особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей.

Происхождение поведенческого направления связано с именами американских ученых Ч. Мерриама, Г. Лассуэлла, Дж. Кетлина. Среди современных сторонников бихевиористкой трактовки власти можно назвать Р.Даля, Ю.Фальтера, Д.Риччи, Б.Крика. В их теориях четко выражена установка на эмпирическое исследование поведения человека в политике. В соответствии с естественными свойствами человека трактуется и политический процесс как производный от них. Доминирующей чертой психики и сознания представляется стремление к власти. Человек рассматривается как “властолюбивое животное”. Власть, таким образом, рассматривается как исходный пункт и конечная цель политического поведения личности. Политический процесс в соответствии таким подходом рассматривается как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает сильнейший. Равновесие стремлений к власти обеспечивается системой политических институтов.

2. Телеологические концепции власти  характеризуют власть как способность  достижения определенных целей, получение намеченных результатов. Представители этого направления  трактуют понятие власти довольно широко, распространяя феномен власти и на взаимодействие человека с природой.

3. Сторонники инструменталистского  подхода исследуют власть как  возможность использования определенных  средств, в частности насилия  и принуждения.

4. В соответствии с реляционистскими концепциями власть анализируется как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду или их группе изменять поведение другого индивида или группы. Здесь основное внимание фокусируется на ролевых отношениях, подчеркивается асимметричность властных отношений. Власть предстает как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Существует три основных варианта реляционистской концепции: теория "сопротивления" (Д.Катрайт, Дж.Френч, Б.Рейвен); теория "обмена ресурсами" (П.Блау, Д.Диксон, К.Хайнитс): теория "раздела зон влияния" (Д.Ронг).

5. В рамках системных концепций  власть выступает как безличное  свойство, неотъемлемый атрибут  политической системы (Т.Парсонс, Д.Истон). Основное назначение власти видится в авторитарном распределении ценностей и принятии решений. Если власть этой способностью не обладает, она обречена на перманентный кризис и упадок, так как не способна выполнить свои функции. Властью над обществом обладает только политическая система как целое.

Информация о работе Концепция власти М.Фуко