Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:22, реферат
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.
Легитимность
власти
Дееспособность
власти во многом зависят от
ее легитимности (от лат. legitimus - законный).
Это один из показателей
Легитимность
означает согласие народа с
властью, когда он добровольно
признает ее право принимать решения,
которые должны выполняться. Чем ниже
уровень легитимности, тем чаще власть
будет опираться на силовое принуждение.
От легитимности
следует отличать легальность
власти. Это юридическое понятие,
означающее соответствие
Идеальной
легитимности (уровень 100% поддержки
населением) не бывает. В любом
обществе есть люди, нарушающие
законы или относящиеся к
Легитимация
- это способ или процесс,
Каким образом
власть приобретает
Традиционная
легитимность опирается на
Харизматическая
легитимность (с греч. charisme - божественная
благодать) основана на вере в руководителя,
вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся
личные качества: мудрость, святость, героизм.
Подобной властью обладают религиозные
пророки, революционные и тоталитарные
вожди. Харизматическая легитимность
строится на безоглядном доверии вождю.
Образцы харизмы Вебер видел в Христе,
Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине
и др.
Легальная
(рациональная) легитимность имеет
своим источником рационально
установленные правила, нормы
(законы). В демократических странах это
основной тип легитимности, опирающийся
на конституции и конкретные правовые
нормы.
Веберовская
типология получила всеобщее
признание, хотя ряд ученых
дополняет ее другими типами
легитимности. Американский политолог
Д. Истон выделил идеологическую легитимность,
которая опирается на убежденность индивидов
в правильность тех идеологических ценностей,
которые провозглашены властью (это наиболее
эффективный тип легитимности); структурную
легитимность, вытекающую из доверия населения
к структурам и нормам режима (к законам,
органам власти), персональную легитимность
имеющую своим источником веру граждан
в компетентность лидера, его способность
должным образом использовать власть
и др. Французский политолог Ж. Л. Шабо
говорит о возможности демократической
(опирается на волеизъявление управляемых),
технократической (связана с умением властвовать)
и онтологической (соответствие власти
универсальным принципам человеческого
и социального бытия) легитимности.
В реальной практике разные типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительными источниками легитимности власти экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения. Диктаторские режимы, построенные на принуждении, стремятся заручиться легитимностью. Так, тоталитарные режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей.
Предпосылки
поддержания легитимности
1. Совершенствование
законодательства и
2. Создание такой
политической системы,
3. Личные харизматические
черты политического лидера.
4. Успешное осуществление
государственной политики, поддержание
законности и правопорядка.
Зеркало недели
№ 41 (720) 1 — 8 ноября 2008
Легитимность власти в Украине: две тенденции современности
Автор: Алексей
СИДОРЧУК
В свое время
выдающийся немецкий социолог Макс Вебер,
начиная исследовать проблему легитимности
власти, задавался вопросом: «Каковы внутренние
основания для оправдания господства
и какие внешние средства служат ему опорой?»
С позиций настоящего можем говорить,
что теоретически на этот вопрос уже давно
дан ответ, однако новые политические
обстоятельства вынуждают задавать его
вновь и вновь. Современная ситуация в
Украине (и, видимо, не только в Украине)
является одним из таких случаев. И если
на вторую часть вопроса можно ответить
однозначно, то первая требует детального
выяснения. Тем более что в течение всей
истории независимой Украины существовали
довольно весомые основания говорить
о кризисе легитимности власти.
Прежде всего необходимо определиться с самим явлением легитимности. В чем она заключается и почему так важна для политической и государственной власти? В целом легитимность власти можно определить как согласие граждан или признание ими права определенной личности или группы лиц распространять свое влияние на них по управлению обществом. Важным моментом легитимности является характер такого согласия. Человек соглашается — под страхом смерти, в результате прямой угрозы или из-за материальной выгоды, — на то, чтобы другой оказывал на него влияние. Однако такая власть не будет легитимной. В терминах Вебера это будет обычное господство, тогда как власть является господством легитимным. Поэтому важным компонентом легитимности является добровольное согласие на господство ввиду уверенности в компетент-
ности или авторитете
представителей власти или системы
власти в целом. Понятно, что легитимность
власти возможна и при недемократических
режимах, ведь не имеет значения, соответствуют
действительности представления граждан
о власти или нет. Поэтому в известной
степени легитимными были и нацистская
Германия, и сталинский Советский Союз,
хотя они и базировались на насилии и манипуляции
сознанием людей. Важно, что господство
других людей над собой граждане воспринимают
как должное — вследствие факторов рациональных
или иррациональных, зная политическую
ситуацию в стране или при отсутствии
такого знания.
Проблема легитимности
власти всегда была одной из важнейших
в мировой политической истории.
Средства ее достижения очень разнообразны.
Самое простое и в то же время
самое трудное заключалось в
обеспечении прямого доступа
людей к осуществлению власти.
В таком случае прямая связь между гражданами
и властью давала возможность избавиться
от сомнений относительно компетентности
и авторитета власти, ведь ее осуществление
происходило при прямом участии самих
подчиненных. С другой стороны, такой механизм
по своей сути был очень ограничен для
применения, поскольку предусматривал
небольшое количество населения и небольшую
территорию для своего воплощения в жизнь.
Примером такого решения проблемы являются
древнегреческие города-полисы. Однако
в этом случае ценой прямой легитимации
власти была эксплуатация рабов и лишение
гражданских прав женщин и иностранцев.
Не прибегая
к детальному анализу способов легитимации
власти, хотелось бы отметить наиболее
распространенный в настоящее время
в государствах Западной Европы и Америки,
истоки которого кроются еще в XVIII веке.
Он заключался во введении института прямых
выборов в органы власти. Переоценить
идею прямых выборов и ее воплощение в
жизнь практически невозможно. В свое
время они стали мощным средством легитимации
европейских государств и дали возможность
избежать революционного свержения власти.
Лояльность населения того или иного государства,
пребывавшего в кризисе во время распада
династических монархий и существенного
снижения роли религии, в значительной
степени была сохранена именно благодаря
постепенному введению института выборов.
Осознание населением того, что именно
оно формирует власть и является ее источником,
стало крепким залогом достаточного уровня
легитимности власти во многих странах
и наиболее ярко проявило себя в ХХ веке.
Длительное время этот инструмент легитимности
полностью себя оправдывал.
Однако уже
в конце ХХ — начале ХХІ века
это средство легитимации власти
и сохранения связи между населением
и властью начало испытывать кризис.
Распространенное в странах Западной
Европы и Америки явление абсентеизма
(низкий процент явки граждан на общенациональные
выборы) является одним из ярких свидетельств
этого процесса. Очевидно, что такие тенденции
начинают проникать и в Украину, хотя об
их масштабах и перспективах говорить
однозначно довольно трудно. Однако понятно,
что разочарование населения Европы, и
Украины в том числе, имеет под собой слишком
серьезную почву, чтобы не принимать его
во внимание. Оно напрямую ведет к потере
связи между властью и населением и в итоге
— к снижению уровня легитимности власти.
Причины потери
связи между избирателями и политическими
силами имеют много аспектов и
отличаются в зависимости от стран.
Нас больше интересуют особенности
украинских процессов, напрямую связанных
с кризисом легитимности. Выделим две
тенденции: первая скорее касается власти,
вторая — самого населения. При этом их
интенсивность, а также возможность оставаться
влиятельными во временной перспективе
может отличаться, однако обе они во многом
определяют характер отношений между
властью и гражданами. Хотя, конечно, никакая
теоретическая конструкция не может учесть
все разнообразие и рискует упустить важные
аспекты реальности.
Итак, первая тенденция
касается в первую очередь властной
верхушки. Можно утверждать, что любая
политическая сила в процессе политической
борьбы создает собственный образ мира,
в котором отводится место ей и ее политическим
оппонентам. Таким образом происходит
борьба за электорат. Символические образы
мира, присущие любой политической силе,
имеют обоснование (на рациональной или
эмоциональной базе) того, почему именно
она лучше других, какими преимуществами
в сравнении с другими обладает. Модели
таких образов могут быть разными, однако
обычно они имеют похожую схему: с одной
стороны, по-своему объясняют политическую
реальность в том или ином обществе, с
другой — свое место в нем, которое совершенно
неотделимо от противопоставления себя
своим политическим оппонентам. Помня
о том, что в основе политики как особенной
сферы общественных отношений всегда
лежит конфликт (в марксистском или в любом
другом понимании), такое противопоставление
— абсолютно закономерное явление. Сражаясь
за власть, политические силы выстраивают
такие образы действительности, которыми
пытаются привлечь внимание населения.
Таким образом, в идеале сторонники любой
политической силы разделяют тот образ
действительности, который был ею сформирован
(хотя ее представители далеко не всегда
верят в него сами). Эта схема является
довольно простым выражением связи между
избирателями и партиями. Более масштабное
согласие всего населения с картиной мира,
которую продуцирует политическая система
любого государства в целом, является
свидетельством легитимности власти.
Проблемы в
случае Украины возникают как
раз из-за несоответствия частичных
картин мира, создаваемых отдельными политическими
силами, общей картине мира, которая должна
быть результатом деятельности всей политической
системы. Можно говорить о том, что частичные
образы действительности многих украинских
политических сил настолько противоречат
друг другу, что не в состоянии обеспечить
существование целостного общеполитического
образа. Иными словами, украинскому гражданину
нечего разделять, кроме как партикулярные
картины мира, которые массово продуцируют
многочисленные украинские партии. Следовательно,
легитимность как связь граждан и власти
становится проблематичной. Попытаемся
понять, отчего это так.