Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:56, курс лекций
Политология как наука.
Политическая власть.
Политическая система общества. Политические режимы.
Государство в политической системе общества.
Политические партии и группы интересов.
Институт выборов в политической системе общества.
Политическое сознание.
Политическая культура.
2. Лидер-«служитель» – стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев.
3. Лидер-«торговец» – отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи.
4. Лидер-«пожарник» – откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации.
III. На основе эмоционального отношения к лидеру его последователей:
1) лидер-«патриарх», члены общества испытывают к нему одновременно чувство любви и страха;
2) лидер-«тиран», здесь доминирует чувство страха;
3) «идеальный» лидер характеризуется чувством симпатии к нему со стороны большинства социальных групп.
Функции политических лидеров
Функции
лидера – главные направления
его деятельности. Количество функций
зависит от таких факторов, как
тип культуры общества, политический
режим, зрелость гражданского общества,
уровень жизни большинства
Интегративная. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.
Ориентационная. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.
Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществлять глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.
Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.
Функция
легитимности политического
лидера. Эту функцию может выполнять
лидер в тоталитарных и авторитарных государствах.
Функция заключается в обосновании правомерности
существующего политического режима и
зачастую в формах прямого обожествления
личности лидера.
Современные тенденции развития политического лидера
1.
Национальные лидер не могут
игнорировать глобальные
2. Возрастание роли и влияния неформальных лидеров.
3.
Усиливается концентрация
4.
Уменьшается вероятность
5.
Сокращаются границы власти
6. Политическое лидерство и политический маркетинг. |
Политическое
лидерство – это способ взаимодействия
лидера и масс, в процессе которого
лидер оказывает значительное влияние
на общество.
Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей. 1.
Между общенациональным 2. Оно имеет многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности. 3.
Политическое лидерство 4.
Политическое лидерство в той
или иной степени Политический маркетинг – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В процессе политического маркетинга ставятся разные задачи. Очевидно при этом, что они подчинены главной цели – вызвать интерес к предлагаемому товару (политические кандидаты, политические организации, политические идеи, концепции) у большого числа людей, сделать их потенциальными его «покупателями». Данная цель решается поэтапно. На первом этапе важно определить:
На втором этапе в проведении политического маркетинга решаются следующие задачи:
Содержание предвыборных программ кандидатов имеет большое значение в политическом маркетинге. В них фиксируются конкретные обещания кандидатов. Программа обретает свойства документа. Одна из главных задач при составлении программы – это не упустить интересы ни одной социальной группы избирателей. В составлении политических программ кандидатов накоплен определенный опыт. Известная оптимальная их структура, включающая:
Третий этап в процессе политического маркетинга составляет продвижение политических товаров непосредственно на рынок, и важно доказать, что данный товар самый лучший. |
ТЕМА 3.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
1.
Понятие политической
системы общества, ее
структурные компоненты
и функции
Политическая система – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений.
Значительный вклад в разработку теории политической система внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы, которая задействована в принятии властных публичных решений. Особое внимание он сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы. К функциям «входа» он отнес: артикуляцию и агрегирование интересов, политическую социализацию и рекрутацию, а также политическую коммуникацию. Артикуляция интересов – процесс формирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения. Агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов и интересов и их иерархизация, соединение в партийные программы. Политическая социализация – представляет собой процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы. Политическая рекрутация сводится к отбору лиц для осуществления властных функций в политической системе. Под политической коммуникацией понимается распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти. В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также контроль за их соблюдением. Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти.
Структура политической системы
Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это институты и органы управления, руководства и координации политической жизни. Центральным, или осевым, институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство. Система состоит из взаимодействующих друг с другом институтов и учреждений: партии (главная функция заключается в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, групп в их совокупный политический интерес, путем сведения этих интересов к единому знаменателю) и связанные с ними организации, объединения, союзы, комитеты политического действия, избирательная система и механизм выборов должностных лиц на государственные должности на разных уровнях государственной власти и т.д. Жизнеспособность политической системы определяется тем, насколько в ней преобладает согласие и сотрудничество между отдельными элементами.
В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
1. Институциональная подсистема – это «каркас», «несущие конструкции» политической системы общества. Она включает политические институты и прежде всего формы политического правления (республика, монархия), политические режимы, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможности и границы функционирования самой политической системы. Именно здесь вырабатываются условия, обеспечивающие стабильность самой политической системы, формы ее воздействия на развития других общественных систем, а также международная политика. Данная подсистема в существенной мере определяет цели и направления функционирования всей политической системы.
2. Регулирующая подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом. Следует отметить, что исходной базой, на которую опирается данная система, является не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.
3. Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты и, конечно, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
4.
Политико-идеологическая
подсистема включает политические
концепции, теории, взгляды. Они лежат
в основе создания и развития общественно-политических
институтов, политико-правовых норм, совершенствования
политических отношений и всей политической
системы. Данная подсистема играет существенную
роль в определении политических целей
и путей их достижения, стратегического
политического курса, в решении многочисленных
возникающих в обществе политических
проблем.
2.
Политический режим
и его разновидности
Среди базовых понятий политологии «политический режим» занимает чрезвычайно важное место. Эта категория позволяет раскрыть реальный механизм власти. Существует множество определений данного понятия. Наибольшее признание получило определение французского исследователя М. Дюверже: политический режим – это определенное сочетание системы партий, способа голосований, одного или нескольких типов принятия решений, одной или несколько структур групп давления. Другое более современное определение политического режима представлено в работе Г. О’Доннела и Ф. Шмитера – это вся совокупность явных и неявных моделей, определяющих формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики субъектов, имеющих такой доступ или лишенных его, а также доступные субъектам стратегии борьбы за него.
Типы политических режимов
Тоталитаризм (от лат. Totalis – весь, целый, полный) – это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.
В 1956 г. американские политологи – К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима:
Разновидности: Коммунизм, фашизм и национал-социализм.