Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:54, реферат
Краткое описание
В национальной правовой науке в последние годы наметилось направление в сторону расширения проблематики исследований, связанных с реальным осуществлением прав человека – их обеспечением, реализацией и правовой защитой. Особый интерес в среде правоведов, да и просто рядовых граждан, вызывает такое явление, как правовая защита человека. С ее наличием и эффективностью действия связывают построение правового государства и подлинную демократизацию общества в Украине.
Содержание
Введение Раздел І. Понятие и содержание механизма правовой защиты прав человека 1.1 Механизм и принципы правовой защиты прав человека 1.2 Формы защиты прав человека в Европейском сообществе Раздел ІІ. Компетенция и структура Европейского Суда по правам человека 2.1 Организация Европейского Суда по правам человека 2.2 Компетенция Европейского Суда и национальное право 2.3 Организация Европейского Суда по правам человека Раздел ІІІ. Исполнение решений Европейского Суда внутри государства: практика и проблемы 3.1 Обязательная сила и исполнение решений 3.2 Исполнение решений Европейского Суда: европейские стандарты и украинские реалии Выводы Список использованных источников и литературы
Правовая защита – это правовая
активность особого рода. Активность –
это и сама правозащитная деятельность,
и в то же время мера этой деятельности.
Правовая активность – это деятельность,
которой присущи уважение к праву, подлинно
свободные, добровольные и творческие
действия по использованию субъективных
прав и исполнению правовых обязанностей1.
Следовательно, правовая защита
– это та часть правовой работы субъектов
государственной власти и местного самоуправления,
государственных служащих и должностных
лиц, а также общественных объединений,
которая непосредственно или опосредованно
направлена на охрану, юридическую помощь
и защиту прав человека с целью создания
ему высокого уровня правовой защищенности2.
Правовая защита как правовая
деятельность в любой из своих форм реализуется
только через правоотношения. Стало быть,
можно сказать, что правовая защита –
это особый род правоотношений. Под правоотношением
понимается специфическая разновидность
общественных отношений, участники которого
связаны взаимными юридическими правами
и обязанностями. Правовая защита – это
такая разновидность и общественных, и
правовых отношений, называемых правозащитными,
в которых одна (управомоченная) сторона
вправе требовать недопущения посягательств
на свои права, свободы и законные интересы,
то есть их охраны, а в случае таковых –
их восстановления (защиты), а другая (обязанная)
– должна не допустить нарушения права
или восстановить его, если оно нарушено.
Важным элементом правозащитных
отношений является право человека на
правовую защиту. Оно есть не что иное,
как закрепленная в законе возможность
для управомоченного лица требовать от
обязанного, в т.ч. и виновного, лица недопущения
нарушений субъективного права или его
восстановления в случае нарушения.
Право человека на защиту права
включает ряд правомочий: право на обращение
в суд, право на судебную защиту, право
на международную защиту, право на рассмотрение
его дела в том суде и тем судьей, к подсудности
которых оно отнесено законом, право обвиняемого
на рассмотрение его дела судом с участием
присяжных заседателей в случаях, предусмотренных
законом, право потерпевших от преступлений
и злоупотреблений властью, право на доступ
к правосудию и компенсацию причиненного
ущерба и многие другие.
Специфика правомочий права
на защиту в правозащитных отношениях
характеризуется: во-первых, возможностью
требовать определенного поведения от
другой стороны; во-вторых, осуществлением
правомочия, как правило, через действия
обязанной стороны, то есть юридическая
обязанность носит активный характер,
а правомочие – пассивный; в-третьих, возможностью
принуждения обязанной стороны к совершению
действий, требуемых управомоченной стороной,
государством1.
Учитывая, что данное исследование
связано с международным аспектом защиты
прав человека, следует кратко остановиться
на рассмотрении международно-правовой
защиты.
Международно-правовая защита
человека есть результат реализации на
практике международным сообществом государств
одного из основных принципов международного
права – принципа всеобщего уважения
прав человека и основных свобод для всех.
Его становление в международном праве
происходило в современную эпоху, а утверждение
– после разгрома фашизма в 1945 г.2 Проблема
основных прав из чисто внутренней стала
превращаться в международную, в результате
чего конституционное право постепенно
начало подпадать под влияние международных
стандартов.
Ко времени окончания Второй
мировой войны международно-правовой
практике были известны лишь отдельные
случаи заключения ограниченным числом
государств договоров и соглашений, в
которых в той или иной степени затрагивались
вопросы защиты некоторых прав личности.
К их числу относятся договоры и конвенции,
содержащие положения о борьбе с рабством
и работорговлей, о защите прав военнопленных,
религиозных и национальных меньшинств.
Эти соглашения сыграли определенную
положительную роль в защите прав человека,
а опыт их разработки и принятия был учтен
в ходе разработки Устава ООН, который
стал первым международным документом,
провозгласившим необходимость содействия
всеобщему уважению прав человека. Провозглашенная
в Уставе ООН (преамбула) решимость народов
Объединенных Наций "вновь утвердить
веру в основные права человека, в достоинство
и ценность человеческой личности, в равноправие
мужчин и женщин и в равенство прав больших
и малых наций..." и "содействовать
социальному прогрессу и улучшению условий
жизни при большей свободе..." объяснилась,
прежде всего, требованием народов восстановить
попранные фашизмом основные права и свободы
человека и защитить от возможным попыток
их нарушения в будущем"1.
Вот почему уже в п. 3 ст. 1 говорится,
что целью Организации Объединенных Наций
является международное сотрудничество
"... в поощрении и развитии уважения
к правам человека и основным свободам
для всех, без различия расы, пола, языка,
и религии" (п. с ст. 55). Таким образом,
осуществление ООН международного сотрудничества
для содействия всеобщему соблюдению
прав человека есть одновременно и цель,
и обязанность этой организации.
В ходе реализации цели и обязанностей
ООН, определенных п. 3 ст. 1 и п.с ст. 55 в
области уважения и соблюдения прав человека,
за короткий срок в мире сложился эффективный
механизм международно-правовой защиты
основных прав человека. Начало его созданию
было положено в 1946 г. созданием Комиссии
Организации Объединенных Наций по правам
человека. В ее обязанности вменялась
подготовка Хартии прав человека, определяющей
права и свободы, декларированные Уставом
ООН. Хартию должны были составить такие
документы, как декларация прав человека,
конвенция о правах человека и акт, содержащий
механизм реализации конвенции.
Первая часть Хартии прав человека
была реализована 10 декабря 1948 г., когда
Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую
декларацию прав человека. Всеобщая декларация
нашла поддержку, широкое распространение
и использование во всех странах мира.
При обсуждении вопросов, касающихся прав
человека, принято ссылаться на Декларацию.
Выдержки из Декларации содержатся в текстах
конституций многих государств, в том
числе и Украины, включены они и во многие
международные документы, в том числе
и в региональные договоры и конвенции,
а также многочисленные резолюции Организации
Объединенных Наций, согласованные государствами-членами.
В ходе разработки второго и
третьего документов было принято решение
вместо второго – принять два самостоятельных
документа о правах человека. Поэтому
вторая и третья части Хартии прав человека
включают в себя, соответственно, два пакта,
принятых Генеральной Ассамблеей ООН
16 декабря 1966 г. – Международный пакт об
экономических, социальных и культурных
правах1 и Международный пакт о гражданских
и политических правах2, к которому относятся
также первый и второй Факультативные
протоколы.
Задолго до принятия глобальных
универсальных актов, установивших механизм
международно-правовой защиты человека,
4 ноября 1950 г. был принят региональный
акт – Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод3. Этим
документом были учреждены Европейская
комиссия по правам человека и Европейский
суд по правам человека (ст. 19). В компетенцию
Комиссии входило рассмотрение жалоб,
направленных любым государством-участником
через Генерального секретаря Совета
Европы о предполагаемом нарушении положений
Конвенции другим государством (ст. 24),
получение и рассмотрение петиций, направленных
на имя Генерального секретаря Совета
Европы любым лицом, неправительственной
организацией или группой лиц, утверждавших,
что они явились жертвой нарушения одной
из сторон прав, провозглашенных в Конвенции
(ст. 25). К компетенции Суда относились
все дела, связанные с толкованием и применением
Конвенции, которые договаривающиеся
стороны или Комиссия передавали в Суд
(ст. 45).
Таким образом, к концу 1960-х
– началу 1970-х гг. сложился механизм международно-правовой
защиты прав человека, который охватил
большинство суверенных государств и
который сохранился до настоящего времени
с некоторыми нововведениями на региональном
уровне.
Термин "международная защита
прав" в региональных документах употребляется
с 4 ноября 1950 г., с момента подписания членами
Совета Европы Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод
(ст. 26), а в глобальных – с 19 ноября 1966 г.,
с момента принятия Генеральной Ассамблеей
ООН Резолюции 2200А (XXI), одобрившей Пакт
о гражданских и политических правах (ст.
2). Однако в отечественной научной литературе
термин "международно-правовая защита
человека" стал употребляться совсем
недавно, с середины 1980-х гг., когда наметилась
демократизация и деидеологизация международных
отношений, и в последнее 15 лет находит
широкое применение1.
Так, например, А. П. Мовчан писал,
что "международная защита прав человека"
перекочевала в научную литературу и прессу
из разговорной речи как лаконичный синоним
деятельности ООН и государств в сфере
соблюдения прав человека. То есть под
краткой формулой "международная защита
прав человека", – считал он, – стали
понимать "международное сотрудничество
государств, усилия и меры ООН по содействию
"всеобщему уважению и соблюдению прав
человека и основных свобод для всех..."
(п. с ст. 55 Устава ООН)2.
По сути такое же, только более
широкое, определение дают авторы одного
из учебников. "Международная защита
прав человека, – пишут они, – есть совокупность
межгосударственных согласованных мер,
направленных на установление всеобщего
минимума элементарных демократических
прав и свобод, на запрещение незаконных
посягательств на права и свободы, в том
числе дискриминационной политики и действий,
признаваемых преступными с точки зрения
современного международного права, В
сферу международной защиты основных
прав человека входит разработка межгосударственных
соглашений и иных документом о правах
человека, а также содействие их осуществлению"1.
В международной защите прав
А.П. Мовчан выделяет три основных элемента.
Это: а) создание рекомендаций, адресованных
всем государствам по поводу того, какие
именно права человека и основные свободы
для всех должны подлежать универсальному
уважению и соблюдению; б) разработку международных
договоров о правах человека (пактов, конвенций
и т.п.), которые налагают юридические обязательства
на государства признавать, предоставлять
и обеспечивать эффективной защитой в
соответствии со своим законодательством
права и свободы личности, которые перечислены
в таких международных соглашениях; в)
создание специального международного
механизма по проверке выполнения государствами
своих международных обязательств по
правам человека2.
В.А. Карташкин в международно-правовую
защиту человека справедливо включает
такие составляющие, как цель, принципы,
международные соглашения, содержащие
нормы и принципы, касающиеся основных
прав человека, социальные, экономические,
политические, гражданские и культурные
права человека, а также контрольный механизм
ООН3.
Ю.А. Решетов в международно-правовой
защите, в свою очередь, отмечает такие
элементы, как обязательства государств
по соблюдению прав человека; ответственность
государств за массовое нарушение прав
человека; средства правовой защиты1. В.М.
Чхиквадзе вычленял в качестве таковых:
механизм защиты прав каждого человека;
стандарты в защиту прав человека; трансформацию
межгосударственных соглашений в национальное
законодательство; правосубъектность
индивидов; механизм обеспечения прав
человека на международном уровне2. Особо
выделяют ученые в системе международной
правовой защиты человека такой ее элемент,
как имплементация (практическое осуществление)3.
Синтезируя вышеперечисленные
точки зрения, можно утверждать, что система
международно-правовой защиты человека
включает следующие взаимосвязанные и
взаимообусловленные элементы: 1) цель;
2) принципы; 3) международно-правовые договоры,
регулирующие международно-правовую защиту
человека; 4) международные стандарты основных
прав человека; 5) имплементацию международно-правовой
защиты человека.
Принципы международно-правовой
защиты человека наукой разработаны еще
не до конца. При их определении автор
исходил из существа принципов международного
права вообще и понимает под ними общепринятые
международным сообществом нормы, обладающие
высшей императивной юридической силой
и имеющие наибольшее значение для установления,
охраны и защиты прав человека. Это значит,
что с их помощью закрепляются основы
современной системы международно-правовой
защиты прав человека и что они способствуют
нормальному функционированию и развитию
этой системы. Будучи ядром названной
системы, принципы существуют только как
универсальные, общепризнанные и общеобязательные
нормы4.
Принципы и их содержание формулируются
и развиваются преимущественно не в международно-правовых
договорах, а в международных политических
актах. Поэтому они являются не только
правовыми, но и политическими. Особая
роль в их провозглашении принадлежит
резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН,
документам, принимаемым в рамках СБСЕ.
Анализ принципов показывает,
что все они тесно переплетены и активно
взаимодействуют. Взаимодействие характеризуется
взаимозависимостью и условной иерархией.
Одни принципы являются гранями другие,
еще более общих. Только в единстве они
могут функционировать эффективно. В противном
случае преувеличение одного из них повлечет
hi собой противопоставление другим.
Общепризнанные принципы международно-правовой
защиты основных прав человека являются
частью конституционного права Украины
и подлежат непосредственному применению
исполнительными органами и судами. К
общепризнанным принципам относятся только
те, которые признаны большинством государств,
в том числе и Украиной1. А такого рода
принципы, относящиеся к международно-правовой
защите прав человека, обладают преимущественной
силой перед всеми другими нормами права
Украины.
Однако достичь единства в определении
арсенала международно-признанных принципов
защиты основных прав человека пока не
удалось. К примеру, А.П. Мовчан к принципам,
на которых должно строиться сотрудничество
государств в защиту прав человека, относит:
суверенное равенство государств, равноправие
и самоопределение народов, разрешение
международных споров мирными средствами,
воздержание от угрозы применения силы,
добросовестное выполнение обязательств,
невмешательство во внутренние дела других
государств2. С этим утверждением нельзя
не согласиться. Но не потому, что это принципы
собственно международно-правовой защиты
человека, а потому, что это принципы международного
права – явления более широкого, чем международно-правовая
защита, и, следовательно, распространяют
свою юридическую силу и на международно-правовую
защиту, как и на все прочие международные
правоотношения. Поэтому сводить принципы
международного права и сотрудничества
государств к принципам международно-правовой
защиты основных прав было бы с любой стороны
упрощением проблемы.