Национальная безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Актуальность темы реферата определяется, прежде всего, исключительной важностью задач национальной безопасности, решение которых является ключевым моментом обеспечения жизнеспособности любого социума, наиболее существенной составляющей его государственной самоорганизации. Последовательная защита национальных интересов страны, адекватная реакция на внутренние и внешние угрозы выступают в качестве важнейших функций государства, наиболее точно характеризуют уровень эффективности работы основных его институтов.
Обеспечение национальной безопасности приобретает особое значение в периоды радикального обновления основ государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчивом состоянии и сталкиваются с целым комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей и, вызванным трансформационными процессами, объективным ослаблением базовых государственных начал.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.92 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и другое. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.

Повышенный интерес современного российского общества к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разобраться в сущности самого социального явления "безопасность", увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами. При этом возникает множество вопросов о роли и функциях государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях власти и бизнеса в современной России, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства.

Концепция внешней политики Российской Федерации - система взглядов на содержание, принципы и основные направления  внешнеполитической деятельности России.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации  безопасности личности, общества и  государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Эволюция международных отношений  в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть  на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить  приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в  международных делах, повышения  ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи  с этим возможностей участвовать  не только в реализации международной  повестки дня, но и в ее формировании. В международной обстановке, наряду с позитивной тенденцией - укреплением позиций Российской Федерации на международной арене, проявились и негативные тенденции, которые необходимо учитывать при проведении внешнеполитического курса России на конкретных направлениях.

В соответствии с высшим приоритетом  национальной безопасности - защитой  интересов личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

1. обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее  суверенитета и территориальной  целостности, прочных и авторитетных  позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих  интересам Российской Федерации  как одного из влиятельных  центров современного мира и  необходимых для роста ее политического,  экономического, интеллектуального  и духовного потенциала;

2. создание благоприятных внешних  условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный  путь развития, повышения уровня  жизни населения, консолидации  общества, укрепления основ конституционного  строя, правового государства  и демократических институтов, реализации  прав и свобод человека и,  как следствие, обеспечение конкурентоспособности  страны в глобализирующемся мире;

3. воздействие на общемировые  процессы в целях установления  справедливого и демократического  миропорядка, основанного на коллективных  началах в решении международных  проблем и на верховенстве  международного права, прежде  всего на положениях Устава  ООН, а также на равноправных  и партнерских отношениях между  государствами при центральной  и координирующей роли ООН  как основной организации, регулирующей  международные отношения и обладающей  уникальной легитимностью;

4. формирование отношений добрососедства  с сопредельными государствами,  содействие устранению имеющихся  и предотвращению возникновения  новых очагов напряженности и  конфликтов в прилегающих к  Российской Федерации регионах  и других районах мира;

5. поиск согласия и совпадающих  интересов с другими государствами  и межгосударственными объединениями  в процессе решения задач, определяемых  национальными приоритетами России, создание на этой основе системы  двусторонних и многосторонних  партнерских отношений, призванной  обеспечить устойчивость международного  положения страны к колебаниям  внешнеполитической конъюнктуры;

6. всесторонняя защита прав и  законных интересов российских  граждан и соотечественников,  проживающих за рубежом;

7. содействие объективному восприятию  Российской Федерации в мире  как демократического государства  с социально ориентированной  рыночной экономикой и независимой  внешней политикой;

8. поддержка и популяризация  в иностранных государствах русского  языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в  культурно-цивилизационное многообразие  современного мира и в развитие  партнерства цивилизаций. 

Актуальность темы реферата определяется, прежде всего, исключительной важностью  задач национальной безопасности, решение  которых является ключевым моментом обеспечения жизнеспособности любого социума, наиболее существенной составляющей его государственной самоорганизации. Последовательная защита национальных интересов страны, адекватная реакция  на внутренние и внешние угрозы выступают  в качестве важнейших функций  государства, наиболее точно характеризуют  уровень эффективности работы основных его институтов.

Обеспечение национальной безопасности приобретает особое значение в периоды  радикального обновления основ государственного строя, когда общество и государство  находятся в неустойчивом состоянии  и сталкиваются с целым комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей и, вызванным трансформационными процессами, объективным ослаблением базовых государственных начал.

Объект исследования – политические меры обеспечения национальной безопасности России.

Предмет исследования - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации  безопасности личности, общества и  государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, изложенные в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Целью работы является анализ внешней  политики Российской Федерации. Изучение основных направлений деятельности государства в области реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, для  более полного раскрытия темы определены следующие задачи:

  1. Исследование национальной безопасности России;
  2. Выявить структуру концепции национальной безопасности РФ;

3. Рассмотрение проблем социально-экономического характера, оказывающие значимое влияние на состояние национальной безопасности России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Сегодня к проблемам национальной безопасности обращаются представители не только социологии, политологии, экономики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структурные и функциональные компоненты общей социальной системы национальной безопасности. Среди них – философы, историки, психологи, демографы, экологи, юристы, биологи и др.

Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный  подход к исследованию национальной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднозначно и противоречиво развивающейся социальной действительностью. Комплексное исследование национальной безопасности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только отдельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление социальных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих.

Изучение национальной безопасности требует нового категориального аппарата и комплексного исследования проблем безопасности, применения современных методов сбора и анализа информации.

Национальные ценности, интересы и  цели, угрозы и опасности, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектический сплав структурных компонентов этой системы олицетворяет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отношений личности, общества и государства в их деятельности по созданию условий существования и устойчивого развития.

В реформирующейся России именно защита национальных ценностей, интересов и целей, правильный выбор национальных способов и путей является главным условием обеспечения национальной безопасности.

Сложность исследуемых процессов  и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и  сила влияния эволюционных процессов на параметры системы национальной безопасности стремительно растут по мере исторического развития. Это определяет необходимость выработки цельной системы корректных и научно обоснованных прогностических методов исследования, оценки состояния и перспектив развития национальной безопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз национальным ценностям, интересам и целям Такая система прогностических методов позволила бы снять социальную и экономическую напряженность, предотвратить наступление крупномасштабных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших и сложнейших проблем современности. Их важность настолько велика, что все методы, средства и инструменты, применение которых может помочь их решению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности.

До 1997 г. в России не было единого  документа, отражающего концепцию  национальной безопасности. Вместо него государство и общество полагались на некий синтез программных заявлений государственных и партийных деятелей, которые отражали национальные ценности, интересы и цели, а также угрозы им.

В настоящее время в Российской Федерации активно дорабатывается Концепция национальной безопасности.

В процессе разработки концепции, политики и стратегии национальной безопасности их авторы должны придерживаться единого понимания национальной цели, национальных ценностей и интересов.

Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю национальную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как идеальный результат деятельности, удовлетворяющий устремления, подавляющего большинства россиян. Если такая формулировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстракции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспечения национальной безопасности. Исчезает и смысл реального целеполагания, как руководства при выборе одного из альтернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения национальной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих совокупность социальных ценностей и жизненно важных интересов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства.

Несмотря на плюрализм социальных интересов, справедливо утверждать, что жизненно важные интересы личности, социальных групп и государства вполне определены и немногочисленны. Кроме того, каждый из нас несет в себе собирательный образ всех россиян, как единого народа. И тот, кто руководит государством и обществом, не может игнорировать национальную самобытность и национальные цели и интересы общества. Хотя и неразумно сегодня ожидать, что провозглашение руководством неких национальных целей вызовет единодушную поддержку, однако, руководитель должен стремиться к национальному консенсусу. В настоящее время общество могло бы поддержать такую национальную цель, как безопасность и благосостояние народа (духовное и материальное).

Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание  потребностей трех компонентов нации  – личности, общества и государства. Потребности объективно возникают в различных сферах жизнедеятельности людей, среди которых можно выделить шесть групп интересов:

1. экономические (внешние и внутренние);

2. политические (внешние и внутренние);

3. социальные (внутренние);

4. экологические (внутренние);

5. оборонные (внешние и внутренние);

6. информационные (внешние и внутренние).

Эти группы интересов проявляются  на трех уровнях внутри страны – федеральном, региональном и местном. Они взаимосвязаны и часто наслаиваются друг на друга. При защите их целесообразно использовать все способы и ресурсы обеспечения национальной безопасности.

В первую очередь подлежат защите государством и обществом высшие жизненно важные интересы нации. В зарубежной политологии их часто называют "интересами выживания нации". К ним относятся: защита национальной независимости (суверенитета), территориальной целостности и конституционного строя; конституционные права и свободы человека, возможность продолжить свой род и развиваться, личная и имущественная безопасность, здоровая среда обитания человека; реальное функционирование структур гражданского общества, функционирование механизмов контроля над государством, условия для духовного и материального благосостояния (без этого нация "скатывается" к тоталитарному государству и постепенно деградирует, что ведет к политической нестабильности и, в конечном счете, может привести к "умиранию" государства). Группы лиц, институты и отдельные личности могут иметь свои собственные интересы (групповые, профессиональные, корпоративные и т.д.).

Информация о работе Национальная безопасность России