Национальная безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Актуальность темы реферата определяется, прежде всего, исключительной важностью задач национальной безопасности, решение которых является ключевым моментом обеспечения жизнеспособности любого социума, наиболее существенной составляющей его государственной самоорганизации. Последовательная защита национальных интересов страны, адекватная реакция на внутренние и внешние угрозы выступают в качестве важнейших функций государства, наиболее точно характеризуют уровень эффективности работы основных его институтов.
Обеспечение национальной безопасности приобретает особое значение в периоды радикального обновления основ государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчивом состоянии и сталкиваются с целым комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей и, вызванным трансформационными процессами, объективным ослаблением базовых государственных начал.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.92 Кб (Скачать файл)

С 1993 г. по настоящее время при  непосредственном участии Совета безопасности были выработаны следующие решения  в сфере безопасности. В области  обеспечения международной безопасности, как одной из приоритетных, выработана политика в отношении стран СНГ. Получил развитие принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, прагматичного  и дифференцированного подхода  в зависимости от готовности отдельных  государств развивать сотрудничество. Большое внимание в настоящее  время уделяется становлению  организаций Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ЕвразЭС как  центров интеграции на постсоветском  пространстве как в военно-политическом, так и в экономическом отношениях, вопросам урегулирования конфликтов в  Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе. Действует Комитет  секретарей советов безопасности ОДКБ. Разрабатывались предложения об урегулировании кризисных ситуаций в различных странах мира, затрагивающих интересы России. Рассматривались вопросы о перспективах отношений России и НАТО, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.

В области экономического обеспечения  национальной безопасности России приняты  решения о повышении роли страны в обеспечении международной  энергетической безопасности, технологической  модернизации российской экономики, преодоления  негативных тенденций в социальной сфере, улучшения демографической  ситуации в стране, миграции населения.

Выработаны основные направления  обеспечения национальной безопасности в дальневосточном и Сибирском  федеральном округе, Калининградской  области, Каспийском регионе.

Определены основные направления  развития военной организации РФ до 2015 г., где предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, контактных, технически оснащенных вооруженных сил, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников  правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей.

Одобрены основы военно-технической  политики и концептуальные документы, определяющие долгосрочную политику в  области развития оборонно-промышленного  и научно-технического комплексов в  стратегически важных видах деятельности — морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию противоракетной и  противовоздушной обороны, управлению войсками, радиоэлектронной борьбе и  электронной компонентной базе.

Выработан комплекс взаимоувязанных  мероприятий по обеспечению защищенности населения страны критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических продвижений.

Разработаны меры по защите национальных интересов РФ на государственной  границе. Особое внимание уделяется  противодействию экстремистским проявлениям, борьбе с преступностью (в том  числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ), транснациональным рискам и угрозам, выявлению, предупреждению и ликвидации террористических угроз  и конфликтных ситуаций, борьбе с  международным терроризмом и  его проявлениями на территории РФ, противодействию финансирования терроризма. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального  антитеррористического комитета.

Организована работа по обеспечению  безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной  информационной безопасности и подготовка Стратегии развития информационного  общества в России. При СБ РФ работают межведомственные комиссии, которые  образуются в соответствии с его  задачами и направлениями деятельности. Они могут создаваться по функциональному  или региональному признаку на постоянной или временной основе.

 

3.1 Национальная экономическая  безопасность

Экономическая безопасность органически  включена в систему государственной  безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание стабильного  мира в обществе, защита от экологических  бедствий, внешних и внутренних угроз. Здесь все взаимосвязано и  одно направление дополняет другое. Однако решающая, базисная роль принадлежит  экономической безопасности.

В настоящее время не существует общепринятого понятия «экономической безопасности». До недавнего времени  доминировало традиционное понимание, согласно которому она рассматривалась  как одна из характеристик глобального  военно-стратегического противостояния социализма и империализма. Безопасность понималась как способность к обеспечению выживаемости страны в условиях военных действий.

Разновидностью традиционного  подхода применительно к мирному  периоду стало понимание экономической  безопасности как способности к  обеспечению выживаемости экономики  страны в случае природных бедствий и экологических катастроф.

На Западе широко распространен  подход, согласно которому экономическая  безопасность рассматривается как  обеспечение живучести национальной экономики в условиях мировых  экономических кризисов. В последние  годы на Западе понятие «экономической безопасности» было дополнено таким  признаком, как способность к  обеспечению конкурентоспособности  национальной экономики или ее ведущих  отраслей на мировой арене.

Анализ реальных современных процессов  и осмысление богатого отечественного и зарубежного опыта позволяет  выделить три важнейших элемента экономической безопасности: экономическая  независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики и способность  к саморазвитию и прогрессу.

Таким образом экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Тот или иной уровень экономической  безопасности может рассматриваться  лишь в конкретных исторических условиях и зависеть от поставленных целей. Например, если в экстремальных условиях предприятие  ставит себе цель выжить в конкурентной борьбе или удержаться наплаву в  кризисной фазе, то падение объема производства и уровня продаж может  считаться вполне безопасным. Если его цель увеличить свою долю на рынке товара, то такое падение  представляет собой реальную угрозу и положение предприятия вряд ли можно считать безопасным.

Теоретически на минимальном уровне безопасность гражданина может быть обеспечена и без особого участия  государства. В стране с достаточно высоким уровнем сельского населения, наличием подсобных хозяйств и родственных  связей с селом даже при развале  промышленного производства речь о  физическом выживании населения  не стоит. Разумеется, в этом гипотетическом случае говорить об экономической безопасности государства не приходится.

Естественно, наиболее привлекательным  и идеальным вариантом является сочетание высокого уровня экономической  безопасности с таким же высоким  уровнем экономической безопасности общества и государства в целом.

В январе 1995 г. Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экономической  безопасности утвердила «Основные  положения государственной стратегии  в области экономической безопасности РФ» и представила их на рассмотрение Президенту РФ. 29 апреля 1996 г. Указом Президента РФ №608 была одобрена «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», а Правительству РФ было предложено осуществлять координацию работы федеральных  органов исполнительной власти, связанной  с их осуществлением.

Данный документ состоит из четырех  разделов:

1. цель и объекты;

2. угрозы;

3. критерии и параметры;

4. меры и механизмы экономической  политики.

Целью Государственной стратегии  является обеспечение такого развития экономики, при котором создались  бы приемлемые условия для жизни  и развития личности, социально-экономической  и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности  государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних  угроз. Объектами экономической безопасности являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Во втором разделе дается характеристика внешних и внутренних угроз экономической  безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих  опасность для жизненно важных экономических  интересов личности, общества и государства.

Наиболее вероятными угрозами являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации  населения и повышение уровня  бедности, что ведет к нарушению  социального мира и общественного  согласия. Здесь важна нейтрализация  таких отрицательных факторов, как:

— расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу  бедных;

— увеличение доли бедных слоев населения  в городе по сравнению с деревней, что создает благоприятную почву  для наркомании, организованной преступности, проституции и т.д.;

— рост безработицы;

— задержка с выплатой заработной платы, остановка предприятий.

2. Деформированность структуры  российской экономики, обусловленная  такими факторами, как:

— усиление топливно-энергетической направленности экономики;

— отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

— низкая конкурентоспособность продукции  большинства отечественных предприятий;

— свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

— разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад научных коллективов и  на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

— завоевание иностранными фирмами  внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

— приобретение иностранными фирмами  российских предприятий с целью  вытеснения отечественной продукции  как с внешнего, так и с внутреннего  рынка;

— рост внешнего долга России и  связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

З. Возрастание неравномерности  социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

— объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом  отношении районов;

— нарушение производственно-технологических  связей между предприятиями отдельных  регионов России;

— увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества в  хозяйственной деятельности, вызванная  такими факторами, как:

— рост безработицы;

— сращивание части чиновников государственных  органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения  в различные властные структуры;

— ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

В третьем разделе определяются критерии и параметры состояния  экономики, отвечающие требованиям  национальной экономической безопасности.

Заключительный четвертый раздел посвящен рассмотрению мер и механизмов экономической политики, направленных на обеспечение национальной экономической  безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых – высокие требования к достоверности знания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфические особенности характерны не только для изучения системы, но и для ее функционирования. Национальная безопасность имеет сложную структуру. Только научная методология может найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, применение которого позволяет достичь наиболее глубокого осмысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функциональных компонентов. Система "национальная безопасность" выступает как диалектическое единство взаимодействия жизненно важных интересов личности, общества и государства. Политика, как деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, выступает в данной системе в совокупности ее функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного.

Информация о работе Национальная безопасность России