Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:59, реферат
Актуальность темы реферата определяется, прежде всего, исключительной важностью задач национальной безопасности, решение которых является ключевым моментом обеспечения жизнеспособности любого социума, наиболее существенной составляющей его государственной самоорганизации. Последовательная защита национальных интересов страны, адекватная реакция на внутренние и внешние угрозы выступают в качестве важнейших функций государства, наиболее точно характеризуют уровень эффективности работы основных его институтов.
Обеспечение национальной безопасности приобретает особое значение в периоды радикального обновления основ государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчивом состоянии и сталкиваются с целым комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей и, вызванным трансформационными процессами, объективным ослаблением базовых государственных начал.
Проблемы исследования национальной безопасности связаны с прогнозами развития геополитической структуры, развития экономики, вооруженных сил государств, их научно-технического потенциала, внутриполитической обстановки в них. Все эти процессы являются сложными и комплексными, их исчерпывающий прогноз современными средствами формального анализа невозможен. В то же время в течение этих процессов есть "простые" стороны, которые можно прогнозировать средствами формального анализа. Примерами "простых" сторон обсуждаемой проблемы являются макроэкономические процессы (изменение с течением времени таких величин, как: валовой национальный продукт, темп инфляции, учетные ставки, доходы различных групп населения и т. д. в зависимости от экономической политики правительства – налогов, государственных расходов, в зависимости также от характера экономических взаимоотношений государств и т.д.), которые сейчас уже можно попытаться прогнозировать с помощью математических моделей, процессы вооруженной борьбы с применением обычного оружия. В основе моделей таких процессов лежат балансы соответствующих, вовлеченных в них, материальных средств.
Этих простых сторон у любого сложного явления много, они образуют сложную структуру, в основе их изучения лежат различные формализации и математические методы. Когда все эти простые стороны в совокупности эквивалентны исходному процессу, то это означает, что данный процесс поддается изучению и прогнозированию с помощью средств формального анализа. В большинстве случаев это не так, и тогда изучение и прогноз данного процесса осуществляется, в конечном счете, с помощью специалистов, имеющих гуманитарную ориентацию. В какой мере при изучении общественно-политического процесса существенны его "простые" стороны, которые могут быть изучены формальными средствами, зависит от характера этого процесса. В какой мере эксперты при анализе общественно-политического процесса, при его прогнозе, при принятии решений используют результаты исследования формальными методами его "простых" сторон, зависит от общего развития науки и культуры, от образованности и культуры экспертов, от развития фундаментальной науки, математического моделирования, информатики и имеющихся в ней инструментов, от того, в какой мере средства формального анализа уже проникли в считающиеся гуманитарными сферы деятельности, наконец, от общественного мнения, от отношения к науке.
Другими словами, рациональным при
изучении сложных комплексных
2 КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Основным субъектом
Безопасность это целая
1. интересы;
2. угрозы и другие факторы воздействия на интересы;
З. система обеспечения
Структура обеих редакций Концепции национальной безопасности полностью соответствует принятым теоретическим нормам, рассмотренным выше:
• Раздел 1. Россия в мировом сообществе.
• Раздел 2. Национальные интересы России.
• Раздел З. Угрозы национальной безопасности.
• Раздел 4. Обеспечение национальной безопасности.
Интересы. Если с личными интересами все более или менее просто, то национальные интересы требуют более подробного изучения. Во-первых, национальные интересы нельзя свести к сумме интересов отдельных граждан. Национальными интересами могут быть признаны лишь «осознанные, официально выраженные объективные потребности народа,... направленные на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильного существования и стабильного развития».
Важно, чтобы национальные интересы имели постоянный, устойчивый характер. Другими словами, независимо от смены власти или даже формы правления в стране они должны оставаться магистральными направлениями ее развития, т.к. только так можно обеспечить стабильность развития и уверенность граждан в завтрашнем дне.
Следующим важным фактором, необходимым
при выработке Концепции
Выделяют три категории
Вторая категория — важные национальные интересы. Они учитывают социально значимые, приобретающие общенациональный масштаб опасности и угрозы.
Третья категория - национальные интересы.
Перечень их может быть очень широк,
т.к. в него включаются все, что имеет
общегосударственный и
По продолжительности действия выделяются долгосрочные (на длительную перспективу) и временные (краткосрочные, на переходный или особый период) интересы.
В Концепции национальной безопасности 2000 г. сказано:
«Национальные интересы — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Причем признается, что «национальные интересы в сфере экономики являются ключевыми».
С точки зрения универсальных ценностных ориентиров выделяются: гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика. Причем высшей ценностью определены права и свободы человека.
Угрозы. Термин «угроза» является частью
более общего понятия — «опасность».
Опасность — потенциальная
Угроза представляет собой фактор обстановки, способный отрицательно воздействовать на национальные ценности и национальные интересы страны, жизненно важные интересы личности и общества. В зависимости от ситуации на передний план могут выдвигаться факторы внутренней или международной обстановки.
Факторы внутренней обстановки рассматриваются, как правило, в трех широких плоскостях: социальной, экономической и политической. Социальные аспекты учитывают такие факторы, как степень национального единства, влияние географии, демографии, общественного настроения.
Экономические аспекты принято
оценивать в плане определения
структуры и объема ресурсов, необходимых
для решения проблем
Политические аспекты
В последней Концепции
Система обеспечения национальной
безопасности. Это тот механизм,
который позволяет
Закон РФ «О безопасности» определяет,
что систему безопасности России
«образуют органы законодательной,
исполнительной и судебной властей,
государственные, общественные в иные
организации и объединения, граждане,
принимающие участие в
3 СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Система обеспечения безопасности включает в себя наличие соответствующих структур и определенного процесса принятия и реализации решений по этим вопросам.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, он возглавляет Совет безопасности РФ, совместно с парламентом определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах своей компетенции принимает оперативные решения.
Силы обеспечения безопасности в настоящее время включает в себя: 1) вооруженные силы;
2) федеральные органы
3) органы внутренних дел;
4) органы внешней разведки;
5) обеспечение безопасности
6) органы налоговой службы;
7) службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;
8) пограничные войска;
9) внутренние войска;
10) органы, обеспечивающие безопасное
ведение работ в
12) органы таможни;
13) природоохранительные органы;
14) органы охраны здоровья
15) и др.
В совокупности вся система национальной безопасности включает объекты, субъекты, силы обеспечения безопасности, принципы и функции, которыми должны руководствоваться субъекты и силы обеспечения безопасности.
В формировании политики обеспечения национальной безопасности РФ принимают непосредственное участие:
- Президент Российской
- Совет безопасности (при Президенте) Российской Федерации;
- Федеральное Собрание РФ;
- Правительство Российской
- Министерство финансов
- Центральный банк России;
- Государственный комитет
Конституционным органом, осуществляющим
подготовку решений Президента РФ по
вопросам защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз, проведение
единой государственной политики в
области обеспечения
1. Определение жизненно важных
интересов общества и
2. Разработка основных
3. Подготовка рекомендаций
4. Подготовка оперативных
5. Подготовка предложений
6. Разработка предложений по
координации деятельности
7. Совершенствование системы
В состав Совета безопасности входят председатель СБ — по должности Президент РФ, постоянные члены и члены, назначаемые Президентом РФ по представлению секретаря СБ РФ с правом совещательного голоса.
К основным организационно-правовым
формам работы СБ РФ относятся: заседания,
оперативные совещания, совещания
по стратегическому планированию, рабочие
совещания, а также заседания
его рабочих органов —