Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:28, дипломная работа
Цель исследования: выявить роль фотографии в формировании имиджа современного политического лидера.
Данная цель обусловила постановку и реализацию следующих исследовательских задач.
1. Изучить структуру и основные элементы имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта.
2. Рассмотреть имидж как ключевое понятие политических связей с общественностью.
3. Выявить особенности невербальной составляющей имиджа политического лидера
4. Рассмотреть фотографию как инструмент формирования невербального имиджа политика.
5. Выявить роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: МЕСТО И РОЛЬ ФОТОГРАФИИ ...………………………………………………………………
1.1. Понятие, структура и основные элементы политического имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта ………………………….……
1.2. Невербальная составляющая имиджа политического лидера ………….
1.3. Роль фотографии в формировании невербального имиджа политика…
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А. МЕДВЕДЕВА ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ …….........
2.1. Теоретико-методологические предпосылки изучения специфики формирования имиджа Д.А. Медведева через фотографию ..………………
2.2. Роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
Приложение А. Официальные постановочные фотографии ………………..
Приложение Б. Профессиональные постановочные фотографии ………….
Приложение В. Групповые постановочные фотографии ……………………
Приложение Г. Студийная постановочная фотография ……………………..
Приложение Д. Ситуативные фотографии официальных встреч (без жестикуляции) ………………………………………………………………….
Приложение Е. Ситуативные фотографии официальных встреч (с жестикуляцией) ………………………………………………………………...
Приложение Ж. Ситуативные фотографии официальные выступления …...
Приложение К. Ситуативная групповая фотография ………………………..
Приложение Л. Ситуативные фотографии неформальных встреч …………
Приложение М. Ситуативные фотографии рабочих встреч ………………...
Приложение Н. Бланк опроса для эксперта ………………………………….
К основным характеристикам внешнего облика политика как визуальным доминантам его политического имиджа можно отнести телесные характеристики, манеры поведения, мимику, голос и стиль вербального общения, одежду и аксессуары.
Внешний облик политика во взаимосвязи
и взаимодополнительности всех его
составляющих выступает средством
самопрезентации и
Поскольку одной из главных характеристик
имиджа является искусственность создания,
логично, что имиджем политического
деятеля можно и нужно управлят
Итак, мы выяснили что, имидж – социально-психологический феномен. В изучении невербального компонента имиджа нас интересуют психологические особенности восприятия и возможные механизмы использования визуальной составляющей для решения поставленных задач.
Имидж, подразумевает обязательное наличие людей, воспринимающих качества человека, в сознании этих людей формируется впечатление о носителе имиджа. В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» говорит о так называемых «точках опоры» имиджа, подразумевая специфику обыденного сознания в восприятии имиджа. Восприятие человеком имиджа основано на психологическом механизме, каким является обыденное сознание. Обыденное сознание находится на стыке теоретического сознания и подсознания, его часто называют практическим. Схематично технологию работы обыденного сознания можно представить следующим образом: органы ощущения собирают «первичную» информацию, затем восприятие, как механизм переработки информации, создает «вторичную» информацию. Ту, которая подвергается рациональной обработке, т.е. осмыслению. В.М. Шепель считает, что многие специалисты необоснованно преувеличивают значение последней, недооценивая, что она во многом определяется качеством «первичной». (78, С. 301)
В своей работе А.Ю. Панасюк рассматривает принципы технологий формирования имиджа. Он говорит, что мнение об объекте формируется на основе осознанной и неосознанной информации. Неосознанной называется информация, которая находится в подсознании и проявляет себя в виде чувств, которые мало осознаются человеком или не осознается вообще.
Так вот А.Ю. Панасюк называет в соответствии с этим два основных принципа технологии формирования имиджа.
Первый принцип заключается в том, что, воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, нужно влиять не только на сознание, но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло бы чувство приятного, связанного с человеком или его именем.
Второй принцип – формируя имидж, следует больше воздействовать на подсознание людей. Так как мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, считается его собственным. А себе люди, соответственно, доверяют больше, чем другим. Это означает, что поведением человека больше управляют подсознательные программы. (47, С. 197)
Д.В. Ольшанский в своих исследованиях заключает, что имидж политика строится на основе того или иного психологического типа, понятного людям. Человеческая психика экономична, людям сложно вникать в уникальные черты, поэтому они невольно типизируют политиков, воспринимая их как готовый набор стандартных черт. Имидж политика должен опираться главным образом на один из распространенных стереотипов, соответствовать ему, тогда он легче запомнится аудитории, закрепится в массовом сознании и сработает в нужное время. (44)
Также этот аспект освещен в работе Е.Б. Змановской «Руководство по управлению личным имиджем». Автор дает определение типажа как обобщенного социально-психологического типа, легко различаемого и понятного каждому человеку. Когда мы говорим об использовании при построении имиджа приема типизации, исходим из того, что имидж является предельно упрощенным образом чего-либо. Типизация имеет две основные цели: во-первых, это повышение узнаваемости политика; во-вторых, облегчение восприятия конкретного имиджа.
Автор выделяет три приема типизации:
Разные специалисты предлагают
свои классификации типажей
Типы политических имиджей по классификации, предложенной Е.Б. Перелыгиной и А.А. Деркачом: «Свой парень», «Силовой» политик», «Человек власти», «Борец», «Знаток», «Аристократ», «Эпатажный». (48, С. 89 – 91)
Типы политических имиджей по классификации Д.В. Ольшанского: «Хозяин», «Артист», «Отличник», «Сподвижник», «Одиночка». (44, С. 78 – 79)
Целостный имидж состоит из «микроимиджей». Для того чтобы этот имидж был целостным и емким, броским и запоминающимся, конкретные модели должны включать 3-5 «малых типовых имиджей».
Типы имиджей, которые выделяют специалисты, касаются имиджа в целом, то есть всех его компонентов. Отдельной классификации типов имиджа для невербального компонента нет. Типы имиджа по невербальному компоненту – есть «микроимиджи», из которых складывается один целый. Для анализа невербального компонента по фотографиям, нам необходимо выявить, какие типы в принципе могут присутствовать в имидже первого лица государства, и какие невербальные компоненты, т.е какое невербальное поведение, свидетельствуют об этом конкретном типе. Наша классификация включает 9 типов имиджей, взятых из рассмотренных выше классификаций:
Структура имиджа (как роли) предполагает ядро (доминанту) и периферию (факультативные микророли). Ядро может быть представлено блоком типов политического имиджа: например, «Патриот» «Свой парень» и «Борец». Наш взгляд, модель имиджа может быть изображена в виде “древа”, где ствол – это доминанта имиджа, крупные ветви – сопутствующие доминанте роли, мелкие ветки – факультативные микророли. Крону «древа имиджа» образуют принципиально важные качества личности. Заметим, что в каждом конкретном случае они будут существенно отличаться.
Мы знаем, что внешние компоненты (мимика, жестикуляция, походка, расположение тела в пространстве и т.д.) воспринимаются подсознанием и в большей степени оказывают воздействие на индивида. Процесс получения этого знания человек не осознает, зато очень крепко присваивает его. Внешность же политического деятеля воспринимается, вероятнее, сознанием на самых ранних этапах формирования имиджа, на стадии знакомства с политиком. На основе восприятия внешности формируются такие эмоции, как симпатия, доверие, интерес, чувство страха или же чувство безопасности и др. Затем какие-либо изменения внешности воспринимаются уже подсознанием и выражаются также с помощью этих эмоций (например, политик похудел, мы не задумываемся о том, что он похудел, мы видим лишь изменение, от которого у нас появляется больше симпатии по отношению к этому политическому деятелю).
Восприятию
объекта непременно
Существуют сильные и слабые эмоции. Большинство политиков не вызывают сильных чувств, многие лидеры воспринимаются нейтрально, оставляя значительную массу избирателей равнодушными к себе и своей деятельности. Важна также динамика эмоций. Рассмотрим некоторые эмоции.
Трудно поддается объяснению и носит иррациональный характер симпатия по отношению к политическому деятелю. Очень часто симпатия возникает на основе воздействия внешних компонентов образа политика на подсознание людей. Поэтому симпатию, как правило, логически объяснить люди сами для себя не могут: «нравится, и все!».
Следующая важная для политиков эмоция – это интерес. Зарождается он также на подсознательном уровне, а воздействует на когнитивный, повышая мотивацию к получению информации. И снова, мы отмечаем, что неким «крючком» для возникновения интереса будут являться особенности внешности политика. Невербальный компонент, в данном случае, должен возбудить подсознание, что приведет к активации уже непосредственно сознания. А затем интерес служит основой избирательности восприятия, направленности и мобилизации внимания.
Страх или чувство безопасности. Нет сильно выраженного ощущения безопасности, оно вытеснено на подсознательный уровень. Страх политики вызывают у избирателей в начале своей карьеры, будучи непредсказуемыми, непросчитываемыми. Когда не знаешь, чего от этого политика следует ждать, это тоже вызывает тревогу. Но чувство безопасности будет сопряжено другим важным чувством – доверием. Если возникает доверие по отношению к деятелю, то крепнет и чувство безопасности.
Доверие – это ключевой и одновременно самый проблематичный момент в эмоциональном отношении к власти. Люди оставляют за собой право не доверять власти в принципе («по определению, ни один политик не может быть честным»), находя при этом достаточно оснований для позитивных эмоций («никому нельзя доверять, но есть те, которые нравятся»). Было бы не совсем верно считать, что доверие политические деятель может заслужить, главным образом, своими программами и своими действиями, так как, если габаритный образ политика не соответствует вербальному и деловому имиджу (по Панасюку), в сознании аудитории неизбежно возникнет диссонанс, это состояние будет приносить человеку неудобство, и, как следствие, человек вообще отказывается воспринимать данный образ («я его не воспринимаю»). Поэтому, говоря о доверии, важно расположить к себе людей, здесь начинает работать привлекательность внешности: особенности телосложения и лица, контакт глаз, жестикуляция, одежда, конечно. Чтобы программе политика и его обещаниям, заявлениям избиратели поверили, они должны сначала поверить образу этого полтика.
Имидж – это некая центрированная информация о политике. Поэтому в процессе восприятия имиджа неизбежно могут возникнуть барьеры. Существует множество барьеров (барьеры в восприятии морально-этических качеств политика, барьеры в восприятии политических мотивов, барьеры в восприятии политических и деловых качеств политика и т.д.), но большинство этих барьеров предполагает хорошую осведомленность о деятельности того или иного политика, понимание сути политического процесса – разумеется, не все избиратели хорошо осведомлены. Барьер в восприятии внешности политика является наиболее заметным, может возникнуть одновременно у большого числа людей, и одновременно он легче корректируется.
Привлекательность – один из главных факторов успешности политика. Степень привлекательности конкретного политика не остается одинаковой на протяжении все политической жизни. Поэтому в первую очередь следует говорить о барьерах восприятия внешности, телесных характеристик лидера (восприятие возраста и здоровья), его психологических особенностей (эмоциональная невыраженность).