Общая характеристика тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, по характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти - на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную.

Содержание

1. Введение 3
2. Понятие и предпосылки тоталитаризма 4
3. Экономические, социальные и духовные черты тоталитаризма. Разновидности тоталитарных режимов 11
4. Сила и слабость тоталитаризма 19
5. Заключение 23
6. Задача 25
7. Список литературы29

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

 

Общая характеристика тоталитаризма

Содержание:

  1. Введение                                                                                                            3
  2. Понятие и предпосылки тоталитаризма                                                     4
  3. Экономические, социальные и духовные черты тоталитаризма. Разновидности тоталитарных режимов                                                         11
  4. Сила и слабость тоталитаризма                                                                19
  5. Заключение                                                                                                 23
  6. Задача                                                                                                        25
  7. Список литературы                                                                                    29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости  от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, по характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти - на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную.

Существует множество  и других, в том числе более  сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства.

С 20-х годов прошлого века понятие тоталитаризма стало  широко употребляться в научной  и политической жизни. В его становлении  и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Возникновение тоталитаризма совпадает  с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма  сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения  и подавления, массовой пропаганды и коммуникации. Многие видные учёные трактуют термин тоталитаризм как разновидность  общественного порядка, при котором  человек оказывается подчинённым  некоему абстрактному целому. Главной  целью моей курсовой работы является выявить и показать тоталитарную политику со всех сторон.

2. Понятие и предпосылки тоталитаризма.

Тоталитарный режим характеризуется  абсолютным контролем государства  над всеми областями человеческой жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие «тоталитаризм» (от латинского totalis ) означает весь, целый, полный. Оно было введено идеологом итальянского фашизма Дж. Джитиле в начале 20 века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого момента начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и гитлеровской Германии с 1933 г.

В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем  есть общие черты, характерные для  всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность. К ним относятся  следующие:

- однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

- недемократический способ  организации партии – она строится  вокруг лидера. Власть идет вниз  – от лидера, а не вверх –  от масс;

- идеологизация всей жизни  общества. Тоталитарный режим –  это идеологический режим, где  всегда есть своя «Библия». Идеология,  которую определяет политический  лидер, включает серию мифов  (о руководящей роли рабочего  класса, о превосходстве арийской  расы и т.п.). Тоталитарное общество  ведет широчайшую идеологическую  обработку населения;

- монопольный контроль  производства и экономики, а  также всех других сфер жизни,  включая образование, средства  массовой информации и т.д.;

- террористический полицейский  контроль. В связи с этим создаются  концентрационные лагеря и гетто,  где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства  ни в чем не повинных людей.  С помощью силовых и карательных  органов государство контролирует  жизнь и поведение населения.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль играет глубокая кризисная ситуация. В числе основных условий возникновения  тоталитаризма многие исследователи  называют вступление общества в индустриальную стадию развития, когда резко возрастают возможности СМИ, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению контроля над личностью. Индустриальная стадия развития способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, например, формированию коллективистского сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. Важную роль играли и политические условия, к которым относятся: появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. Итак, тоталитарный режим следует разделять на чисто тоталитарный и посттоталитарный.

Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация  со стороны государства над всеми  сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся  на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях  формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой  группой лиц из правящей элиты. Осуществление  политического господства над всеми  сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную  систему, политический террор, тотальную  идеологическую обработку общественного  мнения.

Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление  политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.

Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая - школы  закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью); 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.

Автократическая традиция в  управлении обществом была свойственна  политической мысли не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона  и Аристотеля, Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Для правильно организованного  государства главное состоит  не в том, «чтобы лишь кое-кто в  нем был счастлив, но так, чтобы  оно было счастливо все в целом». Ради блага целого, т. е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск  истины; упраздняются семья, частная  собственность, поскольку они разобщают  людей; государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе  частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система  воспитания.

Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в., его идейные  истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего  идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости  обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным  знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное  обоснование тоталитарные модели государства  получают у Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо. В более  позднее время они развиваются  в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Нищие, Ленина, Сореля, Зомбарта и других мыслителей.

Теория тоталитаризма  складывалась в 40 - 50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом  в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам  тоталитаризма - работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

Более поздние попытки  создать эмпирическую, построенную  на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели особого  успеха, поскольку, отображая самые  одиозные политические системы XX в., они, по мере смягчения, либерализации стран  командного социализма, все больше расходились с действительностью  и к тому же не отражали принципиальных отличий различных тоталитарных систем. «В целом концепции тоталитаризма  показали себя как слишком упрощенные аналитические модели», адекватные главным образом лишь эпохе сталинского  террора.

Ввиду ограниченной применимости эмпирических теорий тоталитаризма  представляется более плодотворным трактовать его (аналогично демократии) как преимущественно нормативное  понятие, находящее большее или  меньшее практическое воплощение в  идеологии, политическом движении и  реальной политической системе.

Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики стало возможным  лишь в определенных общественных условиях. Главной общей предпосылкой тоталитаризма  является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила  общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую  идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.

На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры - монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в  общественной жизни, равно как и  очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали  иллюзии возможности перехода к  рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в  масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации  могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку  разрешения обострившегося в ходе общественного  развития реального противоречия между  усложнением социальной организации  и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы  первыми заявили, что чем сложнее  становится цивилизация, тем более  ограничивается свобода личности».

Порождением индустриализма и этатизма (резкого расширения государственного влияния) является и лежащее в  основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение. Его суть состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а совершенного, идеального государства - как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде.

Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность  человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии.

Тоталитаризм имеет для  социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой  веры и организации утвердить  себя в чем-то «вечном», несравненно  более значительном во времени и  пространстве, чем отдельный индивид, - в классе, нации, государстве, партии и т.п. С помощью приобщения к сакрализированной, всемогущей Власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту.

Информация о работе Общая характеристика тоталитаризма