Общая характеристика тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, по характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти - на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную.

Содержание

1. Введение 3
2. Понятие и предпосылки тоталитаризма 4
3. Экономические, социальные и духовные черты тоталитаризма. Разновидности тоталитарных режимов 11
4. Сила и слабость тоталитаризма 19
5. Заключение 23
6. Задача 25
7. Список литературы29

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Третья разновидность  тоталитаризма национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник и Германии в 1933г. Национал-социализм имеет родство  с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение  «товарищ». В то же время место  класса здесь занимает нация, место  классовой ненависти ненависть  национальная и расовая.

 

 

 

 

 

 

 

4. Сила и слабость тоталитаризма.

Тоталитаризм в его  коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации  ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.

Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в  мире благодаря своей связи с  социалистической идеологией, содержащей многие гуманные, идеи. Привлекательности  тоталитаризма способствовал и  страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективисткой пуповины индивида перед отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственными рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.

И все же тоталитаризм - исторически  обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом  за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления  большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное  к своевременному качественному  обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его  адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической  по своей сути идеологии и пропаганды.

Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским политическим системам, противостоящим идеализированным западным демократиям. Тоталитарные тенденции, проявляющиеся в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу и всецело подчинить индивида государственному и иному социальному контролю, имеют место и в странах Запада.

Тоталитаризм есть качественно  иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и  тоталитарные режимы, прежде всего - режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания  этой власти, то для носителей тоталитарного  начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью  утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося  режима является распространение своей  идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов  вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным  образом идеей мирового господства своей идеологии.

Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При  этом идеология исходит из некоторой  первичной системы идеалов. Октябрьская  революция ввела у нас существенно новую систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму - царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи «непогрешимого вождя» и «образа врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности - все это оправдывало необходимость противостояния «врагам народа». Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.

Любая тоталитарная система  создает культ. Но подлинным и  главным объектом его выступает  не человек, а власть как таковая. Культ власти - в этом состоит  сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью - ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть - имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего - ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.

Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая  их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства  и контроля.

Процесс становления и  утверждения тоталитаризма также  предполагает и насильственную «организацию»  общественной жизни на принципах  «чрезвычайного положения», что неизбежно  сопровождается милитаризацией.

Такая «организация» общественной жизни обусловливает применение средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого и активно осуществляемого люмпенизированной частью общества.

Ведущей и, безусловно доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии, поэтому политизация  тоталитарного общества сопровождается его милитаризацией.

Источником, экономической  базой тоталитаризма является тотальная  государственная собственность (на средства производства прежде всего). Экономическую основу этого строя составляет репрессивно-принудительный способ организации производства, базирующийся на монопольной государственно-бюрократической собственности.

Государство осуществляет тотальный  контроль над всеми сферами жизнедеятельности  общества в целом и отдельного индивида в том числе. Среди политологов  утвердилось и более краткое  определение тоталитаризма - это  закрытая система, в которой все  контролируется из единого центра.

Тоталитарный режим убивает  в граждан государства личность и индивидуальность. Правительство  не даёт ему самостоятельно мыслить  и принимать решения, потому что  всё решает за него. По сути тоталитаризм является тупиковой ветвью политической эволюции, и хотя он может существовать как временное явления для активизации всех сил, но так или иначе стечением времени он должен будет либо распасться либо трансформироваться во что то ещё, более пригодное для постоянной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение.

Таким образом, тоталитарный режим представляет собой политический режим, при котором государство  стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Основными признаками тоталитарного режима являются следующие:

1. централизованное руководство и управление экономикой;

2. всеобщий контроль над поведением индивида в социальной сфере;

3. признание руководящей роли одной партии в политической сфере и осуществление ею своей диктатуры;

4. господство официальной идеологии;

5. сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций;

6. концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженных сил.

Любые тоталитарные государства, так или иначе, примыкают к  трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются  существенные различия, например, между  сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.

Тоталитаризм в его  коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации  ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д.

Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в  мире благодаря своей связи с  социалистической идеологией, содержащей многие гуманные, социально-эмансипаторские и эгалитаристские идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида перед отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственных рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.

И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Рассуждая с точки зрения формальной логики можно считать, что  концентрация политической власти и  ее способность к широкому контролю над процессами общественной жизни  должны способствовать ее усилению. Вместе с тем, попытки установить 100% контроль над абсолютно всем и вся ведут  к такой потере контроля, по сравнению  с которой любая анархия покажется  воплощением порядка. Почему, как  Вы думаете, монополизация власти не приводит к ее эффективности? В какой  степени нужно учитывать факторы  самоорганизации общественного  организма?

Ответ:

Монополия - крупная компания, корпорация, объединяющая несколько  компаний и достигающая благодаря  этому положения на рынке определенного  товара или группы товаров, когда  рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными  словами - это компания, контролирующая производство или сбыт определенного  товара или услуги; исключительное право на осуществление той или  иной деятельности, предоставляемое  только определенному лицу, группе лиц, государству.

Функция власти - защита собственности, разрешение споров между подданными, обеспечение безопасности торговых путей, установление норм жизни. Власть, как и бизнес, в силу естественных законов стремится к монополизации  своей деятельности. Там, где власть достигла высокого уровня концентрации, происходит снижение уровня конкуренции  в политической сфере деятельности. Монополизация власти, как монополизация  в экономике, приводит к тому, что  властные структуры стараются максимизировать  сборы с населения. Это в свою очередь приводит к снижению возможностей для накопления гражданами, что ухудшает торговый климат. Нарушение естественных законов приводит к отставанию в  развитии данного государства, порождает  недовольство населения, провоцирует  революционные преобразования, ведет  к кардинальной смене всего комплекса  управления государством.

Самоорганизация - самопроизвольное изменение организации системы; это процесс спонтанного упорядочивания, образования и развития структур без целенаправленного управленческого  воздействия.

Подавляющее большинство  систем, которые являются объектами  воздействия со стороны государственного управления, обладают свойством самоорганизации. Самоорганизующимися системами  являются семья, этнос, государство, коллектив  и другие социальные общности. Практика показывает, что если правительство  страны проводит политику весьма далекую  от интересов и нужд большинства  людей, то они начинают жить по собственным  законам, обеспечивая различными способами  и путями свои потребности, функционируя тем самым как самоорганизующаяся система. Элементами самоорганизации  такой популяции, как человечество, являются вспышки эпидемий, войны, вооруженные  конфликты, различного рода катастрофы. Все это спонтанно регулирует численность человечества.

В чем же заключается значение идеи самоорганизации для осуществления  управления? Как управлять социальными  системами, развивающимися в режиме самоорганизации? Предварительные  ответы на эти вопросы могут быть сформулированы следующим образом: (1) знание законов самоорганизации позволяет вмешиваться в деятельность систем и определенным образом управлять ими; (2) процесс управления в режиме самоорганизации сводится к выявлению закономерностей, присущих системам эволюционных изменений, и направлению их по заданным траекториям.

Информация о работе Общая характеристика тоталитаризма