Оппозиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:24, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, обозначим цель исследования - охарактеризовать процесс трансформации политической оппозиции в России. Достижение цели предполагает раскрытие следующих задач:
1. Определить содержание политической оппозиции в рамках политической науки, в особенности в контексте моделей демократии.
2. Охарактеризовать эволюцию политической оппозиции и ее роль в политическом процессе современной России.

Содержание

Введение
Глава1: Феномен политической оппозиции
1.1 История феномена оппозиции.
1.2 Аспекты феномена оппозиции
Глава2: Парламентская оппозиция как институт политической сиситемы современной России
2.1 Общие черты парламентской оппозиции
2.2 Оппозиция в современной России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Полностью (1).doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 Во многом с классификацией  Киршхеймери перекликается классификация,  предложенная отечественным исследователем А.П.Цыганковым. На основе степени терпимости политической оппозиции по отношению к действиям правительства он выделяет лояльную, умеренную и нетерпимую (нелояльную) оппозиции50. Режим может считаться достаточно стабильным, если большая часть оппозиционных партий и движений лояльнык действиям правительства, а нетерпимые не в состоянии получить поддержку массовых социальных слоев. Непримиримая или радикальная оппозиция сильна во времена кризисов, когда к непримиримым примыкает значительное число умеренных. Такая оппозиция способна развиваться в двух направлениях. Она может либо интегрироваться в систему, либо при наличии объективных предпосылок приобрести статус общенационального лидера и способствовать ниспровержению существующего режима.

 Четко дать характеристику  умеренной оппозиции труднее,  т.к. умеренные не занимают  определенную позицию. В зависимости  от ситуации умеренная оппозиция  может примкнуть как к непримиримым, так и к лояльным[28].

 Морис Дюверже, исследуя  различную структуру оппозиции и правящих сил, указывает на особенности функционирования политических систем52. Многопартийная и двухпартийная политические системы порождают совершенно различные структуры власти. Двухпартийная система ведет к превращению оппозиции в эффективный политический институт. Как он отмечает, в Англии, где руководитель партии получает от государства регулярное вознаграждение и официальное звание «лидера оппозиции правительству Его Величества», оппозиции действительно придается статус публичной функции53. При многопартийном режиме оппозиция не совместима с этой институциональной формой, поскольку не совсем ясны ее границы по отношению к правительству. То есть власть может опираться то на одних, то на других, обращаясь к правым, чтобы провести одни меры, и к левым, чтобы осуществить другие. При многопартийности нет никакого настоящего органа, который мог бы взять на себя функцию официальной оппозиции.

 Характерной чертой  оппозиции при двухпартийном  режиме является умеренность,  т.к. сами условия политической борьбы, предполагающие чередование партий и возможность для сегодняшней оппозиции когда-то принять на себя ответственность за власть останавливают оппозицию от радикализации. Именно в силу противоположных обстоятельств, отличительной чертой оппозиции при многопартийных режимах является тяготение к демагогии, взаимным нападкам и преобладанию крайностей54.

 В условиях  многопартийности М.Дюверже выделяет  внешнюю оппозицию, представляемую  партиями меньшинства, и оппозицию  внутреннюю – между партиями самого большинства. Эту идею французского исследователя можно применить к анализу отношений между различными ветвями государственной власти. Например, между исполнительной и законодательной властью могут быть существенные различия по той или иной проблеме и эти две власти могут находиться в оппозиции друг к другу и представлять внутреннюю оппозицию, т.е. оппозицию внутри государственной власти. Другими важными моментами, определяющими характер и форму оппозиции, он считает ее численность, внутреннюю структуру, влияние ее союзов. Так, в роли оппозиции не могут вести себя одинаково большая партия, объединяющая множество интересов, и малая, представляющая какие-то специфические интересы. Следующий тезис М.Дюверже указывает на то, что характер оппозиции тесно связан с общими условиями борьбы партий. Он выделяет три различные ее типа: борьба без принципов (США, соревнование между партиями, не создающее раскола нации); борьба по второстепенным принципам (Великобритания и Северная Европа, где доктринальные разногласия конкурирующих партий совпадают с социальной стратификацией, но разногласий относительно фундаментальных принципов политического строя не возникает); и борьба вокруг принципов фундаментальных, вокруг самих основ государства и сущности режима[8].

По мнению отечественного исследователя Е.С.Дерябиной, можно  выделить два подхода в вопросе  о типологии политической оппозиции. Первый – аксеологический, – когда  оппозиция делится на лояльную, конструктивную, непримиримую (радикальную), умеренную и т.д. Данный подход в большей степени учитывает поведенческое проявление оппозиционности политических партий по отношению к власти. Но при этом размывается качество (степень) оппозиционности, так как иерархия защищаемых ценностей не рассматривается. Однако, используя только аксеологический подход, трудно выявить степень оппозиционности двух близких по духу политических партий, найти отличительное качество двух, казалось бы, одинаковых позиций[22].

Онтологический  подход учитывает степень соответствия стратегических целей оппозиционных  политических партий и движений конституционным  принципам политической системы. Таким  образом, считает Дерябина Е.С., онтологический подход затрагивает проблему «власть-оппозиция» только на уровне политического режима. При данном подходе все политические силы, отрицающие политический режим и не имеющие реального доступа к власти, относятся к внесистемным (леворадикальные и праворадикальные партии в западноевропейских странах).

 Говоря об  интегрированных типологиях и  подходах, следует отметить типологии Д.Г.Красильникова и В.Гельмана.

 Типология  политической оппозиции Д.Красильникова  носит системный характер, что  позволяет более глубоко рассмотреть  сущность политической оппозиции. С точки зрения теории систем, сущностным критерием определения и классификации политических сил может выступать соответствие стратегии партии или движения какому-либо системному качеству. Этот критерий подразумевает признание или отрицание политическим образованием фундаментальных, базовых ценностей системы. Например, для политической системы современной России таковыми можно признать рыночную экономику и частную собственность.

 В этой  связи Д.Г.Красильников делит  все политические силы России на три типа:

Системные, которые  принимают основные ценности существующей общественной системы и не принимают  несистемность. Но, одновременно, системные  политические образования могут  находиться в противоречии друг с другом, а также с властью.

Несистемные политические образования – те партии, движения, организации, которые на стратегическом уровне отрицают данную систему. «Им  свойственно неприятие, как отдельных  институтов системы, отдельных ее элементов, так и всей общественной системы  в целом с ее элементным составом и отношениями между отдельными элементами».

Межсистемные  политические образования могут  принимать некоторые ценности той и другой системы.

 Используемый  критерий для создания данной  типологии подвижен, поскольку содержит  отношение политических образований к ценностям конкретной политической системы. При использовании этой типологии в отношении другого системного качества и выделении тех же типов будет иным, поскольку исследуется отношение к иной общественной системе.

 Помимо этого существуют и внутритиповые различия в рассматриваемых типах политических образований. Как отмечает Д.Красильников: «поскольку все политические силы имеют дело с «ускользающей реальностью», с эволюционирующей политической системой, они вынуждены, так или иначе, модифицировать свои стратегию и тактику. Зависимость стратегии и тактики политических формирований от состояния системы позволяет выдвинуть в качестве критерия внутригруппового деления отношение политических образований к наличному состоянию системы». Если рассмотреть с этой точки зрения системный тип политических сил, то внутри него можно выделить как сторонников, так и противников наличного состояния системы. Первых преимущественно устраивают те процессы, которые происходят в общественной системе в настоящий момент. И поскольку наличное состояние системы, как правило, олицетворяется с существующей властью, то, соответственно, эта группа системных политических сил и на стратегическом, и на тактическом уровнях поддерживает эту власть и предлагаемые ею «правила игры»[15]. В первую очередь к ним стоит отнести собственно правящие партии, а также партии, которые условно можно назвать проправительственными.

 Вторые же, стратегически принимая базовые  ценности системы, негативно относятся  к наличному состоянию, которое, по их мнению, следует изменить. Эта группа системных сил, как правило, несколько дистанцируется от политической линии, которую осуществляет власть. Следовательно, эту группу системных образований можно охарактеризовать как «системную оппозицию». «Несмотря на общность системного происхождения, степень отрицания власти этой группой политических формирований существенно колеблется от критики власти по отдельным тактическим вопросам, до ее полного неприятия и стремления сменить политический режим». В связи с таким довольно широким диапазоном отрицания власти системной оппозицией представляется возможным использовать деление политической оппозиции на лояльную, конструктивную и «непримиримую», включив ее в системную типологию политических сил. Д.Г.Красильников отмечает также, что «две последних, в свою очередь, могут быть подразделены на левую и правую»[14].

 С одной  стороны, такая дифференциация  указывает на общую системную  природу власти и оппозиции.  С другой стороны, эта дифференциация  важна потому, что указывает на разную степень оппозиционности системных политических сил. Так, Дерябина Е.С. считает, что для лояльной системной оппозиции в большей степени характерно наличие скрытой оппозиционности, нежели открытой. Следствием этого является то, что критика власти с ее стороны носит непостоянный характер. Скорее всего, лояльная системная оппозиция может быть отнесена к «проправительственным» политическим партиям. Власть критикуется за тактические «промахи», тогда как генеральная линия сомнению не подлежит.

 В отличие  от лояльной оппозиции конструктивная  системная оппозиция имеет собственную  программу, отличающуюся от программы  власти. По мнению исследователей, чаще всего нишу конструктивной  оппозиции занимают политические  партии центристского толка68. Наиболее радикальной в рамках системной оппозиции является системная «непримиримая» оппозиция. Существенным отличием является то, что политические партии такого толка, как правило, не идут на компромисс с властью.

Несистемные политические образования, стратегически отрицая систему, отрицают любое наличное состояние системы. Но степень этого отрицания может быть разной, как и тактика, используемая несистемной организацией для достижения своих целей. Следовательно, несистемные силы могут быть тоже разделены на две группы: внесистемная оппозиция, т.е. те партии и движения, которые отрицают основополагающие ценности общественной системы, все ее элементы и структуры. При этом отрицается возможность использования каких-либо системных элементов для достижения своих целей. Данная оппозиция характеризуется скрытым политическим поведением.

Несистемная оппозиция, которая в своей стратегии  отрицает существующее системное качество, но по тактическим соображениям при  определенном состоянии системы  считает возможным использовать некоторые системные элементы и институты для достижения своих целей. Д.Г.Красильников замечает: «Но такое участие в функционировании системных элементов не должно превратиться из тактической задачи в стратегическую цель». Наряду с открытым политическим поведением у этой группы должно присутствовать и скрытое, причем в доминирующей форме.

 Межсистемные  политические силы, являясь промежуточными, могут выступать как межсистемная  оппозиция. В этом случае межсистемные  политические формирования находятся  в оппозиции к системным силам, выступая за существенное реформирование системы через включение в нее ряда элементов иной системы. При этом межсистемная оппозиция признает системные элементы как своего рода «неизбежное зло». Это обстоятельство указывает на самостоятельность межсистемной оппозиции, отличая ее от системной и несистемной оппозиций. Промежуточное положение межсистемных политических формирований «свидетельствует о существовании двух взаимоисключающих тенденций: к интеграции с системной оппозицией, с одной стороны, и несистемными политическими силами – с другой».

 Работы Е.С.Дерябиной  и Д.Г.Красильникова относятся  к переходному периоду – началу 90-х гг. ХХ в., более поздними  являются исследования В.Я.Гельмана, который характеризует политическую  оппозицию уже в новом политическом контексте[23].

 Гельман  пишет: «сейчас изучение политической  оппозиции не относится к числу  направлений, находящихся в фокусе  современной политической науки», и созданные классификации «либо представляют собой конструкции, созданные применительно к конкретному случаю, любо столь нагружены «измерениями», что, по сути, утрачивают объяснительную силу». В связи с этим, В.Я.Гельман предлагает создать в частности для России не новую типологию, а «концептуальную карту»74, которая позволит выявить различные виды политических оппозиций и проследить их динамику, т.к. Россия находится на стадии формирования своей политической системы, государственности, институтов, поэтому для классификации российской оппозиции необходима особая модель[15].

 В качестве «сетки координат» исследователь предлагает использовать два основных измерения – цели и средства оппозиции. На одном конце шкалы необходимо расположить те организации, партии, которые не представлены в правительстве, но готовы при возможности войти в его состав без существенных изменений режима и политического курса, т.е. «полуоппозицию». На противоположном конце окажется «принципиальная» оппозиция, т.е. те политические силы, которые способны достичь своих целей, обретя всю полноту власти. Данная шкала позволяет вместить все типы оппозиций – от неструктурной, ориентированной на изменение отдельных аспектов политического курса, до структурной, выступающей за смену политического режима.

 Классифицировать  средства политической оппозиции  достаточно сложно. В этом случае Гельман использует типологию Линца, разделение оппозиции на лояльную, полулояльную и нелояльную. В самом общем виде критерии лояльности, по Линцу, принятие легальных рамок политической борьбы и отказ от применения насилия, в то время как опора на насильственные, либо незаконные методы и/или угроза их применения являются признаками нелояльной оппозиции[17].

 В определении  характеристики политических оппозиций  и траекторий их изменения  ключевую роль играют «особенности  политических режимов – степень их состязательности и специфика господствующих политических институтов»78. Состязательность политического режима связана со структурой политической элиты, акторов, влияющих на принятие политически значимых решений. Элементами этой структуры являются интеграция и дифференциация элит. Так, низкая интеграция элит стимулирует принципиальную оппозицию, тогда как высокая, напротив, подрывает ее возможности. Аналогично, низкая дифференциация элит не оставляет места для лояльной оппозиции, а высокая снижает потенциал нелояльности.

Информация о работе Оппозиция