Организация государственного управления в субъектах РФ (на примере Республики Дагестан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – охарактеризовать государственное управление в республике Дагестан.
В соответствии с поставленной целью раскрываются следующие вопросы:
- общая характеристика субъекта;
-система органов государственного управления в республике;
-взаимодействие республики Дагестан с Российской Федерацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА
1.1. Географическое положение
1.2. Столица Дагестана
1.3. Транспортные связи
1.4. Население
1.5. Основные социально-экономические показатели
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Государственное устройство
2.2. Президент
2.3. Конституция
2.4. Законодательная власть
2.5. Исполнительная власть
2.6. Правительство Республики Дагестан
2.7. Судебная власть
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная №2 по Системе ГиМУ1.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

     За  последние годы принципиально изменилась система расселения национальностей, в основном это связано с переселением части горцев на равнину. На территории многих административных районов - мест традиционного проживания - зарегистрирована лишь половина коренных народов. За пределами республики проживает многочисленная дагестанская диаспора. Это произошло как в результате войн в досоветский период истории (миграция в страны мусульманского Востока, прежде всего, Турцию, Сирию, Иорданию), неблагоприятного социально-экономического положения по сравнению с другими регионами бывшего СССР (миграция во все регионы СССР, прежде всего, в Москву, Казахстан, Туркменистан, края и области Северного Кавказа), так и в результате распада Советского Союза. По переписи 1989 года за пределами республики на территории СССР проживало свыше 619 тысяч человек. Однако в последние годы из-за различных негативных причин значительная часть дагестанской диаспоры вынуждена покидать места прежнего проживания и возвращаться на исконные земли, что создает большие проблемы с их обустройством.

     Численность населения, проживающего в сельской местности, пока выше городского. До последнего времени удельный вес жителей  городов непрерывно увеличивался из года в год. Если в 1939 году в городах  проживало 22 процента населения, в 1970 году - 36 , то в 1997 уже - 41 процент. В городах и поселках городского типа проживают 848 тысяч человек. Города и особенно столица, а также районные центры играют важную роль в жизни республики. В них расположены административные органы, размещены большинство промышленных предприятий, сосредоточены учебные заведения, учреждения культуры, редакции газет и журналов, радио- и телестудии. Городские поселения опережают сельские районы в социально-экономическом развитии. В них интенсивно протекает обмен культурными ценностями, идет сближение разных групп населения. Города расположены на равнине, только город Буйнакск находится в предгорной зоне.

     Сельское  население составляет 1132 тысячи человек. В 10 равнинных районах насчитывается  около 450 тысяч жителей. В предгорных районах проживает около 240 тысяч человек. Это самая густонаселенная природно-хозяйственная зона. На 22 горных района приходится около 410 тысяч человек. Средняя плотность сельского населения (на один квадратный километр) составляет 23 человека. В равнинных районах 18 человек. Наивысшая плотность населения отмечается в Дербентском и Хасавюртовском районах - 81 и 65 человек соответственно. В предгорных районах 36 человек. В горной части 22 человека. При этом в шести районах она достигает 36-57 человек. Это очень высокая плотность для горной зоны. А в равнинном Ногайском и высокогорных Цунтинском, Рутульском, Тляратинском районах 3-9 человек. Для республики характерны разбросанность сельских населенных пунктов и большая доля (20 процентов) мелких поселений, особенно в горах. Сельские поселения на равнинах и в горах резко отличаются по своему облику. В равнинных районах преобладают крупные села с фруктовыми садами и виноградниками, с прямыми улицами. В горах же аулы «лепятся» к склонам гор. При этом один дом нависает над другим: крыша нижнего дома иногда служит двором или полом расположенному выше. И так в несколько этажей. Улиц же в прямом смысле здесь нет. Для поселений неслучайно были выбраны самые неудобные места: все годные площадки использовались под посевы, а в давние времена такая труднодоступность спасала жителей селений от врагов.

     Из  общей численности трудовых ресурсов занято 70 процентов. Из них две трети  в материальном производстве и одна треть в непроизводственной сфере. Количество безработных достигает более 8 процентов, пенсионеры - 18 процентов населения. В целом можно заключить, что общая демографическая ситуация и размещение населения по территории является благоприятным.

     1.5. Основные социально-экономические показатели

     Прошедший 2009 год проходил в условиях мирового финансово-экономического кризиса. В Республике Дагестан, как и в других регионах Российской Федерации, проводились мероприятия по смягчению влияния кризиса на экономику и социальную сферу. Указом Президента Республики Дагестан был образован Совет по антикризисным мерам, Правительством Республики Дагестан был утвержден План мероприятий по предотвращению негативного влияния финансового кризиса. Проводилась работа по взаимодействию органов исполнительной власти республики с муниципальными образованиями, во всех муниципальных образованиях республики созданы Советы и утверждены Планы антикризисных мер.

     Меры, принимаемые органами исполнительной власти по выполнению антикризисных  мероприятий, направленных на повышение  устойчивости экономики республики, позволили сохранить положительную динамику основных социально-экономических показателей, о чем свидетельствуют предварительные итоги за 2009 год.

     Прирост темпов к 2008 году составил: промышленного  производства - 9,3%, сельского хозяйства - 5%, инвестиций в основной капитал - 12,5%, строительства - 15,7%, оборота розничной торговли - 10,6%, объема платных услуг населению -12,2%, реальных располагаемых денежных доходов - 12,7%, номинальной среднемесячной заработной платы - 18,2 процента. Увеличение темпов в основных секторах экономики обеспечило рост индекса выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности на 11 процентов.

     Позитивным  является то, что удалось сохранить  финансовую и социальную стабильность в условиях кризиса, сдержать безработицу. Инфляция в прошедшем году была на 3,8 процентных пункта ниже 2008 года (111,9% против 115,7%), но превысила среднее значение по Российской Федерации (108,8%).

     Индекс  промышленного производства по итогам за 2009 год увеличился на 9,3%, в том числе в обрабатывающих производствах - на 10,7%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 14,9%, в добыче полезных ископаемых - снизился (91,1%).

     Темпы основных показателей транспортного комплекса республики в целом и по видам были ниже уровня 2008 года. Грузооборот организаций всех видов транспорта республики за 2009 год составил 14,1 млрд. т-км, или 93,1% к предыдущему году. Пассажирооборот всех видов транспорта вырос по предварительным данным на 5,4% и составил 4,9 млрд. пасс.-км. Рост пассажирооборота обусловлен значительным увеличением в прошедшем году оборота автомобильного транспорта республики (на 12,1%).

     Доходы  от услуг связи за 2009 год составили 8,4 млрд. руб., что на 9,7% выше предыдущего года.

     По  итогам за 2009 год объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 5 % к уровню 2008 года и составил 45,2 млрд. рублей. Продукция растениеводства увеличилась на 5,3%, животноводства - на 4,8 %. Увеличилось производство продукции растениеводства, кроме зерна, а также животноводческой продукции. Поддержка сельхозтоваропроизводителей республики осуществлялась путем субсидирования части затрат отдельных видов деятельности, льготного кредитования, финансирования мероприятий социального развития села, поставки техники по лизингу, реструктуризации задолженности по платежам в бюджет.

     В прошедшем году в республике сохранялся рост инвестиционной активности. Объем  инвестиций в основной капитал вырос на 12,5% к 2008 году и составил 100,9 млрд. руб. Рост инвестиций обеспечил увеличение объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство", до 53,6 млрд. руб., или на 15,7% к предыдущему году.

     Ввод  жилья за счет всех источников финансирования в республике по предварительным данным за 2009 годы составил 1076,6 тыс. кв. метров, превысив темп 2008 года на 5,3 процентных пункта. Объемы жилищного строительства возросли, в основном, за счет средств частных инвесторов. Из общей площади введенного жилья 82,2% построено за счет средств индивидуальных застройщиков.

     Кроме жилых домов, в республике за счет всех источников финансирования был обеспечен ввод объектов производственного и социально-культурного назначения, осуществлялась реализация инвестиционных проектов.

     В 2009 году были реализованы проекты - "Строительство овоще-фруктохранилища в Кизлярском районе на 3,5 тыс. тонн", "Организация производства консервной продукции" (г. Хасавюрт), I этап проекта "Производство солнечных модулей, светодиодных светильников и энергосберегающих приборов" (г. Дербент).

     Продолжена  реализация ряда инвестиционных проектов: строительство стеклотарного завода "Анжи-стекло", завода по производству листового стекла флоатметодом, организация добычи и переработки гипсового сырья, строительство и реконструкция животноводческих комплексов и разведение КРС молочного направления, создание сети овоще-фруктохранилищ, строительство туристических объектов и т.д.

     В рамках реализации механизма частно-государственного партнерства на территории республики в 2009 году осуществлялись работы по созданию 7 инвестиционных площадок промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа со всей необходимой инфраструктурой, из них: 6 инвестиционных площадок - по ФЦП "Юг России" и 1 площадка - за счет средств Инвестиционного фонда РФ и республиканского бюджета РД.

     Бюджет республики был социально направленным. В прошедшем году социальные обязательства осуществлялись своевременно. Доходы консолидированного бюджета РД за 2009 год увеличились по сравнению с 2008 годом на 22,4% и составили 64,4 млрд. руб., объем налоговых и неналоговых доходов составил 13,7 млрд. руб. (96,2 % к уровню 2008 года).

     На  начало 2010 года задолженность по заработной плате в республике отсутствовала.

     В республике, как и в предыдущие годы, сохранялся естественный прирост  населения. По предварительным данным численность постоянного населения республики увеличилась в среднем за год на 26 тыс. человек, или на 1%.

     За  прошедший 2009 год ситуация на рынке труда характеризовалась незначительным снижением официально зарегистрированной безработицы по сравнению с 2008 годом, на конец декабря 2009 года в государственных учреждениях службы занятости было официально зарегистрировано 45,8 тыс. человек безработных, что составило к соответствующему периоду 2008 года 97,9%.

     В 2009 году суммарный ввод новых рабочих мест постоянного и временного характера, созданных в республике в рамках реализации отраслевых и территориальных программ социально-экономического развития, а также инвестиционных программ и проектов, составил 26,4 тыс. единиц, в том числе 13,3 - постоянных, 6,7 - сезонных и 6,4 - временных рабочих мест.

     Несмотря  на относительно стабильную ситуацию на рынке труда, уровень безработицы  в республике превышает средне российское значение (по предварительным данным за 2009 год: общей в соответствии с методологией МОТ - в 1,6 раза, зарегистрированной - в 1,3 раза). В республике сохраняется относительно высокий уровень безработицы, обусловленный опережающим ростом трудовых ресурсов, отсутствием достаточного числа постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности.

     Дагестан  отстает по большинству социально-экономических  показателей на душу населения от средних показателей по России. Так, среднемесячная заработная плата за 2009 год (8981 руб.) была в 1,3 раза ниже, чем  в среднем по Северо-Кавказскому  федеральному округу (11579 руб.) и в 2,1 раза меньше средне российского уровня (18795 руб.).

     В целом, несмотря на положительную динамику основных социально-экономических  показателей республики, стартовые  условия при переходе к рыночной экономике изначально были низкими, в связи, с чем остается ряд проблем, сдерживающих развитие.

     В настоящее время приоритетными  направлениями экономического развития Республики Дагестан определены: топливно-энергетическое, агропромышленное, производство стройматериалов, санаторно-курортное и туристско-рекреационное, транспортно-консолидирующее и логистическое, инновационно-технологическое.

     ГЛАВА 2. Система органов государственного управления

     2.1. Государственное устройство

     Республика  Дагестан - Дагестан есть единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана.

     Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

     Государственную власть в Республике Дагестан осуществляют 
Президент Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан
Правительство Республики Дагестан
суды Республики Дагестан.

     Президент Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную власть Республики Дагестан.

     Президент Республики Дагестан наделяется полномочиями Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном  федеральным законом и Конституцией Республики Дагестан, сроком на четыре года.

     Народное  Собрание - парламент Республики Дагестан - является постоянно действующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти Республики Дагестан.

     Народное  Собрание Республики Дагестан состоит из 72 депутатов и избирается сроком на четыре года.

     Правительство Республики Дагестан является постоянно  действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан.

Информация о работе Организация государственного управления в субъектах РФ (на примере Республики Дагестан)