Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, не государственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Содержание

Введение
I. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
II. Президент Российской Федерации и исполнительная власть.
III. Виды органов исполнительной власти
IV. Правительство Российской Федерации
V. Федеральные органы исполнительной власти
VI. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
VII. Территориальные органы исполнительной власти
VIII. Органы местного самоуправления в системе публичной власти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СГМУ.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 

I.   Понятие  и правовой статус органов   исполнительной власти          

 

II. Президент  Российской Федерации  и исполнительная  власть.

 

III. Виды  органов исполнительной власти

 

IV. Правительство  Российской Федерации

 

V. Федеральные  органы исполнительной власти

 

VI. Органы  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

 

VII. Территориальные  органы исполнительной власти

 

VIII. Органы  местного самоуправления в системе  публичной власти

 

Заключение

 

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

    Тема «Органы исполнительной  власти» является важнейшей частью  современного административного  права. Она представ­ляет ту  его часть, которую можно назвать  «правом организации управления»  (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).

 

Законодатель не устанавливает  понятие органа исполнительной власти                      ограничиваясь лишь указанием на существование  единой системы государственных органов исполнительной власти  и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, ,112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных  законах, законах субъектов РФ и иных нормативных   правовых актах их полномочий. В ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» речь идет о системе органов исполнительной власти субъекта РФ. В российском законодательстве встречаются несколько терминов, обозначающих, по сути, органы исполнительной власти: «государственные органы управления», «исполнительные органы»,  «исполнительные органы государственной власти (ч. 3 преамбулы  вышеназванного Закона определяет, что термины «исполнительные органы государственной власти субъекта РФ» и органы исполнительной власти субъекта РФ» используются в законе   в одном значении).                  

 

    

 

I.   Понятие и правовой статус  органов   исполнительной власти          

 

Орган исполнительной власти — это  государственная организация, часть  системы органов государственной  власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

 

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.               

 

1. Государственно-правовая природа  органов исполнительной власти  обусловлена конституционным разделением  государ­ственной власти на законодательную,  исполнительную и судеб­ную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

 

2. Органы исполнительной власти  — это внешняя форма вы­ражения  исполнительной власти. Они образуются  для практи­ческой реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется го­сударственное управление в экономической, социально-куль­турной и административно-политической сферах жизни общества.    

 

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии  с такими принципами их деятельности, как:

 

а) государственная и территориальная  целостность Российской Федерации;                              

 

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;              

 

в) верховенство Конституции РФ и  федеральных законов на всей территории РФ;                              

 

г) единство системы государственной  власти;     

 

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро­ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол­номочий или большей их части в ведении одного органа госу­дарственной власти либо должностного лица;

 

е) разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

 

ж) самостоятельное осуществление  органами исполнительной власти субъектов  РФ принадлежащих им полномочий;

 

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол­номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.         

 

4.Главная задача, органа, исполнительной  власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

 

5. Деятельность органов исполнительной  власти по своему содержанию  имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.         

 

6. Существует организационная структура  органа исполнительной власти, т.е.  наличие в нем государственных  должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который      имеет специальный административно-правовой статус (права,        обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.                   

 

  7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах;  приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

 

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

 

б) контрольно-надзорные функции;

 

 в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

 

г) нормотворческая деятельность;                     

 

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

 

8. Орган исполнительной власти  постоянно и непрерывно действует  на определенной территории РФ.     

 

9. Органы исполнительной власти  наделены правом нормо - творческой  деятельности, т. е. правом издания:  актов управления (административных  актов). Для решения поставленных  задач осуществления функций  государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также

 

обеспечивают решение возникающих  в сфере управления споров и административных дел.

 

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования  реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.      

 

11. Каждый орган исполнительной  власти имеет свое наиме­нование. 

 

12. Федеральными законами и законами  субъектов РФ пре­дусмотрена  ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

 

13. Орган исполнительной власти—  юридическое лицо — имеет гербовую  печать, может вступать в гражданско-правовые  отношения.

 

14. Финансирование органа исполнительной  власти осуществ­ляется за счет  средств федерального бюджета или средств бюд­жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

 

Правовой статус органов исполнительной власти характери­зуется тем, что эти  органы являются самостоятельными и  неза­висимыми именно в осуществлении  предоставленных им полномо­чий. Независимость органов законодательной власти устанав­ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма­тивными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

 

Организационная структура органов  государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой  перечень структурных подразделений  органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

 

 

 

II. Президент Российской Федерации   и исполнительная власть.          

 

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы  государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.

 

  Президент РФ, не будучи главой  исполнительной власти, играет тем  не менее весьма значительную  роль в сфере ее организации  (т. е. формирования системы  органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций компетенции, полномочий).

 

 Президент РФ как глава  государства имеет множество  важнейших полномочий, которые связаны  с организацией и деятельностью  государственных органов исполнительной  власти:

 

1) гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще; всего в области организации и функ­ционирования государственного управления;

 

2) формирует Правительство РФ;

 

3) предлагает для одобрения Государственной  Думе Феде­рального Собрания  кандидатуру Председателя Правительства РФ. (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);    

 

4) обеспечивает согласованное функционирование  и взаимо­действие органов государственной  власти РФ;

 

5) вправе принимать или отклонять  отставку Правительства РФ;

 

6) определяет внутреннюю и внешнюю  политику Российской Федерации  (тем самым он оказывает огромное  влияние на со­держание деятельности  высшего органа исполнительной  власти в стране);                                

 

7) вправе приостанавливать дёйствие актов органов испол­нительной власти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответ­ствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во вре­мени и контролируется по содержанию;

 

8) вправе использовать согласительные  процедуры для раз­решения разногласии  между органами исполнительной  власти Российской Федерации  и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае не достижения согласо­ванного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с иници­ативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.

 

9) представляет Государственной  Думе Федерального Собрания кандидатуру  для назначения на должность  Председателя Центрального банка  РФ; ставит перед Государственной  Думой вопрос об освобождении его от должности;

Информация о работе Органы исполнительной власти