Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, не государственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Содержание

Введение
I. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
II. Президент Российской Федерации и исполнительная власть.
III. Виды органов исполнительной власти
IV. Правительство Российской Федерации
V. Федеральные органы исполнительной власти
VI. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
VII. Территориальные органы исполнительной власти
VIII. Органы местного самоуправления в системе публичной власти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СГМУ.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства  РФ и федеральных министров. 

 

Председатель Правительства РФ назначается Президентом  РФ с  согласия Государственной Думы, а  освобождается от должности также  Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанности исполняет один из его заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.                         

 

 Заместители Председателя Правительства  РФ и федеральные министры  назначаются на должность и  освобождаются от должности Президентом  РФ по предложению Председателя. Правительства РФ они имеют  право подавать заявления отставке.

 

Для членов Правительства РФ устанавливаются определенные обязанности и ограничения. Например, они обязаны в ус­тановленном порядке представлять в налоговые органы сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Члены Правительства РФ не вправе, например: занимать другие должности в органах госу­дарственной власти, органах местного самоуправления и обще­ственных объединениях; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

 

Для обеспечения деятельности Правительства  РФ и организации контроля за выполнением  органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения — департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства РФ.               

 

Правительство РФ руководит работой  федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

 

Правительство РФ решает следующие  общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти:

 

а) утверждает положения о федеральных  министерствах и об иных федеральных  органах исполнительной власти, устанавли­вает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

 

б) устанавливает порядок создания и деятельности террито­риальных органов  федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

 

в) назначает на должность и освобождает  от должности заместителей федеральных  министров, руководителей федеральных  органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

 

г) в случае необходимости отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливает действие этих актов;

 

д) учреждает организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве  РФ.

 

 К общим полномочиям Правительства  РФ относятся:

 

а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ;               б)осуществление регулирования в социально экономической сфере;                       

 

в) обеспечение единства системы  исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов;

 

г) формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

 

д) реализация права законодательной  инициативы.

 

Законодатель нормативно устанавливает  полномочия Прави­тельства РФ в следующих  сферах: экономики; бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; социальной; на­уки, культуры, образования; природопользования и охраны ок­ружающей среды; законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны и государственной безопасности Рос­сийской Федерации; внешней политики и международных от­ношений.

 

Для того чтобы исполнять установленные  за Правительством РФ полномочия оно  определяет порядок принятия своих  решений: постановлений и распоряжений Правительства РФ. Акты имеющие нормативный  характер, издаются в форме постановлений  Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, — в форме распоряжении Правительства РФ. Постановления распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем.

 

Правительства РФ, публикуются в  установленном порядке в официальных изданиях и обязательны к исполнению Российской Федерации. Датой официального; опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста; в одном из официальных изданий Российской Федерации.

 

Постановления Правительства РФ за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера, подлежат официальному опубликованию  не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.           

 

 Постановления Правительства  РФ, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постанов­ления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства-РФ не предусмотрен иной порядок вступления их в силу распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

 

Акты Правительства РФ могут  быть оспорены в суде. Прави­тельство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие  правового характера.

 

Основные решения и акты Правительства  РФ обсуждаются и принимаются  на его заседаниях. Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председа­теля Правительства РФ и федеральные министры должны уча­ствовать в заседаниях лично. В случае невозможности их учас­тия в заседании они информируют об этом Председателя Пра­вительства РФ.

 

В заседаниях Правительства РФ вправе принимать участие представители  палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ, Генеральной  прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального Банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

 

Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства  РФ для решения оперативных воп­росов. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов этого Президиума.

 

Его решения не должны противоречить  решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

 

 Координационные органы, образуемые  Правительством РФ для обеспечение  согласованных действий заинтересованных  органов исполнительной власти  в решении определенного круга задач, называются комиссиями. Консультативные органы, образуемые Правительством РФ для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер, называются советами и являются  постоянно действующими совещательными органами.

 

В соответствии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие Правительства РФ и  других органов государственной  власти.  Президент РФ имеет право  председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума РФ.

 

Правительство РФ осуществляет необходимую  координацию деятельности федеральных  органов исполнительной власти, ведающих  вопросами обороны безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

Президент РФ может отменить постановления  и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам и указом Президента РФ. В предусмотренных Конституцией РФ,  случаях Председатель Правительства РФ может временно исполнять обязанности Президента РФ.

 

 Правительство  РФ слагает свои полномочия  перед вновь избранным Президентом  РФ. Решение о сложении Правительством  РФ своих полномочий и оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется  Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.  

 

Правительство РФ имеет право законодательной  инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

 

Правительство РФ в пределах своих полномочий;

 

а) производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность-полного  и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

 

б) обеспечивает исполнение судебных решений. В пределах ведения Российской Федерации и  ее полномочий по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам их совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.

 

Между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи и отношения. Они проявляются  в прямом организационном подчинении органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному Правительству по отдельным вопросам, а также в координации совместных действий и принятии совместных решений. Особенно важно взаимодействие этих органов исполнительной власти при осуществлении ими полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочий, передаваемых в порядке делегирования федеральным органом исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ либо в порядке делегирования органом исполнительной власти субъекта РФ федеральным органам исполнительной власти.

 

V. Федеральные  органы исполнительной власти

 

Конституция РФ устанавливает систему органов  исполнительной власти в Российской Федерации. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение в Консти­туции РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведений Российской Федерации относятся  установление системы федеральных органов исполнительной власти порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организаций системы органов государственной власти. На уровне Российской Федерации по данному вопросу должны приниматься федеральные законы. До настоящего времени федеральный закон о системе федеральных законов исполнительной власти не принят, поэтому не устанавливает своими указами Президент РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ определяется этими субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральными законами.

 

Система федеральных органов исполнительной, власти представляет  собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными моральными нормативными правовыми актами и имеющие специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.                 

 

К числу федеральных органов  исполнительной власти относятся следующие:

 

1.  Правительство РФ.                      

 

2. Федеральные министерства, которые  являются федеральными органами  исполнительной власти, осуществляющими  функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в  установленной  сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет  входящий в состав Правительства  РФ министр РФ (федеральный министр). Федеральное  министерство самостоятельно осуществляет правовое  регулирование в установленной сфере деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. 

 

Федеральное министерство вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные  функции, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ).        

 

3. Федеральные службы являются  федеральными органами исполнительной  власти, осуществляющими функции  по контролю и надзору в  установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной бе­зопасности, защиты и охраны Государственной границы Рос­сийской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме слу­чаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору — также управление государственным иму­ществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.                             

Информация о работе Органы исполнительной власти