Особенности развития политической системы в Российской Федерации и в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей контрольной работы являются: формирование определения политической системы, рассмотрение её структуры, классификаций и функций, а также рассмотрения особенностей развития политической системы в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие политической системы общества, ее сущность и структура…………………….4
2. Классификация и функции политических систем……………………………………….…6
2.1. Классификация политических систем…………………………………………………….6
2.2. Функции политических систем ……………………………...…………………..……….10
3. Особенности развития политической системы в Российской Федерации и в Республике Татарстан……………………………………………………………………………………..…13
3.1. Особенности развития политической системы в Российской Федерации…………….13
3.2. Особенности развития политической системы в Республике Татарстан………………15
Заключение………………………………………………………………………………….…..18
Список использованной литературы……………………………………………………….....20

Вложенные файлы: 1 файл

политическая система общества.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Понятие политической системы общества, ее сущность и структура…………………….4

2. Классификация и функции политических систем……………………………………….…6

2.1. Классификация  политических систем…………………………………………………….6

2.2. Функции политических систем ……………………………...…………………..……….10

3. Особенности развития политической системы в Российской Федерации и в Республике Татарстан……………………………………………………………………………………..…13

3.1. Особенности развития политической системы в Российской Федерации…………….13

3.2. Особенности развития политической системы в Республике Татарстан………………15

Заключение………………………………………………………………………………….…..18

Список использованной литературы……………………………………………………….....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Всякий социальный процесс  протекает, как правило, в рамках определенных социальных институтов, отношений и норм. Политическая жизнь  общества также осуществляется с  помощью особого социального  механизма, включающего в себя как  специфические социальные институты, так и соответствующие социальные и правовые нормы. В отечественной политико-социологической литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Сходных позиций придерживаются большинство политологов. Как следует из приведенного определения, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой вокруг нее формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др. С учетом вышеизложенного структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем.

Многообразие политических систем, существующих в современном  мире, указывает на то, что на процесс  их формирования и функционирования оказывает влияние множество  факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия  и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности  и неповторимость. Однако теоретический  и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить  роль универсальных механизмов и  закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций  политических систем состоит в определении  достаточности условий, позволяющих  политическим институтам эффективно функционировать  и успешно выполнять свои политические роли.

Политическая система, будучи компонентом или подсистемой  более общей социальной системы, каковой выступает общество, выполняет  по отношению к нему и другим его  подсистемам определенные функции, которые более подробно будут рассмотрены ниже.

Целью настоящей контрольной работы являются: формирование определения политической системы, рассмотрение её структуры, классификаций и функций, а также рассмотрения особенностей развития политической системы в Российской Федерации и Республике Татарстан.

 

  1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

 

Понятие «Политическая система общества» получила распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Первым наиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Идеи Д. Истона в дальнейшем широко использовались большинством ученых, изучавших проблемы политической системы общества.

Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно - контрольной ролью самой политики.

Политическая система  конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического  режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), политико-правового  статуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовыми  структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.) и т.д.

В отечественной  политико-социологической литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Сходных позиций придерживаются большинство политологов. Как следует из приведенного определения, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой вокруг нее формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др. С учетом вышеизложенного структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем.

Первой из них является совокупность субъектов – носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе.

Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.

Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны.

Четвертое, особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства.

Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной.

Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.

 

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

    1. Классификация  политических систем

Многообразие политических систем, существующих в современном  мире, указывает на то, что на процесс  их формирования и функционирования оказывает влияние множество  факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия  и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности  и неповторимость. Однако теоретический  и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить  роль универсальных механизмов и  закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций  политических систем состоит в определении  достаточности условий, позволяющих  политическим институтам эффективно функционировать  и успешно выполнять свои политические роли.

Типология политических систем осуществляется на основе учёта различных  признаков. Одна из первых классификаций  исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и т.д.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются:

  • демократические;
  • либеральные;
  • тоталитарные;
  • авторитарные.

Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. Либеральная политическая система предполагает общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет 5 их основных разновидностей:

1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;

3) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ;

5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись:

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая политические системы.

Основанная на классовой  теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии  является противопоставленность каждого  из выделенных типов друг другу.

В соответствии с социальной основой выделяются:

  • военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);
  • гражданская;
  • национально-демократическая система;
  • буржуазно-демократическая политическая система.

Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением  свободных выборов, упразднением военных  структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием  нового законодательства.

Широко  распространено деление политических систем на:

  • Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.
  • Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г.Алмонд выделил 4 типа политических систем:

  • англо-американская;
  • европейско-континентальная;
  • доиндустриальная и частично индустриальная;
  • тоталитарная.

Информация о работе Особенности развития политической системы в Российской Федерации и в Республике Татарстан