Политичекая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:21, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Понятие формы государства и её элементы……………………………….5
II. Общая характеристика формы правления……………………………….7
2.1. Основные черты монархической формы правления………….7
2.2.Признаки и виды республиканской формы правления……….9
III. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства, его виды………………………………………………………….12
3.1. Унитарное государство………………………………………..12
3.2. Федерация……………………………………………………...13
3.3. Конфедерация………………………………………………….14
IV. Виды политических режимов…………………………………………….15
4.1. Демократия и её формы……………………………………….15
4.2. Антидемократические режимы и их признаки………............17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат1.docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

б) кастильскую, когда в числе наследников  могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество;

в) австрийскую, при которой женщины  имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

г) шведскую, при которой мужчины  и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства.

Суть  семейной системы наследования заключается  в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или  царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.

Монархическая форма правления имеет три  разновидности: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.

Дуалистическая монархия — это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дворянства, являясь своеобразным компромиссом между ними. Законодательная власть при этом фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсутствуют. Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906—1917 гг., Германская империя в 1871—1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Некоторым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, однако в «чистом» виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются парламентарными. Парламентарная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной — правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно-указное законодательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается  в политику, но это не означает, что  он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно  принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться  в ситуации возникновения угрозы существующему строю.

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию  эмиратов); патриархальная монархия в  Свазиленде (где король, по существу, вождь племени); монархии Британского  Содружества — Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства  формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством). Особо следует отметить теократию — такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве  сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

2.2.Признаки  и виды республиканской формы  правления

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризуется  несколькими признаками:

1) источником власти признается  народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип  принятия решений;

3) все высшие органы государственной  власти избираются населением  или формируются парламентом  (принцип выборности);

4) органы государственной власти  избираются на определенный срок, по истечении которого слагают  свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на  принципе разделения властей,  четком разграничении их полномочий;

6) должностные лица и государственные  органы несут ответственность  за свои действия (принцип ответственности).

Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентскую и  смешанную.

Президентская республика — это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все назначения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако ответственно правительство только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший законодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

Парламентская республика — это  такая форма республики, при которой  во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент и  т. п.), а правительство формируется  парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед  главой государства. В отличие от президентской в парламентской республике глава государства избирается на заседании парламента, который он может распустить по рекомендации правительства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер-министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность. Парламентская республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика — такая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. Как и в президентской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республики — Франция, Россия.

Во  всех разновидностях республиканской  формы правления президент имеет  право отлагательного вето, которое  может быть преодолено квалифицированным  большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства  широко пользуется только в президентских  и смешанных типах республик.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской  монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства, его виды

Если  форма правления характеризует  государства с точки зрения порядка  формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную  структуру страны.

Форма государственного устройства — это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные  образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении  государственных образований: союзных  республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

3.1. Унитарное государство

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Гражданство унитарного государства — единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют. В унитарном государстве функционирует и единая система права. Существует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию. Единая судебная система осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы унитарного государства — звенья единой централизованной системы. Налоговая система унитарного государства — одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают  небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия— это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

3.2. Федерация

Другой  формой государственного устройства является федерация, представляющая собой сложное  союзное государство, возникшее  в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной  политической самостоятельностью.

Территория  федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют  собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным  суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации  существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и  при ее формировании используется принцип  равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости  от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации  — двойное: каждый гражданин —  гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две  правовые системы: федеральная и  субъектов федерации. Последние  имеют право принятия собственной  конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов  федерации не должны противоречить  федеральному законодательству.

Наряду  с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь  собственные суды. Федеральная конституция  устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. Налоговая система федерации  — двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную  казну, существуют и налоги субъектов  федерации. Федеративным государственным  устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют национально-государственные  и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет  место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации  образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе же административно-территориальной  федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США  и др.).

Информация о работе Политичекая культура